Кадр из фильма "Небо зовет". 1959 г.
Тема космоса в кинематографе очень интересна и, как оказалось, здесь есть над чем всерьез поразмышлять. И вопрос «Кто первый?» на имеет в этих размышлениях решающего значения. Гораздо интереснее то, как люди приступают к творческому переосмыслению чего-то неизведанного.
В этом ключе известная фраза Лукаса о том, что без Клушанцева он бы «не смог даже подступиться к своему фильму», приобретает буквальное звучание.
Фильмы на космическую тематику появились значительно ранее, чем ученые начали серьезные разработки по выходу человека в космос.
Но до определенного момента в таких фильмах сам космос был чем-то условным. Условные виды, условная техника, условные роботы. В конце концов смысл таких фильмов сводился к приключениям людей в странных декорациях. Перелом наступил, конечно тогда, когда «киношники» задумались, а как там все «по науке». По науке оказалось все гораздо масштабней, интересней, реалистичней и поучительней!
Известный советский художник-постановщик и художник-декоратор Юрий Павлович Швец считал, что фантазия должна быть ограничена рамками определенной реалистичности, подчиняя сюжет законам существования мира. Эта реалистичность обеспечивала определенное отношение к данной категории фильмов в обществе. Они больше не воспринимались, как чисто развлекательные, но становились своеобразным эпосом будущего, герои которого могли быть примером для молодежи.
В хронологическом порядке одним из первых советских фильмов подобного рода является «Космический рейс» (1935), консультантом которого был сам Циолковский!
Художником этого фильма был известный по многим советским картинам Юрий Швец («Вредитель» (1929), «Секрет рапида» (1930), «Газетчики» (1931), «Фронт» (1931), «Город под ударом» (1933), «Новый Гулливер» (1935), «Балтийцы» (1937), «Золотой ключик» (1939), «Гибель "Орла"» (1940), «Подводная лодка Т-9» (1943), «Аршин-мал-алан» (1945), «Фатали-хан» (1947), «Тайна горного озера» (1954), «Вселенная» (1957, с Клушанцевым), «Новые похождения Кота в сапогах» (1958), «Небо зовёт» (1959), «Утренняя звезда», «В шесть часов вечера после войны», «Мечте навстречу» (1963), «Луна» (1965, документальный, с Клушанцевым), «Георгий Саакадзе» и многие другие), судьба которого после этой работы сильно изменилась. Работа с Циолковским оказала на него серьезное влияние. И вся дальнейшая жизнь Швеца оказалась связана с космическими сюжетами.
«Не раз Швец вместе с режиссером фильма В. Журавлевым ездил в Калугу. Старый ученый стал соавтором создаваемой картины. Он требовал от киноколлег точности, исправлял в сценариях малейшую вольность с наукой, подготовил специальный «Альбом космических путешествий», заполненный своими расчетами, схемами, рисунками, в которых даже изобразил для съемочной группы, как именно должен выходить космонавт через люк корабля без разгерметизации кабины, как будет передвигаться в космосе вокруг ракеты.
В эскизах, привезенных Швецом, Циолковского интересовало абсолютно все: цвет неба вокруг Луны, цвет немигающих звезд, движение теней и их густота, положение Солнца и Земли на небе Луны, поскольку в фильме шла речь о том, как попадает человек на планету и что делает на Луне. Особенно обрадовали молодого художника слова похвалы Циолковского, что созданные им конструкции «по всем законам механики, техники» правильны...»
Кадр из фильма "Космический рейс". 1935 год
Творческих подход художника во многом определяет успех того или иного проекта. Но настоящая научная фантастика выросла все же из учебных фильмов. По большей части, конечно, этот процесс происходил в Советском Союзе в силу особенности развития советской науки и советского образования.
И здесь, необходимо вспомнить фильмы
Павла Клушанцева, который одним из первых кинематографистов начал всерьез работать над технологической стороной научно-фантастических фильмов.
Так кинематограф вступил в эру научной фантастики.
И тут пути западного и советского научно-популярного кино разделились. На Западе оно не вышло за рамки развлекательного.
В Советском союзе судя по всему развернулись серьезные дискуссии. На какую аудиторию должны быть рассчитаны такие фильмы? Достойны ли такие фильмы внимания взрослого, зрелого зрителя? Или это кино будет юношеским?
Читая воспоминания Клушанцева, можно предположить, что мнений было больше чем одно: «Одним словом, я за строжайшую четкость и научную правду в научно-популярных фильмах. Мнение о том, что наши фильмы должны быть рассчитаны на дифференцированную аудиторию, спорно. Я на своем опыте убедился, что возможны фильмы «многослойные», в которых зритель сам берет доступную ему глубину. И все смотрят с удовольствием. И школьник, и рабочий, и ученый».
Дискуссии не оставили следа в каких бы то ни было источниках, но очевидным образом точка зрения, что подобные фильмы должны быть юношескими и образовательными была учтена, и в этом есть определенная логика.
Наука бешеными темпами развивается, родители и школа могут не поспевать за этим развитием, а подрастающее поколение с необходимостью должно идти в ногу со временем.
И тут уж воистину «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Снимая научно-популярные фильмы и показывая их по телевидению и в кинотеатрах можно хотя бы немного уменьшать разрыв между научным прогрессом и уровнем образования и эрудиции людей, не связанных вплотную с наукой.
И от того, насколько успешно будут реализовываться подобные проекты, очевидно, зависит будущее страны!
То есть тема взаимоотношений кинематографа, советского космоса и воспитания юношества - это ни больше ни меньше как тема будущего цивилизации.
(и вот только не надо тут про искусство для искусства. Гоголя не желаете:
«Я писатель, а долг писателя - не одно доставленье приятного занятья уму и вкусу; строго взыщется с него, если от сочинений его не распространится какая-нибудь польза душе и не останется от него ничего в поучение людям».
Не хотите Гоголя, пожалте Пушкина:
И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что прелестью живой стихов я был полезен
И милость к падшим призывал.
Пушкина мало, прошу Языкова:
Так ты, поэт, в годину страха
И колебания земли
Носись душой превыше праха,
И ликам ангельским внемли,
И приноси дрожащим людям
Молитвы с горней вышины,
Да в сердце примем их и будем
Мы нашей верой спасены.
Но, прошу прощения, вернемся к теме)
У «космической темы» были увлеченные сторонники и как бы теперь сказали «лоббисты». Художники, сценаристы, режиссеры, их имена может быть не так известны, как они этого заслуживают, но это наследие еще предстоит переосмыслить.
Например, Алексей Сазонов, который писал сценарий к фильму Клушанцева «Вселенная», вышедшему в 1957 году, продолжил работать в этом жанре и в 1959 году стал автором сценария юношеского фильма «Небо зовет» (в соавторстве с Е. Помещиковым и М. Карюковым). Это советский фантастический художественный фильм, поставленный на киностудии им. А. Довженко режиссёрами Александром Козырем и Михаилом Карюковым.
Сазонов Алексей Николаевич (1910-1993) - советский и российский сценарист, ко времени создания фильма - начальник Главного управления по производству документальных и научно-популярных фильмов Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР. Казалось бы, человек при должности, сиди себе жизни радуйся. Так нет. К звездам его тянет. Удивительное это было место - Советский Союз, да…
Художником же «Неба» стал уже упоминаемый Юрий Швец, который так же работал с Клушанцевым над фильмами «Вселенная», «Луна».
Вообще Швец - это художник космоса. Он не только делал эскизы к фильмам. Он писал космос.
Юрий Швец. Стартовая площадка орбитальной космической станции
Между прочим, идеи и рисунки Ю. Швеца были использованы Стэнли Кубриком при создании своего фильма «Космическая одиссея 2001 года».
Фильм «Небо зовет» 1959 года стал очередной вехой в советской фантастике.
Кадр из фильма "Небо зовет". 1959 г.
В этом фильме важно все, начиная с названия и заканчивая многообразными оттенками чувств героев. Это очень цельный и масштабный фильм, затрагивающий самые тонкие струны человеческого существа, до сих пор впечатляющий своим качеством (если Ваш глаз не замылен современной фантастикой).
Кадр из фильма "Небо зовет". 1959 г.
Космос в нем не какая-то условность за глухой стеной, а часть открытого человеком мира. Реалистична не только техника, но и сам человек. Пожалуй, для современной молодежи что-то в этих людях покажется непривычным, но многое из показанного - абсолютная реальность.
Кадр из фильма "Небо зовет". 1959 г.
Встреча Юрия Гагарина
Фильм рассчитан на молодежную аудиторию. Все в нем - призыв к действию, к освоению новых пространств и высот. Это знаменуют собой и слова одного из главных героев: «Мы только разведчики космоса. И человек овладеет космосом! В добрый путь, юное поколение!»
Кадр из фильма "Небо зовет". 1959 г.
В свете всего вышесказанного оказывается серьезным маркером то, что все ненавистники СССР просто исходят желчью от злости из-за такого подхода к жизни. Не сидится им дома этим Советам, все им надо изменить и покорить, а фильмы у них - сплошь дешевые агитки.
Да! Именно такой подход и был.
В таком подходе скрывается нечто совершенно новое для человечества - желание заменить конкуренцию между людьми, на конкуренцию с внешними силами природы, на усилия по преобразованию мира. И время показало, что такой подход является единственно верным и перспективным. Без него цивилизация загнивает и деградирует, сходит с ума, превращается в жующее стадо или стаю, если хотите.
Так что нам, товарищи, стесняться нечего. Искусство и будущее на нашей стороне.
А к чему же на самом деле призывают радетели искусства ради искусства, с каждым годом становится все яснее и яснее.
Кстати. Фильм «Небо зовет» так же, как и «Планета бурь», был перемонтирован, переозвучен, слегка подправлен в плане сюжета и вышел в США в 1962 году под названием «Битва за пределами Солнца». Маститый американский режиссёр Роджер Корман и зеленый стажер Фрэнсис Коппола, конечно же, создали совершенно деидеологизированный сюжет.
Тут,
тут,
тут,
тут Отдельно тут хочется поговорить о том, как это происходит в литературе, и в чем состоит гениальность Жюль Верна, по сравнению с другими фантастами.