Коммерциализация здравоохранения на одном примере

Nov 09, 2016 11:25



Знаете ли вы, как должна выглядеть коммерциализация здравоохранения (слово-то какое: здраво охранение) в стране, где медицина всегда была бесплатной?
Именно БЕСПЛАТНОЙ.

Да, были отдельные нечистоплотные личности, были перегибы на местах, но в целом советский человек мог лечиться как угодно, сколько угодно и когда угодно. Порой, доводя дело до абсурда, а врачей до сумасшествия.

Моя бабушка с удовольствием лечилась всю жизнь от всевозможных болезней. Врачи, конечно от нее выли и назначали уже все время одно и то же. А бабушка возмущалась, что ее, мол, не лечат. Именно поэтому приход в страну платных восточных техник она встретила как избавление от скуки и серости своей пациентской жизни.

Но это случаи отдельные и их было немного.

Вообще же СССР занимал одно из ведущих мест в мире и по технологическим разработкам, и по уровню специалистов и по качеству лечения (чуть было не написала услуг, вот навязло же уже. Да, в СССР это тоже называлось медицинское обслуживание, но там был совсем другой смысл, поэтому я предпочитаю говорить о лечении).

Наши хирурги делали уникальные операции, к нам ездили учиться со всего мира.

А мы брюзжали, что нам кроме аспирина ничего не прописывают.

В общем, доигрались, как говорится. Идет коммерциализация.

И как она должна выглядеть мало кто себе четко представляет. Кто-то говорит, что система ОМС работает хорошо, кто-то говорит, что она совершенно не работает.

Кто-то говорит о том, что ГЧП нас спасет. Так, например, сторонники внедрения ГЧП обещают что

«в ходе реализации модели ГЧП будет обеспечен «тот минимум социальных услуг, который у нас в стране гарантирован законодательно». Заявляется также, что в больницах, работа которых будет организована по модели ГЧП, установят «специальные нормы обязательного объема бюджетного обслуживания пациентов с полисами обязательного медицинского страхования (ОМС) и на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП)».
Однако оказывается, что эта «норма» будет составлять не более 20-30 процентов от общего объема предоставляемых медицинских услуг в предприятиях ГЧП. То есть, по сути, значительная часть медицинской помощи по факту окажется платной. И лишь незначительный (причем наименее доходный) остаток медицинских услуг сохранится в бесплатной категории обслуживания по обязательному медицинскому страхованию (ОМС).

«Участники ГЧП по действующей российской конституции не обязаны оказывать бесплатную помощь, - комментирует А. Саверский, президент Лиги защитников пациентов, - это обязанность только государственных и муниципальных учреждений». Саверский уверен, что отказ государства от управления муниципальными медицинскими учреждениями - не что иное, как «сворачивание бесплатной медицины и дополнительная возможность заработка для частного бизнеса».

Но написать мне давно хотелось не об этом, а о том, как бизнес уже реально проводит коммерциализацию здравоохранения на примере МЕДСИ.

Очень хорошая статья о том, как построенные на народные деньги больницы, санатории, поликлиники и аптеки утекают в частные руки, вышла в газете «Суть времени» а поэтому я буду ее много цитировать.

Совершенно очевидно, что бизнес, «вливая» инвестиции в социально значимые объекты (в рассматриваемом нами случае - в объекты здравоохранения), будет стремиться их окупить, претендуя на большую часть прибыли.

Причем, «отбивать» эти деньги он будет, опустошая не только кошельки наших граждан, но и бюджет государства. Требуя от государства, например, повысить тарифы ОМС, что, собственно, уже и происходит.

Приведу пример. На московском медицинском рынке давно известна компания «Медси». В 2012 году «Медси» совместно с государственным унитарным предприятием (ГУП) «Медицинский центр Управления делами мэра и Правительства Москвы» создала совместное предприятие. В результате, компания «Медси» получила от города три больницы, четыре поликлиники и три санатория, оцененные аудиторами в сумму свыше 6 млрд рублей. За государством оставлен блокирующий пакет размером в 25,02 % объединенной компании.

Три готовых, оснащенных больницы в городе Москве, четыре работающих поликлиники и три санатория! Только вдумайтесь! Частный собственник не проектировал, не строил, не вкладывался, не оснащал, он просто получил от государства за красивые глаза готовый бизнес.

Говорилось, что образование новой медицинской структуры значительно улучшит качество и доступность медицинской помощи для населения. Предполагалось также, что для модернизации объектов «Медси» привлечет иностранные инвестиции.

Допустим, кому-то не нравилось, как обслуживали в этих поликлиниках и больницах, допустим, считали, что частник будет обслуживать лучше. Но при этом, откуда появилось убеждение, что услуги останутся бесплатными, доступными по ОМС или хотя бы умеренно платными? Кто поверил, что иностранные инвесторы придут сюда, чтобы отдать свои деньги и ничего не получить взамен? Почему было не начать реорганизацию этих предприятий здравоохранения силами государства?

Все это, по меньшей мере, удивительно. Ведь и неподготовленному читателю ясно, что частный бизнес будет работать на себя. И его не устроит работа за маленькие деньги, которые государство выделит по тарифам ОМС, а значит он будет вытеснять ОМС и переходить на платные услуги, повышая свои тарифы. Так и произошло.

Однако получить желаемое не удалось. И в условиях начавшихся экономических трудностей компания вошла в режим экономии и конфронтации с представителями государственного партнера. В итоге в качестве инвестора выступило само государство.

То есть государство еще и начало платить МЕДСИ, чтобы они продолжили обслуживать граждан России. Но, может быть, после такого провала государство отобрало у МЕДСИ все предприятия обратно? И теперь МЕДСИ не является прокладкой между бюджетом и пациентом?

Как бы не так!

Однако ситуация состоит в том, что сегодня пациент с полисом обязательного медицинского страхования (ОМС) попасть в клиники «Медси» в принципе не может. Поскольку «Медси» превратилось полностью в коммерческое предприятие.

Вы думаете что МЕДСИ сейчас - это вот те три больницы в Москве, четыре поликлиники и три санатория? Или может оно стало обычной частной шарашкой, которых полно около каждого метро?
Вы ошибаетесь! На наши с Вами деньги МЕДСИ удалось существенно расшириться. Вот Вам доказательство:



Москва, Центральный округ, улица Красная Пресня.

Как вы думаете, сколько будет стоить такое здание с несколько нескромной декларацией принадлежности? Именно здесь больной со своим полисом ОМС вряд ли получит адекватное лечение! Именно тут на улице со знаковым названием Красная Пресня, на Вас посмотрят, как на нищеброда, посмейте вы обратиться сюда не имея кругленькой суммы денег.



Понимая, что основа всего этого благолепия - народные деньги, проходя все круги ада в попытках получить адекватное медицинское обслуживание, я испытываю множественные и разнообразные чувства с разными эмоциональными оттенками, но одно из них - полное разочарование и недоверие. Отныне и навсегда, если не будет доказательств эффективности на практике, любая реформа будет восприниматься лично мною, как попытка разрушить основы безопасности моей страны со стороны нечистоплотного бизнеса и его лоббистов. Не власть, как таковая, а именно капитал во власти (что и есть капитализм по своей сути) и его пронырливые лоббисты разворовывают и распихивают по карманам страну. Именно с такими конкретными проявлениями социальной несправедливости и надо бороться. Вот тогда и станет понятно, кто и на чьей стороне.

мухи&пчелы, социальная война, многоэтажное человечество, коммерциализация, МЕДСИ, расслоение

Previous post Next post
Up