Кто разрушает систему библиотечного дела или "мы не хотим быть быдлом"

Oct 04, 2014 21:27

Ну вот. Не успели граждане оправиться от реформ здравоохранения, образования, науки, как наши неугомонные реформаторы добрались и до библиотек.
Все как всегда началось вдруг и сверху.
И это кажется странным.
Почему? Потому, что все озвученное идет вразрез с проверенной концепцией библиотеки как таковой.

Что такое библиотека сейчас?

Давайте пойдем и посмотрим, какова сегодня практика работы библиотеки.

Вы не поверите, но я провела эксперимент. Я 5 (пять) часов просидела в библиотеке.
Небольшое, уютное светлое помещение холла с масштабным мозаичным панно, сделанным когда-то мастером с большой любовью. Еще бы, ведь он делал его для детей, он передавал эстафету своего труда и творчества будущим поколениям. И это чувствуется, плотно пригнанные друг к другу кусочки стекла или цветного камня создают увлекательный живой образ, завораживают и будят фантазию.



В холле, да и в зале много цветов, полки с тематическими выставками, везде порядок и чистота.
В книгохранилище (наверно это называется так, я все же не библиотекарь) почтительная тишина. Книги рассортированы тематически, каждой теме соответствует табличка. Книги здесь очень разнообразные: от учебников и классики до прекрасных альбомов с иллюстрациями картин известных художников. Некоторые книги далеко не новые. Они уже несут на себе печать настоящей живой истории и вызывают уважение.
Библиотека - это целый мир, укореняющий ребенка, подростка не только в сегодняшней быстротечной реальности, но и в тех пластах культуры и истории, которые не позволят ему, уже повзрослевшему, превратиться в бессмысленную бумажку-промокашку носимую ветром моды от одной лживой идеи к другой. А взрослые продолжают здесь свое интеллектуальное и культурное развитие.
И многие, очень многие это понимают.
Просидев 5 часов за столиком у входа, я увидела это воочию.
Сюда приходили мамы с детьми, подростки, студенты, взрослые и пожилые люди. Они аккуратно закрывали за собой дверь, здоровались с гардеробщицей и тихо проходили в зал.
Было видно, что они не чужие тут, и что они знают, куда и зачем пришли.
Впрочем, здесь не всегда бывает тихо, каждая библиотека старается проводить у себя разнообразные праздники, конкурсы, лекции, кружки и выставки. Работы здесь хватает.
Ведь библиотека по своему замыслу должна развивать человека, открывать ему новые, неизвестные горизонты культуры, науки и искусства, прививать уважение и серьёзное отношение к истории.
Многие библиотеки носят имена известных писателей, ученых, общественных деятелей. В таком случае это особые библиотеки-музеи, у них своя специфика и этим они вдвойне ценны.
Где концепция реформ?
Да наверно что-то нужно реформировать (на пример зарплату библиотекарей), но то, что делается сейчас это не реформа, или же люди, взявшиеся за дело, просто не понимают, что такое реформа. Хотя, в конце концов, не так уж сложно определиться в терминах. Достаточно предъявить КОНЦЕПЦИЮ.
А ну как она хороша до невозможности, а на этапе реализации все идет шиворот на выворот!? Но гражданам, обеспокоенным читателям библиотек концепцию не показывают. Поэтому давайте разбираться сами. Главное, что необходимо сделать - это ответить на несколько вопросов:
1. Что же это за реформа?
2. В чьей голове рождаются идеи реформ глупцов или врагов?
3. Какой проект реализуется с их помощью?
4. Кто воплощает его в жизнь?
Итак начнем наше расследование прямо с известных фактов:
ФАКТ №1
24.09.2014 Как сообщает пресс-служба Управления культуры Новокузнецка, в Центральной библиотеке имени Гоголя 25 сентября откроется современная столовая «Гоголь-Моголь».
http://nk-tv.net/2014/09/24/v-biblioteke-im-gogolya-v-novokuznetske-otkroyut-stolovuyu-gogol-mogol.html
Справка: идея принадлежит начальнику управления культуры Глебовой Т.Н. Под ее руководством был успешно осуществлен проект «Библиотека - территория толерантности», получивший Российский грант.
Вот это гениальное решение! Рабле нервно курит в сторонке. Хлеба, зрелищ и дешевого глума, вот видимо чего желает госпожа Глебова. Ну, хорошо, может это единичный случай, перегибы, так сказать, на местах? Давайте продолжим.
ФАКТ №2
Вот история борьбы пермской ячейки движения "Суть времени" против реформы библиотеки №1 Имени Л.Н. Толстого, которая заключалась в безобразном ремонте и списании фондов по варварскому принципу:
http://eotperm.ru/?p=1624
http://eotperm.ru/?p=1663
http://eotperm.ru/?p=1686
Статьи большие, и выдергивать оттуда куски не получается, кто заинтересован, прочитайте полностью, не пожалеете.

Дизайн и ремонт в библиотеках - это один из краеугольных камней в реформе. С помощью введения в интерьер развлекательных элементов фокус библиотечной жизни переводится с ПРОСВЕЩЕНИЯ на РАЗВЛЕЧЕНИЕ. Почувствуйте разницу! Это противоречит основным принципам библиотечного дела и подменяет цели. Из сферы воспитательной и образовательной библиотеки переводятся в сферу услуг и развлечений. Чем это чревато, понятно всем.
Внимание очередной вопрос: Зачем перестраивать библиотеки? Если вам нужны досугово-развлекательные центры, сделайте их! Но не трогайте библиотеки! Это совсем другое!
Вам все еще мало? Я продолжу:
ФАКТ №3
В Московской области в поселке Лесной городок активисты движения "Суть времени" так же лицом к лицу столкнулись с проблемой реформирования библиотек. Власти провели смену руководства, поставив людей некомпетентных, но уверенных в необходимости реформирования. Новое руководство потребовало списать все книги старше 2004 года.
Что это как не война с культурой и историей? Ведь многие из хороших книг уже никогда не будут переиздаваться!
Еще примеры:
ФАКТ № 4 И 5
В Москве реформаторы посягнули на Лосевскую библиотеку-музей.
Как я уже говорила подобные библиотеки - это совершенно отдельная категория. Но реформаторов это не останавливает. Они начинают со смены вывесок. Не имея на то никакого права, реформаторы лишают библиотеки их уникальных исторических названий. Вместе с названиями эти библиотеки лишаются истории, своеобразия, традиций, особых форм работы и специально подобранного фонда, перестают быть уникальным местом и уже пригодны к "реформированию".
Так же в Москве под удар попадает Музей-библиотека Н.Федорова, которая является одним из интеллектуальных центров столицы. Это место, где уже много лет работает семинар по «Философии русского космизма», здесь говорят о космосе, русской философии, о литературе, занимаются исследовательской работой, готовятся к изданию книги и т. д. Это площадка для встреч и диалога энтузиастов космонавтики и авиации, философов, литераторов. И одновременно это место, открытое для всех и каждого.

Реформа состоит не только в смене «дизайна», переходе в сферу услуг, сокращении «старого фонда». Библиотеки лишают права формировать заказ на новые издания, рассылают унифицированные комплекты, совершенно не учитывая сложившуюся специфику. Что-то подсказывает мне, что вскоре от библиотек потребуют быть рентабельными (как это было с больницами и школами) и брать деньги за услуги.
ФАКТ № 6
Слияние Московской областной научной библиотеки имени Крупской с Московской областной государственной детской библиотекой и перевод детской библиотеки из Тушино в г. Королев. «…двери библиотеки будут закрыты для пяти тысяч детей без предоставления альтернативы».
Активисты библиотеки разместили обращение на change.org «Требуем остановить уничтожение Московской областной государственной детской библиотеки и сохранить сеть детских библиотек Подмосковья». http://www.change.org/p/%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F и https://www.change.org/p/а-ю-воробьёву-отмените-распоряжение-уничтожающее-детские-библиотеки-подмосковья?recruiter=134789225
Увы, это не помогло. Я позвонила в эту библиотеку. Очень печальная девушка подтвердила: «Сдавайте книги и будем прощаться, мы переезжаем в Королев. Вы же не будете туда ездить…»

То есть опять та же история, что и со школами. Слияние, выселение из хороших помещений, отправка на задворки.
Вот такая вот очевидность в фактах. Но где же все-таки концепция? Давайте посмотрим, что говорят по этому поводу сами реформаторы от власти:
Хотелось бы привести цитату из речи руководителя департамента культуры города Москвы Сергея Капкова:
«В библиотеках сейчас нет необходимости - есть интернет, есть электронные книги. Да и в магазине все сейчас можно купить - в одном только Доме книги на Новом Арбате на полках ежедневно стоят 210 тысяч книг».

Для тех, кто все еще сомневается в намерениях власти, приведу еще цитату оттуда же:
«Однако если я как региональный министр закрою библиотеки и отдам эти деньги, скажем, Олегу Павловичу Табакову, здесь же, в Думе, меня разорвут»

(От себя добавлю: Разорвут, и правильно сделают)
То есть вот так вот нам сразу, сходу выдается программа власти по сворачиванию библиотечной системы. Для этого и осталось то, всего лишь сломить сопротивление гражданского общества и библиотекарей-энтузиастов.
Комментируя цитату, все же хочу задать три вопроса. Как интернет привьет ребенку все, что я перечислила выше? Что конкретно ребенок или взрослый сможет найти в интернете (опыт показывает, что там сплошной мусор, а аутентичные тексты перевираются и правятся, начиная со сказок Пушкина)? И что делать с теми, у кого нет денег на покупку недешевых книг в том же Доме книги?
Для полноты картины назовем еще одно имя, мимо которого невозможно пройти. Ведь человек его носящий, судя по всему, тоже жаждет подвизаться на ниве реформ не только библиотечного дела, но и всего нашего общественного и нравственного уклада вообще.
Вот что говорит Гениева:
«Библиотека перестает быть хранилищем «глиняных табличек». Сюда, если за чем и приходят, так это за социокультурным общением, за человеческой навигацией».
«Человеческая навигация»! черт возьми, неплохо звучит! НО я точно знаю, что отдавать эту навигацию на откуп Гениевым запрещено по соображениям собственной безопасности.
Итак, реформа!
1. Отказ от индивидуальности, уничтожение библиотек-музеев.
2. Перевод из сферы образования и просвещения в сферу услуг и развлечений.
3. Сокращение невзобновимых фондов.
4. Лишение права формировать заказ на новые издания.
5. Слияние библиотек разного назначения, выселение и перенос в явно неподходящее место.
6. Тенденция сократить значимость библиотеки как таковой. Явно выражаемое стремление полностью избавиться от подобного ненужного «пережитка высококультурного прошлого»
Все вышеназванное наглядно демонстрирует четкое понимание реформаторами разрушительного вектора этих реформ. Они сознательно уничтожают то, что было создано для повсеместного, свободного и бесплатного доступа граждан России к высоким образцам человеческой культуры. Делается это все при мощном сопротивлении работников библиотечной сферы.

Ну вот, теперь мы видим, что концепция-то вражеская. Маски сорваны, надо начинать борьбу!
А поэтому, всех неравнодушных приглашаем к нам. Если у вас есть о чем рассказать, чем поделиться, есть идеи на счет создания гражданского сопротивления разрушению библиотечной системы, то вам сюда: http://r-v-s.su/ 8 (800) 100-97-24, E-mail: rvs@r-v-s.su

P.S. Вам могут сказать, что в капиталистическом мире все должно приносить прибыль в том числе и школы, и библиотеки, и детские сады, и научные изыскания, и природоохранные заповедники и… и… и… да все (так и до торговли рабами можно докатиться)! Но тут не все так просто. Есть передовые отрасли, рентабельность которых очень высока, и есть долгосрочные вложения на уровне страны. Так вот страна, желающая быть лидером на мировой арене, должна зарабатывать на высокорентабельных отраслях и по полной программе вкладывать в свое будущее, в том числе и в то будущее, которым станут сегодняшние дети, идущие в библиотеку.

реформа библиотек

Previous post Next post
Up