Часть 1. Ранняя демократия.
Колыбелью нашей цивилизации является Греция.
Древние греки подытожили все знания, которым человечество владело до тех пор, и далеко вперед продвинули науку и искусство, построив прочный фундамент для последующих поколений. Древняя Греция - родина всех наук, театра, искусства, философии, спорта - всего, до чего бы мы не дотронулись.
Почему именно Греция?
Можно предположить, что организация общества, изобретена греками, была наиболее благоприятна для развития человека. Организация, которая давала максимум возможностей для раскрытия личности и талантов человека
Эту организацию древние греки назвали демократией.
Только под демократией они понимали далеко не то, что мы понимаем сегодня.
Демос
Каждый знает, что слово "демократия" значит "народовластие". Но демос - это не просто "народ".
Народ в греческом полисе состоял из демоса, метэков и рабов.
Жителей полиса древние греки разделяли на активных и пассивных.
Политические права имели только активные граждане, но у них же было и много обязанностей, которых не было в пассивных жителей города, например - платить налоги в казну города и при опасности защищать город-полис с оружием в руках, - если ты выполняешь эти требования, можешь участвовать в управлении полисом (слово "политика" от слова "полис" - заниматься политикой у греков значило заниматься делами полиса).
Именно эти активные люди были демосом - те, у которых было из чего уплачивать налог, которые были обучены военному делу; кроме того, условием участия в управлении городом было отсутствие судимости и "чистая" профессия ("нечистыми" профессиями считались, для примера, палачи и могильщики).
Демос - это граждане.
Демократия - это власть граждан.
Метэкос
Метэкос, или метэки - "переселенцы" - свободные люди, которыми были в основном греки из других полисов, прибывшие в данный полис на постоянное жительство, а также отпущенные рабы.
В основном метэки занимались торговлей и коммерцией, платили небольшой налог, поэтому находились под определенной защитой со стороны полиса. В суде и в юридических сделках метэков должен был представлять человек из демоса.
За особые заслуги - например, за доблестную службу в армии, - по его желанию и по решению народного собрания - метэкос мог получить статус демоса. Или за другие заслуги - например, богатый купец получил гражданство за раздачу хлеба народу в неурожайный год, - как было с отцом Пифагора.
Но далеко не каждый метэкос желал стать демосом. Ведь после этого он не мог уже жить спокойно и беззаботно, занимаясь только своим трудом и своей семьей. Не каждый горел желанием свое свободное от работы время посвящать общественной деятельности и заниматься политикой.
Рабы
Кем были те люди, которых мы называем рабами?
В древней Греции было не все так однозначно. Те, кого мы называем общим словом "рабы", в древнем мире были совершенно разными категориями людей.
Были военнопленные - ἀνδράποδον (андраподон). Надо понимать, что, прежде всего, это были враги. Над ними был строжайший надзор, с ними действительно обращались безжалостно - как с врагами, использовали как скот - вплоть до физического истребления.
Именно андраподона, закованного в цепи, с клеймом на теле рисуют нам в учебниках по истории. Но эти люди не были сословием в древней Греции, не принадлежали к греческому народу, это был временный военный трофей, пленные мужчины-солдаты, которым даровали жизнь, и которых использовали для самого тяжелого труда. У них не было семей, они работали до полного истощения и умирали на работе.
И были δοῦλος (доулос) - сословие греческого народа, которое мы тоже называем рабами, но это не так.
Доулос дословно значит "подчиненный", "зависимый", в этом названии не было ничего унизительного. Именно слово "доулос" в греческих текстах Библии используется в словосочетании "Δούλος του Θεού", которое мы переводим как "раб Божий", а по сути это последователи, или подданные Бога.
Согласно древнегреческим авторам, "господин использует доулос как свой инструмент точно так же, как душа считает своим инструментом тело." Например, доулос делает амфору - а хозяин ее разрисовывает. Они вместе работают, как одно целое. (Хотя могло быть и наоборот - если доулос талантлив, разрисовывал амфоры он, а хозяин садился за гончарный круг.)
Как жилось доулосу?
В каждом полисе были разные условия жизни.
Почитаем, что пишет Ксенофонт:
"В Афинах доулос чрезвычайно дерзкий - они не уступают дорогу гражданам, и их нельзя трогать из боязни ударить вместо доулоса гражданина, так как последний здесь внешне не отличается от первого. В Афинах существует даже известный ритуал для введения доулоса в семью. Обычай разрешает ему иметь собственность; благоразумные хозяева ради собственной выгоды лишь за редкими исключениями нарушают этот обычай. Тот же обычай признает брак доулоса законным. В определённые дни доулос освобождается от своих обязанностей: в Афинах таким временем есть праздник Anthesterii, посвященный Вакху, когда господа даже служат своему доулосу. В соответствии с обычаем и закон афинский покровительствует доулосу: виновный в оскорблении чужого доулоса предается суду и платит штраф; своего доулоса господин может наказывать по собственному усмотрению, но не имеет права убить; а если доулос убивает господина, он подвергается обыкновенному суду; доулос, недовольный своим господином, может требовать, чтобы его продали другому хозяину. С согласия господина доулос может также откупиться на волю."
А иногда и просто так доулоса отпускали на волю. Также, когда рабовладелец видел, что у доулоса растет талантливый ребенок, он учил его вместе со своими детьми.
Такова, например, история всем известного Эзопа - поэта, который родился доулосом, и которого хозяин выучил и отпустил на волю.
Отпущенный доулос становился метэкосом.
А метэкос мог стать демосом.
(Выглядит, как карьерная лестница.)
Риторический вопрос - а хотел ли доулос стать демосом? Нужен был ему этот "менингит"?
Скорее наоборот.
Бывало и так, что в семьях демоса и метэкоса дети выбирали быть доулосом, - ведь так жить намного проще, не надо заморачиваться ни проблемами предпринимательства, ни проблемами полиса, не надо взваливать на свои плечи множество обязанностей, и можно тратить свое свободное от работы время на развлечения, а не на общественную деятельность. (Скорее всего, это и стало причиной упадка Древней Греции и демократии… Чем лучше жилось доулосу, тем больше их становилось, - и тем меньше оставалось демоса - граждан.)
Так выглядела демократия в Древней Греции, которую сегодняшняя "наука" называет "ранней демократией" - в отличие от сегодняшней, как будто "зрелой" демократии.
Но именно та, ранняя демократия и была настоящей, построенной на трех принципах:
изономия - «равенство перед законом»,
изегория - «равное право говорить»,
изократия - «равное право на власть».
P. S. Позже появилась еще одна "разновидность" рабов - Sclāvus. Появился этот термин в Римской империи.
В большинстве своем это были мирные жители других стран, которых похищали во время войны, или просто в результате набегов, и продавали в рабство. Другими словами, это жертвы работорговли. Этих людей тоже нельзя считать сословием, даже в Римской империи; судьба этих людей всегда трагична.
Скорее всего, большинство этих людей не выживало, и только небольшая часть смешалась с местным населением и ассимилировалась.
А кому это было выгодно - объединить доулос, андраподон и склавус под общим названием "рабы", показывая только андраподон, и рассказывать нам о Древней Греции как о нечеловеческом обществе, а греческую демократию оболгать и запятнать как рабовладельческий строй?..
Продолжение:
Часть 2. Аристократия. Часть 3. Тирания.