Часть 1. Западная Украина.
Чтобы понять, о чем речь - краткий экскурс в историю.
Что такое Западная Украина и кто такие "западэнцы"?
Сначала была Русь.
И коренными жителями Руси были ру́сы, или русыны́, или ру́сычи (др.-рус. рѹсинъ), по разному они себя называли, но сути это не меняет. Поляки в те времена прилегающие к ним руськие земли называли почему-то разными цветами: Галицкое княжество - Русь Червона (красная), Волынское - Черная Русь, а Полоцкое - Белая Русь.
Позже Галицкое и Волынское княжество объединилось, князь-король Данило построил новую столицу княжества - город Львов (в честь своего сына Льва).
Во времена, когда одни земли Руси вошли в состав Литвы, а другие - в состав Московии, Галицкая Русь оставалась еще именно Русью.
Но в 1340 году последнего князя Юрия II отравили, наследника у него не было, и, воспользовавшись безвластьем, польский король Казимир III присоединил эти земли к Польше. Такой "аншлюз" получился (кстати, Венгрия этой аннексии не признала, но у Польши были тесные связи с Римом...
С Венгрией у Галицкой Руси были хорошие отношения, дочь князя Льва вышла за венгерского короля и в приданое получила... Закарпатье. Так оно с конца XIII века стало "венгерским"...)
В составе Польши это было "воеводство руське", но уже с 1434 года на правах автономии. А многонациональный (!) Львов - жил по Магдебургскому праву.
И когда в других землях захватчики переименовали русов и начали "сортировать" на великороссов, малороссов, белоросов, то население Галицкой Руси свято помнило, что они - русыны. Во всех переписях населения Польши вплоть до 1939 года вы найдете только одну национальность: ру́син (rusin), и язык назывался руси́нский (język rusiński).
(В энциклопедии везде пишут ру́син, руси́ны; в украинском произношении - русыны́, и это "русы́н" звучит как сын Руси, Ру-сын, это мне кажется более естественным, поэтому я пишу именно ы, а не как в энциклопедии ру́син.)
После раздела Польши в 1772 году руськое воеводство отошло к Австро-Венгрии, а немцы называли русынов рутенами (Ruthen).
После Первой мировой Галиция и Волынь опять стали Польшей (Западная Беларусь и кусок Литвы тоже достались Польше, как и кусок Германии).
Теперь о правах народа.
С момента первого присоединения к Польше притеснения по национальному признаку не было, но чтобы стать "полноценным" гражданином, учиться, занять какое-то место в обществе, надо было стать католиком. То есть, православные в Польше были унтерменшами. А начав посещать католическую церковь, которая была пропитана польским патриотизмом (скорее национализмом), слушая, по сути, пропагандистские проповеди, становишься уже поляком. И дети-внуки уже вообще не помнят, кто их отцы по национальности.
Видя, как русыны из-за этой подлой политики становятся поляками, православная верхушка решила сделать "ход конем", и учредить новую церковь - греко-католическую (униатскую), в подчинении Рима, - но сохранив православный обряд - и в противовес насаждаемому польскому патриотизму греко-католическая церковь взывала к руському патриотизму.
После раздела Польши и русыны, и поляки в Австро-Венгрии получили одинаковые права. Обе национальности оказались в одном административном округе. И здесь надо подчеркнуть, что Австрия была справедлива к своим нацменшинам, - чтобы получить все возможности для развития и карьерного роста, надо было только одно условие - знание немецкого языка. Вероисповедание и национальность не играли абсолютно никакой роли.
Поскольку Австрия была, по сравнению с Польшей, передовым государством, просвещение масс было одним из ее заданий. Поэтому в каждой деревне открывались 4-класные начальные школы с русынским языком преподавания, в почти каждом городе (по нашим меркам - райцентре) - русынские гимназии (где с первого класса немецкий язык - государственный - был обязателен для изучения).
Во Львове в 1784 году был открыт университет, открыт для всех владеющих немецким языком, так же, как и университет в Вене был открыт для всех национальностей и вероисповеданий.
Именно в это время сформировалась руськая - русынская элита - учителя, врачи, юристы, писатели и т.д.
Искусство развивалось тоже - открывались театры, академии искусства, филармонии, которые были тоже открыты для всех.
Австрия не переделывала коренных жителей в немцев, но приобщала их к австрийской культуре и мировоззрению.
Пришла "весна народов" 1848 года. Поляки, бывшие такой же нацменьшиной Австро-Венгрии, как и русыны, начали борьбу за свое независимое государство. Русыны были не так активны, революции не учреждали, политикой не сильно занимались, в их понимании если они живут, говорят на родном языке, то и Русь жива. Вот стих с этих времён:
В кожну хату, в кожну стріху
Несім віру і потіху,
Що Русь наша ще жива!
Жила, жиє, жити буде,
Доки серце в наших грудях,
Доки руське серце б'є!
Пришло новое потрясение - Первая мировая война. По обе стороны, каждый за своего "хозяина" - убивали друг друга русыны - в австрийской армии русыны, а в российской - те же русыны, переименованные в малоросов или украинцев.
В конце войны, когда разваливались империи, все нацменьшины стремились образовать свои национальные государства.
Малоросы-украинцы тоже не отставали. Галицкие русыны объединились с ними, и, благодаря множеству пролитой крови, провозгласили объединенную УНР - Украинскую Народную Республику.
Не будем вникать в эту историю.
(Ведь народ ничего не решает.)
"Вышестоящие господа" решили русынов опять затолкать в "Паньство Польское". Как утверждают польские историки, западные границы Польши начертали у Версале, а восточные оставили формировать самой Польше.
По словам Пилсудского, "восток Польши - это дверь, которая открывается и закрывается в зависимости от того, кто и с какой силой их откроет".
И опять Галицкая и Волыньская Руси очутились в Польше...
Но это была уже другая Польша, Польша с национальной идеей "от моря к морю", - то есть с аппетитом занять все территории от Балтийского моря к Черному.
Польша только для поляков.
Фактически все, что Гитлер творил с евреями в 1933-1939 годах, поляки начали на 15 лет раньше с украинцами - и белорусами.
Продолжение:
Часть 2. "Львовнаш" Часть 3. Степан Бандера.