ИСТОКИ
Черноморское морское пароходство - старейшее пароходство на Чёрном море. Пароходство было создано 16 мая 1833 года. Тогда оно называлось акционерное Черноморское общество пароходов для установления постоянных сношений между Россией и Османской империей. Центром пароходства стал славный град Одесса.
После Великого Октября, большевики передали Новороссийский край и город Одессу украинскому коммунистическому правительству. В 1922 году знаменитое пароходство стало украинским. Именно 13 июня 1922 года Совет Труда и Обороны республики учредил в системе Наркомата путей сообщения государственные пароходства Балтийское, Северное, Черноморско-Азовское и Каспийское а общее руководство их деятельностью возложил на Центральное правление Госторгфлота.
Полноценно ЧМП было воссоздано к концу 1922 года как Черноморско-Азовское морское пароходство. После Великой Отечественной войны, в связи с увеличением объёмов перевозок, на его базе были созданы Черноморское, Азовское и Грузинское пароходства.
История участия моряков и их судов в Великой Отечественной войне Советского народа с фашистскими захватчиками на Черноморско-Азовском бассейне носила героический характер и об этом в рамках статьи говорить не возможно.
Кстати, и Новороссийское пароходство - это часть ЧМП. В 1964 году произошло обособление танкерного отделения Черноморского морского пароходства в известный ныне российский бренд на Черном море.
Несомненно, пик своего развития ЧМП стался именно в советский социалистический период. В составе СССР и УССР Черноморское морское пароходство стало крупнейшим в Европе и вторым в мире! В его составе было более 340 судов различного класса с суммарным водоизмещением в 5,4 миллионов тонн.
ПЕРВАЯ ЛЮСТРАЦИЯ «СВИДОМЫХ»
После развала СССР ЧМП автоматически стало собственностью «незалэжной». У руля встал типичный «перевертыщ» - пан-господин Кравчук. Именно в тот период произошло преступление века - второй в мире флот и пароходство были разграблены. При чем до основания! Количество судов на балансе ЧМП к 2006 году упало в 21 раз!
На тот момент у руля ЧМП В.Пилипенко. По отзывам работников, он был образцовым начальником и хозяйственником. Но официальный Киев невзлюбил Пилипенко вовсе не за его рабочие качества. Причина отставки была банальнее - Пилипенко в 91-м поддержал ГКЧП.
Осенью 1992 председатель Жовтневого районного Совета города Одессы Гурвиц при помощи ОМОНа исполнял решение премьера В.Фокина о назначении начальником ЧМП Павла Кудюкина. Примечательно, что решение о назначении было принято в последний день правления самого Фокина. Впрочем, новый премьер Леонид Кучма также поддержал это назначение.
Как вспоминает одесский журналист Игорь Розов, «именно Гурвиц привёл Кудюкина вначале к двум депутатам-руховцам - Яворивскому и Черноволу, представив его как «одного из украинских патриотов», а затем и к тогдашнему президенту Кравчуку. Леонид Макарович, всю свою сознательную политическую жизнь руководствующийся девизом «Вовремя предать - это не предать, это предвидеть!», поддержал выбор вчерашних идеологических противников. Как потом выяснилось, вовсе небезосновательно для самого себя и своей семьи».
Итогом кравчуковского «старта» стал следующий результат: к 175-летию пароходства оно, фактически, было уничтожено.
ПРЕСТУПЛЕНЕ ВЕКА
А позже произошла гениальная афера. ЧМП, на тот момент ежегодно перевозило 18 миллионов тонн грузов принося доход почти в 1 млрд (!) долларов США, а точнее в 998 миллионов долларов при рентабельности в 20 процентов.
Новоиспеченный начальник ЧМП подписывает два договора с немецкой торгово-транспортной группой «Штиннес» о передаче ей в коммерческий менеджмент 30 высокорентабельных судов-балкеров. Но экономически смертельный удар по ЧМП был нанесён при заключении договора с британской компанией «Сильвер лайн» и дочерней - «Ви-Шипс», в управление которым передавались 50 судов.
Правовой анализ условий соглашения о коммерческом менеджменте и брокерском обслуживании судов ЧМП компанией «Сильвер лайн», по мнению экспертов, не оставляет сомнений: разграбление пароходства сопровождалось нарушением требований как минимум десятка нормативных актов. В частности, статей 201, 202 Гражданского кодекса Украины, законов «О внешнеэкономической деятельности», «О предприятиях», «О собственности», Указа Президента Украины «О неотложных мерах по возвращению в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за её пределами», постановлений Кабмина Украины «Об утверждении положения об организации бухгалтерского учёта и отчётности в Украине», «О временном порядке использования поступлений в иностранной валюте», «Об управлении имуществом, находящимся в общегосударственной собственности» и других.
Таким образом, с помощью «успешного менеджмента» объём долгов государства и ЧМП перед кредиторами вырос до 200 миллионов долларов!
Судьба ЧМП оказалась предрешена. Около 90-95 процентов судов «Бласко» уже работали за рубежом под управлением иностранных компаний. Именно тогда судна начинают арестовывать в зарубежных портах за долги. Под залог ещё оставшихся рентабельных судов «хозяева» берут долларовые кредиты на сотни миллионов. Подтверждаются ничем необоснованные кредиты «новым» иностранным партнёрам на сумму в 230 миллионов долларов.
В 1998 году ряд зарубежных структур были переданы в управление холдинговой компании «Си Трайдент» со штаб-квартирой в Лондоне, а она переподчинена непосредственно Минтрансу Украины. Часть судов ЧМП общей стоимостью в полмиллиарда долларов были переданы ей. Чем занималась эта компания, какие решала задачи, куда шли валютные потоки от переданного флота, не знает в Украине никто, за исключением узкого круга людей.
Несмотря на то, что Кудюкина освободили от должности в 1994, а впоследствии показательно осудили, новые начальники ЧМП приходили один за другим, отражая конъюнктурные изменения и борьбу различных кланов в самом министерстве.
ПЕРЕВЕРТЫШ №1
Но вернемся к истокам преступления в высших эшелонах власти. Как уже я писал выше, 13 августа 1993 года Президент Украины Л. Кравчук, превышая свои служебные полномочия и нарушая требования ст.114-5 Конституции Украины, своим Указом незаконно создал акционерный судоходный концерн “Бласко” - “Черноморское морское пароходство”, а также незаконно назначил П. Кудюкина президентом этого концерна. В 1993 году, когда указом Президента Украины Кравчука был создан акционерный судоходный концерн «Бласко».
24 декабря Верховная Рада Украины наложила “вето” на этот Указ Президента Л. Кравчука как противоречащий пп. 4-2 и 7-4 ст.114-5 Конституции Украины. Но Л. Кравчук Указ свой, антиконституционный Указ, не отменил. Не отменил его позже и Кучма. Указ был признан незаконным только после оглашения уголовного приговора по делу ЧМП.
Одновременно, как сообщалось в СМИ, после назначения антиконституционным Указом П. Кудюкина президентом АСК “Бласко”-“ЧМП”, на личный валютный счет “457-Мария” А. Кравчука П. Кудюкин и иные физические и юридические лица перечисляли большие суммы в иностранной валюте. Так, 2 ноября 1993 года соучредитель немецкой фирмы ”Евроконзальт” гражданин Украины А. Лазебный по указанию П. Кудюкина перечислил из “Обербанка” (г. Мюнхен) 790 тыс марок ФРГ.
Допрошенный в качестве свидетеля по уголовному делу в связи с обвинением П. Кудюкина, А. Лазебный подтвердил указанные обстоятельства перечисления средств и открытия А. Кравчуком валютного счета, а также предоставил следствию соответствующие документы, подтверждающие его показания.
4 ноября 1993 года П. Кудюкин из филиала Бременского “Комерцбанка” (ФРГ) перечислил на указанный валютный счет А. Кравчука 99 тыс. 622 долл. США.
Установлено, что никаких финансово-коммерческих обязательств между А. Кравчуком и компанией “Бласко”, немецкой фирмой “Евроконзальт”, А. Лазебным - не было.
Большинство моих знакомых юристов сходятся во мнении, что при этих обстоятельствах в действиях Президента Украины Л. Кравчука усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч.3 ст.168 УК Украины - получение взятки в особо крупных размерах служебным лицом, занимающим ответственное положение.
Да и политическая оценка таким махинациям была дана высшими органами власти Украины: согласно заключению правительства и Генеральной прокуратуры, а также депутатской следственной комиссии по делу “Бласко”, эти действия причинили значительный ущерб интересам Украины. Однако, как мы видим, Кравчук спокойно ездить по «свободам слова» и приспокойно живет в Конче-Заспе.
СЛЕДЫ «ГЕРОЕВ» СЕГОДНЯ
На сегодняшний день остались следы тех, кто может многое рассказать о тех махинациях, в том числе и находящихся в сегодняшней «политической элите». Так, 3 октября 1995 года против Веры Ульянченко было возбуждено уголовное дело по факту хищения средств в особо крупных размерах. Речь шла о суммах в 320 млн рублей и $1520 - то, что сумело доказать следствие. Когда практически все руководство компании попало за решетку, Вера Ивановна очутилась… в Лос-Анджелесе. Из-за океана Ульянченко вернулась в 1999 году, когда страсти по "Бласко" улеглись заимев в подругах гражданку США - жену Ющенко.
Главный же «отбывающий» - П. Кудюкин - в 2000 году был помилован Президентом Л.Кучмой. По данным СМИ, сейчас, морской капитан разводит свиней. Не морских, конечно... Выйдя на свободу он получил , не без помощи, губернаторши Киевской области г-жи Ульянченко вотчину и 170 млн. грн. на разведение свинок. Расположилась вотчина моряка на 15 тысячах гектаров неподалеку от Киева - в селе в Барышевском районе Киевской области…..
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
За три года существования Государственной судоходной акционерной компании «БЛАСКО - ЧМП» наш флот практически исчез.
Сегодня на балансе - лишь один катамаран прогулочного типа “Хаджибей”. В самом ЧМП - санация и процедура банкротства. Свыше 22 тыс. украинских моряков вынужденно работают под иностранными флагами и приезжают в свою страну и семьи, словно в гости. До 2011 года, заметая следы, было сменено 10 президентов компании!
Сегодня Президент показывает характер. Вот и Кучма в ГПУ ходит, и Юля тоже… Да Генеральный прокурор на фоне всех предыдущих показывает неплохой результат.
Решили мы, от имени фракции КПУ еще раз обратиться к Президенту с просьбой наказать виновных. Но депутаты-олигархи не захотели привлечь виновных к ответственности за разграбление Черноморского морского пароходства. Депутатский запрос к президенту Украины о создании следственной комиссии по поводу банкротства Черноморского морского пароходства и привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также расследование степени причастности к этому экс-президента Украины Леонида Кравчука поддержали лишь 34 депутата!
Ну что ж, попробуем еще обратиться к Премьер - министру Украины и Генеральному прокурору Украины. Ведь в кулуарах все подтверждаю, что совершенно огромное экономическое и политическое преступление, за которое нужно нести ответственность.
При СССР такие действия однозначно попадали под статьею "Хищение в особо крупных размерах". По ней выход был один - полагался РАССТРЕЛ!!!
Евгений Царьков
http://www.iarex.ru/articles/14752.html P.S. Полный список плавсредств ЧМП:
http://ships.at.ua/photo/