Церковь Бориса и Глеба - одна из древнейших белокаменных церквей Руси. Она расположена в селе Кидекша, в Суздальском районе Владимирской области. Однако это никак не влияет на ее значимость для мира Православия. Ведь она создана во имя одних из наиболее чтимых православных святых - во имя князей Бориса и Глеба.
Эту церковь задумал построить основатель Москвы, великий князь Юрий Долгорукий в знак памяти о погибших сыновьях, и в 1152 году храм был возведен. Своим декором церковь больше всего похожа на Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. А использованный в архитектуре каменный омфалий соотносится с архитектурой первого храма Руси - Десятинной церкви в Киеве.
Церковь стала усыпальницей для князя Белгородского и Туровского Бориса (сына Юрия Долгорукого), его жены Марии и дочери Ефросинии. Мощи князя были обретены в XVII веке. «Въ нынешнемъ Государь, 7183 году, промысломъ Божиимъ въ Борисоглебскомъ монастыре, что въ Кидекше, обретошася мощи Великаго Князя Бориса Георгиевича въ гробнице, и по досмотру Спасскаго Евфимиева монастыря Архимандрита, да Суздальскаго Воеводы (Савелова)», - говорится в Летописи.
В 1238 году, когда монголо-татарские орды прокатились по Руси, Кидекша потеряла свой статус города. Пострадал и храм, однако уже в 1239 году русские мастеровые приступили к его восстановлению. Правда, удар монголов привел к массовому переселению местных жителей в Суздаль, что вычеркивает Кидекшу из русских летописей.
XVI-XVII века становятся плачевными для храма: часть его сводов разрушается, а часть разбирается на строительные материалы. В 1660-х годах глава, своды и восточные столпы храма были разобраны полностью, а апсиды и восточные части северной и южной стен - до уровня аркатурного пояса.
Но храм оставался местом паломничества. Летопись пишет: «Въ церкви Божие милосердие царския двери и сень и столпцы писаны красками гладкие; по правую сторону царскихъ дверей образа: Спасовъ седящъ на престоле венецъ и цата серебряные золочены гладкие съ репьями въ венце въ возглавии камень хрусталь, въ киоте деревянномъ обложенномъ оловомъ резнымъ; Бориса и Глеба венцы и цата серебряные золоченыя гладкия съ репьями; Распятия Господня резное; Иоанна Предтечи гладкой въ киоте деревянномъ по левую сторону: Пр. Бог. Смоленския венецъ съ короною гладкой съ репьями въ венце камень простой, поли оплечье обложены серебромъ золоченымъ басебнымъ; велик. Князей Владимира да Бориса и Глеба въ житии венцы и цата серебряные золоченые басебные; Николая Чудотворца венецъ и цата серебряные золоченые басебные въ киотахъ; на Северной двери архид. Стефана гладкой, надъ царскими дверьми въ киотахъ и на налое 16 иконъ штилистовые обложены серебромъ золоченымъ басебнымъ».
Но уже в 1764 году Борисоглебский монастырь был закрыт, а церковь святых Бориса и Глеба обращена в приходскую.
В 1780 году рядом с церковью возводится «зимняя» Стефановская церковь и шатровая колокольня.
В период Российской империи и советской власти остатки храма подлежали изучению археологов. В 1947 году на северной стороне Борисоглебской церкви в Кидекше археологи открыли фрагменты фресок, датируемых 1180-ми годами, выполненных в розово-коричневой гамме. Последние раскопки здесь проведены в 2011 году.
Пока разговоров о восстановлении храма не идет: историки и археологи исследуют его историческую ценность. Однако мы верим, что когда-нибудь и над церковью Бориса и Глеба прозвучит сладостный благовест.
Русь Святая, храни Веру Православную - в ней же тебе утверждение!
Антон Бредихин =ЦАРЬГРАД МЕДИА=