Вершки и корешки

Jan 09, 2009 23:03

      В течении последних лет этак 15 мне часто приходилось сталкиваться со следующим рассуждением: разнообразные регуляции, высокое налогообложение и иные политические мероприятия, способствующие упадку промышленности в развитых странах, не имеют деструктивного характера: пусть на конвеерных линиях горбатятся китайцы, жители же богатых стран вместо этого будут предаваться различным постиндустриальным занятиям, например, разрабатывать для стран третьего мира рекламные кампании, финансовые схемы и технические образцы. Соответственно, высокие налоги и прочее в том же духе позволяют государствам богатых стран вкладываться в "человеческий капитал", который, собственно, и позовляет экспортировать постиндустриальные услуги в недоразвитые, индустриальные страны и области.
      Рассуждение это вызывало у меня сильное раздражение, но сформулировать содержательный контраргумент как-то не получалось. Между тем как деление на вершки и корешки опиралось не на "человеческий капитал", якобы присущий богатым странам, а на интенсивную кредитную экспансию, с эпицентрами в США и Зап. Европе. Символическим казусом здесь была Исландия, население которой почти полностью забросило все остальные занятия в пользу обслуживания гипертрофированного финансого сектора, но и Великоисландиябритания с Нью-Йорком во многом подобны Исландии.
      К этой же иллюзии примыкает сильное преувеличение важности финансов и маркетинга; хотя эти стороны промышленности, безусловно, весьма важны, на волне бума их роль была раздута сверх всяких разумных пределов. Разного размера болванчики с MBA действительно думали ( и продолжают, надо полагать, думать ) что именно финансы и маркетинг являются самой главным делом: вот, например, нынешний CEO Генеральных Моторов как раз бухгалтер, хотя это еще и не так круто как история с назначением генеральным директором Эппла бывшего рекламщика из Пепси-Колы.

вершки и корешки

Previous post Next post
Up