Музей природы и человека (Ханты - Мансийск). Огромный фоторепортаж

May 03, 2013 15:02



Музей природы и человека в городе Ханты-Мансийске-  это, пожалуй, то учреждение, которое поразило меня больше всего. Я бы с огромным удовольствием вернутся туда и долго-долго бродил бы по огромному зданию, внимательно всматриваясь в каждый экспонат, и записывая каждое слово экскурсовода.  К огромному сожалению, у участников блог-тура было слишком мало времени, чтобы всё увидеть и запомнить. Мы пронеслись по всем залам, пытаясь запомнить хоть что-то, да еще и рассказать самое интересное  своим читателям.   Собравшись с мыслями, я всё-таки решил показать увиденное, а как у меня получится - судить вам.

Музей Природы и Человека расположен в историческом и административном центре города Ханты-Мансийска по адресу: ул. Мира, 11.
Режим работы «Музей Природы и Человека» для индивидуального посещения и экскурсионного обслуживания таков:
Среда-воскресенье: 11.00-19.00 (без перерыва на обед);
Выходной: понедельник, вторник.



Вся площадь музея делится на 3 основные группы: историческое время, ритм биосферы, мифологическое время. Также, в музее есть залы для презентаций и выставок.
Фонды коллекции музея насчитываю тысячи экспонатов в разделах : археология, биология, бонистика, документы, ИЗО, иконопись, историко-бытовые коллекции, история техники, нумизматика, оружие, палеонтология, редкая книга, старопечатная и рукописная книга,  фалеристика, филателия, фотография и негативы, этнография

РИТМ БИОСФЕРЫ
Экспозиция "Ритм биосферы" состоит из трех частей: «Времена изначальные» представляет древнейшие этапы развития природы таежного Обь-Иртышья. "Мозаика природы" продолжает рассказ об истории развития Земли и представляет современную природу округа. Композиция включает три открытые диарамы: «Тайга», «Река и болото», «Горная тундра». "Ноосфера" - этап в развитии биосферы, наступивший с появлением человека разумного.

1.



2. Разные полезные ископаемые



3. Раковина



4. В данном разделе были представлены живые скаты и прочие жители древних морей, но их нам запретили фотографировать



Экспозиция разделена на четыре части: «Рождение планеты», «Исчезнувшие моря», «Сибирские саванны» и «Время льдов». В разделе «Исчезнувшие моря» преобладают экспонаты морских беспозвоночных животных обитавших в палеозойской и мезозойской эрах (~ от 600 до 60 миллионов лет назад). Здесь можно увидеть ажурные панцири трилобитов и спирально свернутые раковины аммонитов, отпечаток древней рыбы - палеониска и зуб морского ящера - мозазавра, фрагмент ствола гигантского (до 10 м в высоту) плауновидного растения и отпечаток насекомого. Среди витрин с окаменелостями расположены аквариумы с современными пресноводными скатами как символ того, что на нашей планете и сегодня обитают животные с многомиллионной историей.

В разделе «Время льдов» представлены экспонаты, связанные с последней главой в истории Земли - четвертичным периодом (2 млн.л.н. - наст. время). Монументальные скелеты степного (трогонтериевого) слона и шерстистого мамонта доминируют в этом пространстве. Каждый из них по-своему интересен и представляет собой не только эстетическую, но и большую научную ценность. Рядом расположены скелет пещерного медведя и замечательно выполненные в натуральную величину макеты бизона и шерстистого носорога. Самым уникальным экспонатом выставки является позвонок шерстистого мамонта с отверстием, оставленным охотничьим орудием человека, обитавшего в палеолите (древнекаменном веке). Позвонок  был найден на местонахождении Луговское, неподалеку от г. Ханты-Мансийска, в 2002 году во время научной экспедиции музея Природы и Человека.

Кроме экспонатов экспозиция оснащена информационными киосками, где можно найти дополнительные сведения о древних животных и растениях, и двумя экранами, где показываются оригинальные фильмы. Один из них рассказывает об охоте человека на мамонта, а другой о геологической истории Западной Сибири.

5. Зато мамонту уже ничего не страшно



6. Мамонтенок



6. Маштаб



7.



8.



9. Скелет мамонта



10.



11. А на потолке лебеди, но они из другой композиции



12. Лебеди и утки



13.



14. Подробный фильм о том, что было давным давно



15.



16.



17. Даже единороги в Югре были



18.



Экспозиция «Мозаика природы» продолжает рассказ об истории развития Земли и представляет современную природу округа.
Ханты-Мансийский автономный округ занимает центральную часть Западной Сибири между 58 и 66 с.ш., 59 и 86 в.д. площадь округа составляет 534800 кв. км, протяженность с юга на север 800 км, с запада на восток 1400 км.  Климат континентальный, характеризующийся быстрой сменой погодных условий. Зима продолжается семь месяцев, с октября по апрель. Величина территории предполагает разнообразие и насыщенность нашего края природными богатствами, но суровые климатические условия ограничивают разнообразие живой природы. Равнинный характер территории способствует господству таежно-болотных экосистем. Они занимают буквально все пространство Западной-Сибири, разрезаемые долинами великих рек Оби и Иртыша. И только на северо-западной границе округа начинаются Уральские горы, точнее Северный и Приполярный Урал.

Основные типы экосистем Югры стали звеньями композиции «Мозаика природы», представляющей современную природу округа. Композиция включает три открытые диарамы: «Тайга», «Река и болото», «Горная тундра».

В каждой части экспозиции размещены на разных уровнях архитектурно организованного пространства чучела животных,  объединенные в биогруппы.  Например, такие,  как «Глухариный ток» - тайга; «Медведь в поисках прошлогодних ягод клюквы» - болото; «Стая волков, подстерегающая  северных оленей» - горы;, «Лисята, принимающие солнечные ванны у норы» - река.  В экспозиции можно увидеть и типичных представителей,  и более редких животных: в основном это виды промысловых птиц и зверей Среднего Обь-Иртышья из биологической коллекции музея.  Лаконичные вставки: растрепанная кедровая шишка, пузырьки воды, кустики морошки, помогают дорисовать картину ландшафта. Экспозиция сочетает музейные экспонаты и видео иллюстрации жизни природы на нескольких экранах. Многообразие, многоцветье и многоголосие природы разрушает восприятие стереотипа глухой и мрачной сибирской тайги, где большую часть года свирепствуют морозы, а летом бесчинствуют полчища комаров.

19. Историческая правка



20. Вид с верху



21. Пошли дальше. Животные, которые населяют леса Югры и по сей день



22. Волк обыкновенный



23.



24. Сова



25. Через пару дней увидел живого



26. Семейство лисов



27. Ну Вы поняли



28. Кто тут?



29.



30. Мистер лось



31.



32.



33. И про рыбку не забыли



34. Интерактив.



35.



36. Рисунков там очень очень много



37.  фотографии присутствуют



ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
История Югры подобна величавой и своенравной сибирской реке, кроткой в своих истоках, начинающейся с малого родника, а в устье - несущей свои волны в мировой океан. Ещё несколько столетий назад народы, населявшие эту землю, жили в своём замкнутом мире, опираясь на обычаи предков, в согласии с окружающей природой. Сегодня Югра - это энергетическое сердце России, мощный край, оказывающий влияние на процессы, происходящие не только в нашей стране, но и в мире.

Иногда хочется вернуться к «истокам», которые способны дать объяснение многим современным тенденциям и историческим процессам. Роль такой «машины времени»  вполне по силам  музейной экспозиции «Историческое время». А чтобы легче было ориентироваться во времени, она разделена на три раздела.

История сама по себе не бывает плохой или хорошей, правильной или неправильной. В каждом её эпизоде есть свои светлые и тёмные стороны. Каждая историческая сцена, представленная в экспозиции «Историческое время» оказывается перекрёстком взглядов и отношений, выражая многоголосье эпохи.
Обыденное сознание зачастую несёт в себе не просто стремление к поиску истоков, но и ощущение сопричастности.  Экспозиция «Историческое время» - это соисследование, без которого мы превратились бы в молчаливых созерцателей происходящего вокруг; это ощущение непрерывности исторического процесса, не останавливающегося на последнем экспонате музейной экспозиции, а продолжающегося за порогом музея, предлагающего каждому из нас выбор - быть активным его участником или смотреть со стороны.

38. Чум



39. Одежда ханты



40. женский угол.



Рождение ребенка - это повторение мифа о первомладенце, спущенном на Землю в колыбели, качающейся на золотой или серебряной цепи. Появлялся на свет младенец в отдельном  доме. Мать и дитя отгораживались от мира, так как находились во власти духов земли.
 По традиции  после рождения ребенка семейным духам-покровителям приносились дары. Четыре  игольницы, если родилась девочка, и пять лучков со стрелами, если рождался мальчик.
Осмысление окружающего мира начинается с игры. Игрушками мальчиков становятся арканы, луки со стрелами, лыжи. С их помощью дети впервые покоряют доступное им пространство стойбища. В играх девочек преобладают мотивы благополучия и порядка, домашних дел и забот. Куклы-акань со всей серьезностью обряжаются в специально сшитые одежды и исполняют взрослые роли. Акань - еще игра, но уже обряд. К куклам относятся с некоторым суеверием: в том, как сложится жизнь акань, угадывается последующая судьба хозяйки.

Взрослея, дети переключаются с игры на взрослую жизнь. Девочка шьет одежду, обувь,  переняв мастерство от бабушки или мамы, изготавливает домашнюю утварь. Мальчик становиться охотником, рыбаком, искусно овладевая оружием. Мужчина изготавливает нарты, лыжи, предметы для охоты, домашнюю утварь из дерева.

В  хантыйском или мансийском  доме нет лишних вещей. Дальняя от входа сторона жилища считается мужской, в ней хранятся культовые вещи и вещи хозяина. На женской стороне, при входе, находятся швейные и туалетные принадлежности, дрова и лучина, бытовая утварь.

Главным семейным божеством является Мать-Огонь, носящая красные одежды.

41. Так ходят и по сей день



42. Женская верхняя одежда



43. Игрушки



44. Деревянная стрела, которая не портит шкуру животного



45.



46. Очаг



46. Лодка. Похожа на индейскую, а на деле хантыйская



47.



48. Главный промысел



49. Шкурки



50. Верхняя одежда



61. Видимо модель



62. Украшения



63. Прогресс дошел и до ханты



64.



65.



67. Прялка кажется



68.



МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
«Мифологическое время» - это название  этнографической экспозиции музея Природы и Человека. Экспозиция представляет мифологический путь, который кому-то может показаться восхождениям по ступеням, кому-то замкнутым кругом или лабиринтом, кому-то путешествием по Семи Холмам Ханты-Мансийска. Так и течет мифологическое время, его ритмы семеричны, и экспозиция состоит из семи частей, представляющих традиционную культуру обских угров в мифах и легендах. Вход в мифологическое время открыт каждому, кто способен отвлечься от тикающей обыденности и уловить ритмы ночного неба, пляшущего огня, собственного дыхания.
Семь частей экспозиции  представляют  традиционную культуру хантов и манси в мифах и легендах.

69.



70. Забыл что это за штука. Вы как думаете?



71.



72. Про колыбель была большая история, но я и её прослушал



73.



Языческие храмы - святилища - места встреч и ритуального общения людей и богов. Святилище живет до тех пор, пока люди считают священными свою землю и свои традиции. Главный культовый центр хантов и манси  в прошлом находился на слиянии рек Оби и Иртыша.

После христианизации и разрушения миссионерами центральных святилищ, ханты и манси продолжали считать священными места бывших капищ и создавали новые в недоступных для миссионеров и иноверцев местах.

Изображения духов-покровителей  хранились также в доме или священном лабазе, для них совершались кровные или бескровные жертвоприношения (подношения подарков). Обряды жертвоприношения, поклонения духам передаются из поколения в поколение.

В центре священного пространства располагается обитель могущественной богини, известной в средневековых легендах под именем Золотой Бабы.

Святилище Касум ими («Казымской старухи») или Вут ими («Верхней женщины») -  покровительницы  казымских хантов - находилось в верховьях Казыма на оз.Нумто, в священном лабазе. По легендам, Касум ими ездила на упряжке из трех белых оленей, одевалась  в белую ягушку и белый шелковый платок. Она может являться соболем, белогрудой кошкой, тетеркой или уткой, но главным ее образом остается женская фигура, одетая в панцирь из серебряных и латунных пластин.

74. Настоящая реликвия ханты. Принесли специально чтобы сохранить.  В этот зал мужчины ханты не входят.



75. Экспозицию охраняют настоящие идолы



76.



78.



79.



80.



81.



82.



83. Также реликвия



84. Экскурсовод



85. Национальный инструмент - лебедь



86.



87.



88. Встреченный в лесу медведь воспринимается обскими уграми как умерший родственник, которого следовало пригласить в гости (добыть). Убитый медведь остается «живым». Его шкуру в ритуальной позе  заносят в дом в качестве «гостя», костяк хранится в специальном деревянном срубе, а мясо съедается.
В честь «гостя»  устраивают праздник -  Медвежьи игрища. На праздник съезжаются родственники, соседи. Подносят подарки и гостинцы медведю, поют песни в честь него, рассказывают мифы и легенды, показывают сценки из жизни медведя в лесу. Все роли на игрищах исполняют мужчины, обряжаясь в разные костюмы  и надевая маски. Медведь не должен видеть лиц участников праздника. Женщины присутствуют на празднике только в качестве гостей, не принимая  участия в игровых моментах,  исполняя только танцы. Считается, что на этот праздник собираются и боги, и духи. Их явление сопровождается исполнением призывных песен, под звуки которых на коне появляется Мир-сусне-хум, «душу уносящие звери» Филин, Петух, Журавль, танцуют священные куклы.



89. Перед  праздником медведя  все одеваются в нарядные одежды и закрывают лица масками.



90.



91.



92.



93. Медведю закрывают глаза



94.



95.



Шаманов называют посредниками между людьми и Богами. Они вхожи во все сферы Вселенной, говорят на всех языках: зверином, древесном, человеческом. Обычно шаманский дар передается по наследству при наличии у избранника необходимых врожденных качеств. Для того, чтобы стать настоящим шаманом, нужно пройти долгий путь познаний и испытаний. Прошедший испытания молодой шаман имеет право надеть головную повязку с длинными жгутами-косами и совершить свое первое путешествие на Небо.

Одно из призваний шамана-врачевание. Сеанс лечения проводится вечером в чуме или доме, при горящем очаге. Шаман выясняет причину болезни, какой злой дух наслал на больного недуг, украл жизненную силу. Чтобы вызволить душу больного, шаман вселяет в себя духа - помощника в виде змеи или медведя. Он садится рядом с больным и прикосновением колотушки определяет очаг болезни.

При исполнении обрядов шаман надевает на голову четырех - или семиклинную шапку-колпак из разноцветного сукна с кисточками и меховой опушкой, клинья которой украшены священным орнаментом. Шаманский бубен при камлании оказывается то конем-оленем, то лодкой, на которых шаман путешествует во времени и в пространстве. Шаман с помощью бубна призывает духов, а затем, придя в экстаз, разговаривает с ними.

Шаманское искусство безгранично. Шаман одновременно может быть  предсказателем и целителем, он наделен способностью предвидеть, предугадывать, предчувствовать, ощущать болезнь и лечить ее. Шаманы  - непременные участники общественных праздников и жертвоприношений.

96.



97.



98.



99.



100.



101. Маска наблюдающего за шаманом



Организатор блог-тура и "Нефорума блогеров" - Станислава Двоеглазова
при поддержке Правительства ХМАО, администрации г. Сургута и Сургутского района

Партнеры:



- официальный перевозчик


- генеральный информационный партнер



- транспорт

Гостиница "Кедр" - размещение в гостинице



- 3G интернет

Если вам понравился данный пост, поделитесь им со своими читателями в любой соц.сети, нажав на одну из кнопок ниже. Заранее спасибо.

#ugraterra, Югра, блогтур, #ЮГРА, культура, фоторепортаж, музей, #хантымансийск, блог-тур, #культура, Ханты-Мансийск

Previous post Next post
Up