"Всё ушло, а у меня осталось..." К юбилею Художника

Aug 28, 2013 01:42

75 лет
Павлишину Геннадию Дмитриевичу

Народному художнику России, лауреату Государственной премии, почётному гражданину города Хабаровска





Родился 27 августа 1938 года.

Свою первую картину "На Амуре" Павлишин написал в кружке юных художников Дворца пионеров. После окончания школы поступил во Владивостокское художественное училище, где впервые и серьёзно обратился к самобытному творчеству коренных народов: зарисовывал детали национальной одежды, хозяйственной утвари, записывал легенды и песни потомков древних племён. С тех пор он увлёкся этнографией.
В те студенческие годы вместе с известным сегодня археологом Э.Шевкуновым после раскопок Бохайского храма создал большой академический альбом "Материальная культура чжурженей". Много времени, уже работая в лаборатории института этнографии АН СССР, провел в экспедициях по национальным районам.

Первой книгой, которую проиллюстрировал художник, стала нанайская сказка "Мэргэн и его друзья".





"Три года её не хотели издавать, и вышла она сначала в Лейпциге, на такой интересной бумаге - тряпичной, кремового цвета. И даже на премии Леонардо да Винчи меня представляла Германия, а не СССР... Так получилось, что книжки с моими иллюстрациями издавались во многих странах, на многих языках, а в родной стране - запрещали..." - вспоминает художник.

Вскоре он стал автором иллюстраций, принесших ему без преувеличения мировую славу, к книге сказок Дмитрия Нагишкина "Амурские сказки". По его иллюстрациям в этой книге можно с успехом изучать и историю, и этнографию, и природу Дальнего Востока. Как и по книгам "Таёжные родники", "Огненные листья", "Серебряный кубок", "Золотая Ригма".

"Самая лучшая и любимая моя книга - «Навстречу времени» - о строительстве БАМа. Замечательная вещь! Книга эта о том, как прокладывалась уникальная железная дорога по территории Сибири и Дальнего Востока. А я проиллюстрировал её. Но самое интересное, что ботаники на одной из картинок нашли цветок, который науке ещё не известен... А я его помню очень хорошо, и в деталях изобразил..."

Акварели этого хабаровского художника можно рассматривать бесконечно. Удивительное сочетание предельной реалистичности, тщательности и подробности всего изображаемого (будь то деревья, люди или животные), с особой живописностью, декоративностью, красочностью рисунка производит завораживающее действие.
Порой художник предлагает напряжённые, тревожные, даже экстремальные сюжеты и ситуации, однако не чужда ему и пасторальность.
"Ещё никогда природа северных джунглей не изображалась столь правдиво, типично и ярко!" - утверждает сибирский писатель-натуралист Всеволод Сысоев. Можно сказать, что ему очень повезло, раз уж оформлять его книги взялся такой замечательный мастер.
Одна из лучших совместных работ писателя и художника - книга повестей и рассказов «Золотая Ригма».
Впрочем, небезынтересны и другие плоды их сотрудничества - «Удивительные звери», «Последний барс», «В северных джунглях».
А среди книг, заслуживших самые высокие отзывы специалистов, оформленные Павлишиным «Амурские сказки» и «Алёнушкины сказки» Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Нетленный себе и городу памятник создал Павлишин и в краевом конференц-зале - мозаичное панно площадью более 12 квадратных метров, поэму в камне о Приамурье. Ведь Павлишин - признанный мастер флорентийской живописной мозаики.
Говорят, его много раз и за очень большие деньги просили продать иностранцы - но и город, и автор остались глухи.

В этом году в Южной Корее (на русском языке) вышла новая книга Геннадия Дмитриевича - "Тигр".
Новая книга - праздничное событие в книжной культуре в масштабах всей России. Этот шедевр полиграфического искусства дополнен научными комментариями к иллюстрациям. Всё это составляет как художественную ценность книги, так и научно-познавательную.









"Книгу о тигре мы отпечатали с большим трудом. В пяти издательствах Хабаровска никто не захотел с нами работать. Во Владивостоке тоже отказали. Поэтому мы издали книгу вообще в Сеуле и за свой счёт... Но это того стоило!" - рассказывал художник.

Гонорар от новых книг Павлишина идёт на поддержку храма Георгия Победоносца.
А ещё семья художника преподнесла дар Никольскому храму -

Порт-Артурская икона, написанная И.Г.Хромовой (Павлишиной) и резной, с драгоценной мозаикой киот, выполненный Г.Д.Павлишиным, пожертвованный ими в Никольский храм г. Петропавловска-Камчатского (окормляет Тихоокеанский флот, Авачинскую бухту)





В планах Павлишина - представить материалы о советской символике в творчестве народов СССР, рассказать о берестяной посуде, ведь он собрал около 400 разных видов плетения берестяных предметов! Ещё художник мечтает проиллюстрировать собрание сочинений путешественника Владимира Арсеньева. А в ближайшее время - подготовить каталог пароходов-колесников, которые ходили по Амуру. У Павлишина они все зарисованы.
Как он говорит: "Всё ушло, а у меня осталось..."
Именно такой совет он даёт и студентам - "Собирайте, это пользу вам принесёт! Собирайте что угодно! Ведь оно потом всё уйдет с лица земли, а у вас останется...".

Геннадий Дмитриевич и по сей день проживает вместе с семьей в Хабаровске (несмотря на многочисленные предложения о работе в Москве), с мая 1993 года являясь его почётным гражданином. Имеет двух дочерей, которые активно помогают ему в работе.

информация частично взята - http://muniver.khstu.ru/main_sidebar/2013/03/26/vstrecha-s-zhivoj-legendoj/





Издательство Речь подготовило к юбилею Художника самую известную его книгу -

"Амурские сказки"





[глянуть одним глазком>>>]













... и хоть и есть у меня издание 75 года, но новую возьму обязательно!
Ах, как же мне нравится обложка новой книги!!!


... а ещё ОЧЕНЬ бы хотелось его "Алёнушкины сказки"!



анонсы, Павлишин, художники, изд-во Речь

Previous post Next post
Up