В Библии Гомер является сыном Иафета, от него происходит народ гомер (Быт 10:2,3; 1 Пар 1:5,6; Иез 38:6). Предположительно этим народом, жившим севернее Палестины, были киммерийцы, перекочевавшие с северного побережья Черного моря в Малую Азию и осевшие в Каппадокии. После того как киммерийцы были разбиты ассирийским царем Асархаддоном, они выступили в западном направлении и уничтожили государствово лидийского царя Гигеса.
Киммерийские племена вторглись в Закавказье во второй половине VIII и завоевали некоторые районы Малой Азии в VII вв. до н. э. Геродот называет киммерийцев (лат. Cimmerii, др.-греч. Κιμμέριοι) доскифским населением степной части Северного Причерноморья (Her.4:11). Также их упоминают Гомер. В «Одиссее» киммерийцы предстают как легендарный народ, живущий на крайнем Западе у океана, куда никогда не проникают лучи Солнца. Киммерийская проблема является одним из сложнейших вопросов истории и археологии Передней Азии и Северного Причерноморья I тыс. до н. э. Она включает в себя несколько загадок, связанных с происхождением и историей киммерийцев. С одной стороны, киммерийцы - кочевые племена, которые проникли в Закавказье из степной зоны и были в 714 г. до н. э. зафиксированы ассирийскими текстами под именем народа «гимирру». История этого народа продолжалась до второй половины VII в. до н. э., когда он исчез, растворившись среди населения Малой Азии.
Племена киммерийцев, по-видимому, были весьма могущественным этносом, упоминания о котором имеются в Библии [Бытие: Х, 2]. В своём произведении «Илиада» Гомер упоминал о киммерийцах как о «славных кобылодоильцах, молокоедах убогих, справедливейших из всех людей» [Гомер. Илиада: XIII , 1 - 6].
Одной из проблем является попытка выделить археологический материал, относящийся к историческим киммерийцам. По всей видимости, памятники срубной археологической культуры, обнаруженные на территории Змиевщины на Украине, принадлежат киммерийцам. Артефакты относят к периоду со 2-ой половины ІІ-го - и до начала І-го тысячелетия до н. э. Племена срубной культуры заселяли не всю, а только Левобережную Украину. Срубная культура охватывала всё Нижнее и Среднее Поволжье, причерноморские степи вплоть до Днепра, а южнее - до современной Одессы, занимая также лесостепную зону до границ бассейна Оки. Впервые срубная культура была выделена В. А. Городцовым в начале XX века в результате раскопок на Северском Донце.
Этническая принадлежность племён срубной культуры определяется как индо-иранская. Племена данной культуры входили, по-видимому, в киммерийский племенной союз. Одна из групп срубных племён осела в районе Северского Донца, где отмечается наибольшее скопление ранних поселений, а часть пришлых племён по Северскому Донцу и его притокам поднялась к северу и осела в районе нынешнего Харькова. Другая группа продвинулась на Орел и Самару, подойдя вплотную к Северскому Донцу.
У племен срубной культуры развивалось скотоводство, в памятниках в большом количестве встречаются кости домашней лошади и предметы упряжи. Им было известно стойловое содержание скота зимой, следовательно, люди вели оседлый образ жизни. С другой стороны, племена, создавшие срубную культуру, гораздо активнее, чем их энеолитические предшественники, занимались земледелием. Эта отрасль хозяйства определила и весь образ их жизни: они были более осёдлыми, селились значительными посёлками, которые к концу бронзового века достигали размеров современных больших сёл и тянулись вдоль реки на несколько километров. Вероятно, у срубников применялась переложная система земледелия.
Жители срубных посёлков составляли общины, которые вели замкнутое хозяйство и сами производили всё необходимое. На месте ткали шерстяные ткани, вязали шапки, выделывали кожи и меха, шили одежду и обувь. Все орудия и инструменты также изготовлялись на месте из камня, кости, дерева и металла. О развитии металлургии свидетельствуют многочисленные находки шахт, бронзолитейных мастерских и большое количество кладов. Следовательно, в это время жители восточной Европы активно занимались торговлей, у них имело место имущественное расслоение общества.
Наиболее достоверными источниками, в которых сохранились сведения о киммерийцах, являются разнообразные документы Новоассирийского царства. Это официальные надписи на «цилиндрах» и «призмах» (т. н. «анналы»). Переписка велась клинописью на аккадском языке. Данные, полученные из анализа архивов Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала сводятся к следующему.
В 714 г. до н. э. киммерийцы фиксируются в районе к северу или северо-западу от озера Севан, в предыдуший период они платили дань Урарту.
Царь Урарту Руса I совершил поход на кочевников и потерпел крупное поражение, в результате которого многие знатные лица попали в плен. В это же время киммерийцы напали на соседнюю с Манной область Уаси, в районе озера Урмия. После этих событий киммерийцы не упоминаются в ассирийских текстах в течение 35 лет. За это время часть их продвинулась в западную часть Малой Азии, а другая группа находилась вблизи восточных границ Ассирии. Малоазийские киммерийцы в союзе с Табалом, Хиллакку и племенем мушков враждовали с Ассирией. В 679 г. до н. э. Ассархаддон разбил войско киммерийского царя Теушпы. Вскоре киммерийцы напали и частично подчинили себе Фригию, убив царя Мидаса. Восточная группа кочевников приняла участие в восстании Каштарити в 671-669 гг. до н. э., в результате которого образовалось Мидийское царство.
В 660-х гг. до н. э. киммерийцы усиливают натиск на Лидию, в результате чего царь Гиг обратился за помощью к Ассирии. Вскоре лидийцам удалось нанести поражение киммерийцам, на некоторое время обезопасившее царство. В это время кочевникам удалось отторгнуть у Ассирии ряд западных территорий, что заставило Ашшурбанипала считать их весьма опасными противниками. Усилившись, киммерийцы во главе с царём Дугдамми (Лигдамисом греческих текстов) в 644 г. до н. э. вновь атакуют Лидию, в результате чего были взяты Сарды и погиб царь Гиг. В это время происходит единственное столкновение греков с киммерийцами, которым удалось захватить некоторые города Ионии, в частности Магнесию-на-Меандре и, видимо, Эфес. Вскоре были предприняты новые нападения на Ассирию, но в ходе одного из этих походов царь Дугдамми умер от болезни, и киммерийцы отступили. Его наследник Сандакурру упоминается как враг Ассирии в одном из текстов Ашшурбанипала, но кочевникам больше не удалось восстановить своё могущество. Больше они не упоминаются в ассирийских документах.
Вероятно, в результате действий объединённых сил скифов, лидийцев и мидийцев, киммерийцы были полностью разбиты и вскоре растворились среди населения Малой Азии и Персии.
Библия относит появление народа гомер (киммерийцев) к первому послепотопному времени - по хронологии Септуагинты, вскоре после 3264 г. до н. э.
В армянском языке - топонимы Кумайри (нынче Гюмри - город в Армении), Куммаха-Камах (город в исторической Западной Армении), Гамирк (армянское название Каппадокии) - ведут свое происхождение от названия «киммерийцы». В грузинском языке - гмири («богатырь», «исполин», «герой»). По одной из версий этноним «киммерийцы» производят от финикийского Kamar - тёмный. Имя киммерийцев сближают и с греческим словом χειμέριοι, то есть зимние. В осетинском языке gumîr - «великан».
Название «киммерийцы» представляет собой этимологическую загадку. С большой долей вероятности можно утверждать, что название - внешнее. Найдем тех, кто его дал. В аккадском языке gimru, gimir - «всеобщность, совокупность, все, всё, целиком; целый, весь»; gamru, gamir - «полный, целый; все, всё, целиком»; gamartu - «совокупность, исполна». Исполины.
Акк. gāmiru - «сильный, обладающий большой физической силой, крепкий, здоровый»; kamiru «благородный, знатный?».
С киммерицами «...сопоставима адыгская народность «чемгуй» («кемгуй»), название которой раньше произносилось «к1эмыргуей» (кемиргой). Э. Спенсер писал, что сами чемгуи произносили свой этноним как «кемиркуа» (kemirqua). Первое упоминание о чемгуях в русских летописях относится к 17 в., в турецких - к 15 в., по записям адыгского историка Шоры Ногмова князья Кемиргоя фигурировали в 10 в., арабские источники зафиксировали народ «Кимари» в одном ряду с Славянами, Русами, Хазарами в 8 в. А Дионисий Периэгет во 2 в. н.э. поместил киммеров между синдами и керкетами, т.е. примерно в районе современного Новороссийска»
[1].
На просторах Европы существовали еще одни «киммерийцы» - кимвры, кимбры, киммеры (лат. Cimbri) - крупное племя, заселявшее первоначально север Ютландского полуострова. По мнению большинства античных авторов, кимвры были древнегерманским племенем, однако современные историки допускают высокую вероятность того, что кимвры были кельтами. Само название «кимвры» крайне схоже с названием Уэльса на валлийском - одном из кельтских - языке: валл. Cymru. От этого слова происходит и латинское название Cambria. Лат. cum - «c, вместе».
© TrueView