Калинов мост - мост через реку Смородину в русских сказках и былинах, соединяющий мир живых и мир мёртвых. Мост, являющийся границей, последним рубежом, перед царством Мораны, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).
В большинстве мифологических систем с достижением загробного мира связывается преодоление водного пространства. Это может быть река которую нужно переплыть самостоятельно, с помощью животных, на ладье или перейти через нее по мосту, или море, которое переплывают на "корабликах мертвецов", тростниковых плотах и других плавательных средствах. Часто река представляет собой последний рубеж трудного пути, преодолев который умерший ступает на «землю» обитателей мира умерших. Иногда количество подземных рек увеличивается от одной до нескольких, сливающихся в одну, а мотив водной среды в нижнем мире усиливается одновременным присутствием и реки, и озера или подземного океана, на берегу которого находится жилище владыки загробного мира.
Само словосочетание «потусторонний мир» отражает представление о противоположном береге. Одним из обозначений смерти в Древнем Египте было выражение "отплыть к другому берегу", отражавшее реально существовавшее положение вещей: жилые кварталы египетских городов находились на восточном берегу Нила, а на западном берегу хоронили мертвых. В шумерских хозяйственных текстах XXIV века из Лагаша кладбище называется «берег Гильгамеша». "Воды смерти", которые нужно было преодолеть Гильгамешу в своем путешествии в поисках рецепта бессмертия, можно было переплыть только на ладье перевозчика Ур-шанаби, имевшей вид змеи. В вавилонской мифологии горой праведных решений называлось место суда в мире мертвых на берегу реки Хабур.
В финской мифологии загробный мир Маналу отделяет от земли живых Манала-река, протекающая в глубоком ущелье. В карело-финских рунах Вейнямёйнена в Маналу-Туонелу перевозит на лодке дева Маналы.
[1] В скандинавском мифологическом эпосе (песни о богах "Старшей Эдды") путь на север от обитаемой земли приводит в горы и к холодному морю, где живут демонические антагонисты богов ётуны - инеистые великаны. "Младшая Эдда" повествует, как cын Одина Хермод, отправленный для вызволения своего брата Бальдра от великанши Хель, хозяйки страны мёртвых, девять ночей скакал верхом по глубоким и тёмным ущельям и ничего не видел, пока не достиг моста через реку, где должен был ответить на вопросы девы, охранявшей мост; затем Хермод направился по дороге в Хель, которaя шла вниз и к северу.
У врат скандинавского царства мертвых Хель течет река Гьёлль, мост через которую охраняет дева Модгуг.
Калинов мост - мост через реку Гьелль (Смородину в славянском эпосе) в царство мертвых Хель. Смородина - река мертвых (от слова смерть), отделяющая царство мертвых от царства живых. Созвучие славянского Калинова моста с названиями Гьелль и Хель не вызывает сомнения.
Весьма вероятно, что легенда о Калиновом мосте и реке Смородине появилась во времена варяжско-скандинавской экспансии в конце первого тысячелетия и основания Смоленска (Гнездово городище).
В кельтском эпосе герой Кухулин отправляется в далёкое странствие на север, и, минуя опасные горы, долины и страшных зверей, через "Мост Лезвия" проникает на далёкий остров к хозяйке иного мира Скатах, от которой получает секреты боевого искусства и пророчество о своей судьбе. Лезвие - острый край режущего или рубящего орудия. Греч. κολούω - обрубать, подрезывать, обрывать; русск. колоть. Обрубаются, обрываются все нити, связывающие умершего с миром живых.
В египетской мифологии Анубис - бог-покровитель умерших; хранитель ядов и лекарств. Изображался в виде лежащего шакала черного цвета. Или дикой собаки Саб, живущей в пустыне. Или чёрного охотничьего пса с пушистым хвостом. Или в виде человека с головой шакала или собаки. Сведения о сжирающих трупы шакалах стали причиной того, чтобы считать представителей семейства собачьих символическими животными смерти и проводниками в нижний мир. Анубис часто держит в руке иероглиф "анк" ("жизнь"). Этот божественный охранитель пути в царство мертвых изображается черным, т. е. имеет окраску священной смолы для бальзамирования, которая символизирует веру в продолжение жизни в потустороннем мире. Первоначально Анубис - бог смерти в Тинитском и Кинопольском номах (областях). Центром культа Анубиса на протяжении всей истории Древнего Египта был город Касса, столица 17 верхнеегипетского нома (греческое название города - Кинополь, то есть "город собаки"), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту.
Кали (санскр. काली, Kālī IAST, «чёрная») - тёмная и яростная ипостась Парвати, тёмная Шакти и разрушительный аспект Шивы. Богиня-мать, символ разрушения. Кали разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать Бога. В Ведах её имя связано с Агни, богом огня. «Калика-Пурана» гласит: «Кали - освободительница, защищающая тех, кто её знает. Она ужасная Разрушительница времени, тёмная Шакти Шивы. Этимология имени связана с понятиями «время» и «чёрный». Имя Кали впервые встречается в Ригведе. Также известна как Каликамата («чёрная земная мать»), Каларати («чёрная ночь»), среди тамилов - как Коттравей.
ЯМА в ведийской мифологии - бог смерти, бывший прежде первым человеком, вкусившим смерть, возглавившим царство мертвых; в индуистской мифологии - один из хранителей мира (локапалы), ответственный за юг - страну умерших (согласно еще ведийским представлениям). Упоминания о Яме содержатся в поздних гимнах Ригведы, прежде всего в том из них, где описывается несостоявшийся инцест, когда его сестра Ями пыталась склонить его к любовному соединению и была отвергнута им по нравственным соображениям. Согласно большинству ученых, здесь следует видеть общечеловеческий миф о прародителях человечества (ближайшие аналоги - иранские брат и сестра Йима и Йимак, которые становятся прародителями людей), получивший на определенной стадии культуры негативную интерпретацию. В поздневедийской мифологии Яма, став царем мира, добивается признания своего божественного достоинства со стороны богов, которые в конце концов говорят о нем: «он стал таким, как мы». Яму, утвердившегося в царстве мертвых, сопровождают два четырехглазых пса, которые рыщут в мире людей, выискивая для него добычу. В эпической мифологии образ Ямы конкретизируется: он восседает на троне в нижнем мире, в своей «резиденции» Ямапуре, и когда к нему приходит очередной смертный, его писец Читрагупта сообщает ему обо всех делах, совершенных умершим на земле. После этого Яма определяет, куда направить новоприбывшего - в блаженные обители предков или в один из адов (число которых варьирует от 3 до 21) либо вновь на землю для дальнейшего перевоплощения согласно закону кармы. В качестве судьи людей Яма идентифицируется как Дхарма - персонификация дхармического закона; другие его «ипостаси» - Мритью («Смерть»), Антака («Тот, кто кладет конец»), Кала («Время»). Изображается Яма одетым в красную одежду, его ездовым животным (вахана) считается черный буйвол, оружием - дубинка и петля, посредством которой он извлекает душу из умершего. В пуранах предлагаются различные фантазии на тему его семейных связей (он - сын Вивасвата и Саранью, брат Ями и прародителя людей Ману) и установления в должности царя мертвых - согласно одной из них, таковым он стал вследствие проклятия своей мачехи, уступив царство живых людей своему брату Ману.
Аид в древнегреческой мифологии - бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». По Гомеру, Аид сам стережёт своё царство. В жертву Аиду приносили чёрных быков.
©
TrueView