Рожь и Русы

Apr 27, 2020 14:12


Рожь - хлебное, колосовое растение из семейства злаковых. Из молотых зёрен ржи выпекают чёрный хлеб.

◆ Русск. рожь, укр. рож, др.-русск. ръжь, болг. ръж, сербохорв. ра̑ж, словен. rеž, rž, чеш. rеž, слвц. rаž, польск. reż, в.-луж. rоž, н.-луж. rеž, полаб. raz, лит. rugỹs, лтш. rudzis, др.-прусск. rugis, др.-исл. rugr, др.-сакс. roggo, коми rud᾽źеg, морд. roź, мар. ǝržа, uržа, венг. rozs, нем. Roggen, нид. rogge, норв., дат. rug (-en), англ. rye, фин. ruis, rukiit ‛рожь’. Русск. ржавый, чешск. rezavý, укр. ржавий, пол. rdzawy ‛ржавый’.

◆ Славянское слово рожь, как и подобные слова в других языках, восходят с средне-латинскому *roggi[n]o (< *roggi[n]o[sus]) ‛ржавый’:

◆ Ит. roggio ‛рыже-/красно-бурый, ржавый (о цвете)’, ruggine ‛ржавчина, ржавый (о цвете)’ < rugginoso ‛ржавый, покрытый ржавчиной, заржавленный’. Исп. ruginoso, порт. rubiginoso, фр. rubigineux, rouillé [ʀuje], rouilleux ‛ржавый, ржавого цвета’. Далее от лат. *rogginosus < *rogiginosus < robiginosus ‛ржавый, заржавелый’ < robigo [одного корня с ruber, rufus] ‛ржавчина; хлебная головня, ржа (грибковая болезнь)’ < ruber ‛красный’. Лат. rufus ‛ярко-красный; рыжий’, rutilus [одного корня с ruber, rufus] ‛изжелта-красный, золотисто-красный; ярко-красный; русый или рыжий; отливающий золотом’, ruber ‛красный’.

Руа (Ругила, Руас, Руга; лат. Rua, греч. Ρούγας, Ροϋνας, Ρωίλας; умер в 434) - правитель гуннов, военачальник, одержавший победы над армией Римской империи. Руа был одним из предшественников Аттилы. Первоначально он правил вместе со своим братом Октаром, который скончался в 430 году во время военной кампании против бургундов. В 424 или 425 году Руа оказал помощь узурпатору Иоанну. В 432 году Руа упоминается как единственный правитель гуннов. В то время римский военачальник Флавий Аэций из-за внутренней междоусобицы в Западной Римской империи потерял свою провинцию Галлию, имущество и бежал к гуннам. С их помощью он снова был восстановлен на своём посту. Через некоторое время, когда некоторые племена, ранее покорённые гуннами, начали бежать на территорию Восточной Римской империи, Руа потребовал их выдачи через своего посланника Есла и угрожал войной, если не выполнят его требования. Впоследствии, предположительно в 434 году, гунны опустошили Фракию, но их кампания окончилась неудачей: Руа умер от «поражения молнией», а остальные гуннские войска, якобы, погибли из-за эпидемии чумы. Сократ Схоластик приписывал это божественному вмешательству благодаря молитвам восточноримского императора Феодосия II. После смерти Руа сыновья его брата Мундзука Аттила и Бледа стали совместно править гуннами.

⇨ «Джагфар Тарихы»: «Урус-Ружа Бургас (414-434 гг.). Сын Алып-бия и княжны племени урус-ружа (росомонов). Был назван Бургасом в память о месте «Бургас», до которого дошел во время похода 378 г. Алып-бий. Правил 20 лет. Умер на месте дунайского города, который получил его имя Урус-Бургас (современный Русе). В правление дунайско-булгарского царя Барджиля (Борила) очень много дунайских булгар (особенно худаярцев-богомилов) переселилось из этого города в Волжскую Булгарию».

Урус-Ружа Бургас (Руа-Ругила) был внуком Баламбера, приведшим гуннов в Европу, и дядей Аттилы.

◆ Русск. русый < лат. russus ‛красный’. Ит. rosso ‛красный’, англ. rusty ‛ржавый; рыжий, цвета ржавчины’, нем. rostig, нид. roestig, норв. rusten, фин. ruosteinen, ruostunut, венг. rozsdás ‛ржавый’.

Славяне: Русы-рустии-руштии.

Как писал Прокопий Кессарийский: «Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все же они темно-красные».

Из «Готской войны» Прокопия Кесарийского об обычаях славян и их походах на византийцев (вторая половина VI в.):

«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном, можно сказать, у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещания, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всяких других демонов, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они по большей части меняют места жительства.

Вступая в битву, большинство из них идут на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, и в таком виде идут на сражение с врагами.

У тех и других один и тот же язык, довольно варварский, и по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все же они темно-красные.

Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем незлобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами («рассеянными»), думаю, потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много. Они живут на большой части берега Истра, по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе».

⇨ В древности в наречии ребенка отражались многие обстоятельства его рождения. В именах могло отражаться время появления младенца, который мог получить такие имена, как: Вешняк, Ярец (рожденный весной), Жар (ребенок, родившийся в жаркое время года). Многие имена могли характеризовать внешность новорожденного: Беляй, Чернуха, Уголек и т.п.

Имя Рус мог получить новорожденный младенец с рыжими волосами (лат. russus ‛красный’), имя Словен - тихий, спокойный младенец (готск. slawan, англ. slow, д.-в.н. slēo, д.-норв. slær, дат. sleeuw ‛тихий, медлительный’) [или славный (др.-греч. κλέος ‛слава’, κλεινός ‛знаменитый’)?].

Так, византийский император Константин V Копроним (греч. Κωνσταντῖνος Ε΄ Κοπρώνυμος; 718-775) имел прозвище Копроним «Навозник», поскольку бытовал миф, что он младенцем испражнился в купель, тем самым осквернив таинство крещения.

◆ Рус (южнец) - эпоним племени русов или русичей! Об этом громко кричат признанные и непризнанные источники.

⇨ В византийской хронике Псевдо-Симеона (последняя треть X века) говорится, что:

«Росы, или еще дромиты, получили своё имя от некоего могущественного Роса, после того как им удалось избежать последствий того, что предсказывали о них оракулы, благодаря какому-то предостережению или божественному озарению того, кто господствовал над ними. Дромитами они назывались потому, что могли быстро двигаться.»

⇨ «Будинский изборник»: «О старейших русских и словенских князьях, которые пришли на Днепр в год 380-й от РХ, при цезаре Феодосии Великом, со своими родами.

Некогда, еще при цезаре Феодосии Великом, пришло от Днестра на Днепр племя русичей, а с ними братья-князья Белояр, Боримир и Святомир, и Радимир, и сестра их Порусия, все они - дети Руса, сына Богумира; и от этих князей начались колена полян и древлян, и вятичей, и радимичей, и бужан…

До 370 года от РХ племена русичей и словен, жившие на Дунае и Днестре, великие нужды и горести терпели от Рима и от их цезарей Валенты и Феодосия, которые пленных русичей превращали в рабов, и те от жизненных тягот умирали в железных цепях на римских дорогах.

Но в год 370-й от РХ собралось вече и старейшие русичи решили всем родом двинуться к востоку, к Словутичу, и вот поднялись все колена русичей и словен и с детьми и женами, и скарбом, и скотом мелким, и коровами, и конями, и с возами пошли к Словутичу, а воины словенские и русские шли во многих оборонительных отрядах, охраняя обозы от нападения римлян и греков, и так они шли к Днепру.

А когда пересекли Буг в год 377-й от РХ и подошли к реке Равице, умер старейший Рус, младший сын Богумира, и могила его есть до сих пор на берегу Равы-реки.

После смерти Руса вождем стал Белояр, первенец Руса и внук Богумира, и пошли эти племена и весь народ к Днепру, на восток, и в год 381-й от РХ пришли к лесу Оковскому, и древляне с Боримиром там осели, Святомир же с вятичами пошел за Днепр на восток, а Радимир с радимичами - за Днепр к северу» [вятичи < Вятко < *Святко < Святомир, радимичи < Радимир].

⇨ В «Степенной книге» (XVI в.) указывается, что император Феодосий Великий (379-395 г. н. э.), «друг готов», воевал с русами: «Ещё же древле и царь Феодосий Великий имеяше брань с русскими вой, его же укрепи молитвой великий старецъ Египтянин именемъ Иванъ Пустынникъ».

⇨ Арабский историк Табари под событиями, относящимися к 642-3 гг., помещает следующее сообщение (приводимое в персидском переводе Белами): когда авангард арабской армии подошёл к Дербенту, правитель Дербента Шахриар заявил: «Я оказался между двумя врагами - хазарами и Русью, последние - враги всему миру и никто не может с ними воевать. Поэтому вместо того, чтобы брать с нас дань, поручи лучше нам воевать с ними».

⇨ В той же «Степенной книге» есть место, упоминающее о тех же событиях, что и сообщение Табари: «Последи же и при Ираклии цари ходиша Русь на царя Хоздроя Персьского».

⇨ «Будинский изборник»: «После кончины Свентояра пришел в Киев на княжение от веча, от полян, князь Комонебранец, который много воевал с персидским царем Хоздроем и вошел в город его Дербент, что на Каспийском море, и это было в год 628-й от РХ, еще до княжения его в Киеве, и был он великим князем киевским до своей кончины в 656 году от РХ...»

⇨ «Велесова книга»: «И после того в свое время были семьдесят князей наших, такие как Мезислав, Боруслав и Комонебранец, и Горислав. И так избираемы были и иные вечем, и отставляемы вечем, если люди не хотели их. Вот, эти князья весьма труждались. И Кышек был велик и мудр. И он умер, и после него были иные, и каждый делал что-то доброе для Русов».

© TrueView

Хлеб

Previous post Next post
Up