Асы

Jan 13, 2017 19:00



Асы (др.-сканд. м. р. ед. ч. áss (ǫ́ss, ás), мн. ч. æsir; ж. р. ед. ч. ásynja, мн. ч. ásynjur) - в германо-скандинавской мифологии основная группа богов. Верховным богом и вождём асов был Один. Живут в Асгарде - стране богов-асов, находящейся на небе.


Асы противопоставляются ётунам (великанам), ванам (богам плодородия), двергам (карликам), дисам, норнам и валькириям. Миф о войне асов с ванами завершается их примирением, в результате которого Ньёрд и Фрейр из ванов были взяты заложниками к асам, а Хёнир из асов перешёл к ванам. «Младшая Эдда» перечисляет 12 богов асов (Один, Тор, Ньёрд, Тюр, Браги, Хеймдалль, Хёд, Видар, Али (или Вали), Улль, Форсети, Локи) и 14 богинь (Фригг, Сага, Эйр, Гевьон, Фулла, Фрейя (приёмная от ванов), Съёвн, Ловн, Вёр, Вер, Сюн, Хлин, Снотра, Гна), позже также упоминаются богини Соль, Биль, Ёрд и Ринд. В ряде источников (в «Младшей Эдде», в «Саге об Инглингах») сообщается о происхождении асов из Азии. Некоторые ученые пытались доказать историческую основу такого представления, но... Вот и будем искать в Азии!

Род Одина: Бури, Бёр, Один, Тор, Магни, Бальдр, Форсети, Хёд, Хермод, Вали, Видар, Тюр, Вили, Ве.

Бури (Búri) - могучий первочеловек, отец Бёра и дед Одина, верховного бога эддических мифов. Имя Бури фигурирует только в истории сотворения мира и происхождения инеистых великанов. Бури, «хорош собою, высок и могуч», возник, когда первородная корова Аудумла лизала покрытые инеем соленые глыбы. Значение имени Бури точно не определено, есть разные версии. Согласно одной, может означать «кладовая», согласно другой - «сын». «Бури» может означать «источник», «родитель».

Согласно индуистской мифологии Пуруша (др.-инд. puruṣa «человек, мужчина, дух») - существо, из тела которого была создана Вселенная. Пуруша - первочеловек - тысячеглазый, тысяченогий, тысячеголовый великан. Боги расчленили его тем самым создав Мир, землю и прочее. В Ригведе жертвоприношению Пуруши посвящён отдельный гимн - Пуруша-сукта. В индийской философии термин «пуруша» означает «божественный дух», макрокосм.

Вселенная возникла из тела Пуруши - Первозданного Человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. В Пуруша-сукте излагается происхождение людей из частей тела первочеловека Пуруши: «Когда Пурушу расчленили…, его рот стал брахманом, его руки сделались кшатрии, его бёдра - вайшья, из ног родился шудра.» Из разума Пуруши возник месяц, из ока - солнце, огонь родился изо рта, а из дыхания - ветер. Воздух произошел из его пупа, из его головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги его стали землею. Так из великой жертвы сотворили мир вечные боги.

Варны - в Древней Индии четыре основных сословия-касты. Члены первых трёх варн - брахманы (жрецы), кшатрии (военная знать), вайшии (общинники) в детстве проходили обряд посвящения, считавшийся вторым рождением, поэтому назывались дважды рождёнными. Браки между представителями разных варн запрещались. С имущественным расслоением общества появилась четвёртая варна - шудры, положение которой было приниженным. Наиболее угнетённой и бесправной частью населения были т.н. вневарневые люди. Впервые четыре варны упоминаются в Пуруша-сукте.

Пуруша - первочеловек. Др.-инд. pū́rvas, pūrvyás «передний, прежний, первый», авест. раurvа-, раоuruуа-, раоirуа- «первый», др.-перс. раruvа-, алб. раrё «первый», тохарск. А рärvаt «старейший», В pärweṣṣe «первый», др.-англ. forwost «первый, предводитель, главарь», далее лит. pìrmas, др.-прусск. pirmas, латышск. pìrmais «первый». Татар. бер, тур. bir, чуваш. пĕрре «один», татар. беренче «первый». Англ. first «первый».

Пурушу расчленили или разрезали. Ст.-вав. purrusum ‛резать’. В аккадском языке purussûm ‛разрезание, решение’ (< parāsum ‛резать; решать’); purus, pursī, pursā < parāsum ‛резать’; parsu ‛разрезанный’. В формах инфинитива, статива и императива (пород Š и D) в первом слоге наблюдается а (ст.-вав. u): parrusum, parrus, parris (ст.-вав. purrusum). Греч. πειρω ‛прокалывать, рассекать’, περαω ‛проникаю, прохожу’, русск. перо, лат. findo ‛колоть’. Лат. per ‛через; сквозь, по, в’. Фин pistää ‛колоть’, кит. 劈 [pī] ‛колоть’, лат. piscis ‛рыба’, англ. fish ‛рыба’. Перун родств. русск. пырнуть, то есть колоть, бить. Лат. ferio ‛ударять, бить, толкать, колоть, поражать’, лит. реrti ‛бить, хлестать’,  русск. пороть, переть, перст.

В философии санкхьи пуруша - неподвижное мужское (духовное) космическое начало, «чистое сознание», созерцающее динамичное женское начало - пракрити (материя). Лат. purus ‛чистый, ясный, светлый, безупречный, душевно чистый, незапятнанный, невинный’.

Вирадж (др.-инд. сияющий или распространяющийся) - в древнеиндийской мифологии олицетворение женского начала. В «Ригведе» Вирадж родилась от Пуруши, а Пуруша от Вирадж (первородная корова Аудумла). Как женское начало, воплощённое в корове, она упоминается и в «Атхарваведе».

Период от падения III династии Ура до завоевания Месопотамии касситами (ХХ-ХVII вв. до н.э.) условно называется старовавилонским. Арии пришли в Индию в ХVII вв. до н.э. в точности в то время, когда касситы завоевали Месопотамию. Возможно, касситы устроили местное "великое переселение народов", заставив ариев двинуться в путь.

«Младшая Эдда» перечисляет 12 богов асов. Адити (санскр. букв. «свободная», несвязанная) - в ведийской религии олицетворяет собой женское начало, высшее воплощение материнства. Называется матерью двенадцати адитьев и воплощением световой энергии Вселенной. В Ригведе её часто просят о защите. В одном из гимнов Адити называют небом, воздушным пространством, матерью, отцом, сыном, всеми-Богами, пятью родами людей, тем, что рождено и тем, что должно родиться. Она содержит поселения людей. Её сравнивают с коровой. К Адити (вместе с другими богами) обращаются с просьбой о счастье. Адити просят избавить от грехов, вины. С ней пару раз отождествляется Агни. Адити готовит целебное средство Рудры, связана с приготовлением Сомы, создает восхваление для Индры. В космогоническом гимне от Адити рождается Дакша и от Дакши - Адити.

А теперь об Асах.

Кетское есь ‛небо, бог’, русск. высь, вышний, веси. Тур. üst ‛верх, верхний’, татар. өс ‛верх’, казах. үс, үсті ‛верх’.

В Джагфар Тарихы читаем: «...у самарцев (шумеров) было еще сословие служителей веры, бояров, называвшееся ‛эсегел’. А ‛эсегел’ означало «Божий город», так как ‛ас’ или ‛эс’ по-самарски означало «Всевышний», а «гел» - город. Это название носили те части самарских городов, где были главные храмы, поэтому и служивших здесь бояров называли ‛эсегел’...». Кит. 城 [chéng] ‛(городская) стена, город’, тур. kent ‛город’, татар. кала ‛город’.

Переведем на древнескандинавский.

Древнескандинавское слово garðr имеет следующие значения: 1) ограда, забор, укрепление; 2) двор, огороженное пространство; 3) двор, владение (княжеский двор), небольшое владение, земельный участок, хутор (в Исландии), дом (в Норвегии). Корень garð- вошел составной частью в названия городов: Hólmgarðr «Новгород», Kænugarðr «Киев», Miklagarðr «Константинополь». Это существительное обозначает «города» в словосочетании höfuð garðar. Использование корня garð- заставило исследователей обратить внимание на связь древнеисландского garðr и древнерусского городъ, градъ. Для древнерусского слова выделяются такие основные значения: 1) ограда, забор; 2) укрепление, городские стены, крепость; 3) полевое оборонительное сооружение; 4) поселение, административный и торговый центр. Развитие этого значения таково: «ограда, забор» > «огражденное место». С. Рожнецкий полагал, что «в древнескандинавском garðr обнаруживается семасиологическое влияние русского языка на древнескандинавский, ибо garðr собственно только „забор, ограда, двор“, но принимает значение „город“, когда речь идет о русских городах».

Греч. χάραξ ‛тычина, подпорка, жердь, кол; собир. колья, обнесенное частоколом место, вал с частоколом, укрепленный лагерь’ < χαράσσω, атт. χᾰράττω ‛острить, точить, снабжать зубцами, зазубривать, разрезать, бороздить, царапать, ранить, вырезать’. Шумерск. karaš, аккад. karāšu ‛военный лагерь’.

Асгард (др.-сканд. Ásgarðr) - в скандинавской мифологии небесный город, обитель богов-асов. Асы - существа порядка, ведя войну с ванами - существами природы, построили укреплённый Асгард. Позже асы сдружились с ванами, обменялись представителями (а на самом деле - заложниками, так в мир асов пришёл ван Нийодр, иначе - Ниодр, Ниорд и т. д., и поселился с ними в Асгарде) и с тех пор живут в мире друг с другом. Кроме богов и богинь, в Асгарде живут девы-воительницы - валькирии. Другая группа богов, ваны, жили в Ванахейме. Один из трёх корней Древа Мира - Иггдрасиля - тянется в сторону Асгарда.

В Младшей Эдде рассказывается, что Асгард был построен каменщиком-гримтурсеном (гримтурсены - так исландцы называли великанов, используя и другое слово - ётуны) с помощью его коня Свадильфари, и за это асы должны были отдать гримтурсену Солнце, Луну и богиню Фрейю. Но бог Локи, превратившись в кобылу, отвлёк коня Свадильфари от работы, и, поскольку работа не была выполнена в срок, боги избежали расплаты. А великан был убит Тором, когда в гневе стал метать в асов строительные камни.

Все боги жили в одном месте, но у каждого был свой чертог. У верховного бога Одина - Валяскьяльв, дворец с серебряной кровлей. Неподалеку, в Вальхалле, живут павшие на поле битвы воины - эйнхерии. У стража богов Хеймдалля свой чертог - Химинбьерг, у бога грома Тора - Трудхейм.

Асгард - один из трёх космогонических миров германо-скандинавской мифологии, созданных триадой богов-демиургов: братьями Одином, Вили и Ве. Асгард - это мир богов-асов, небо и будущее; Мидгард - это мир людей, земля и настоящее; Хельхейм - это подземье, мир умерших предков и прошлое. За пределами созданного тремя богами космоса лежит Утгард, «внешнее отгороженное пространство», трансцендентный мир демонической магии, неподвластный законам асов, иногда отождествляемый с Ётунхеймом, королевством великанов.

В Саге об Инглингах Асгард помещается на берегах Чёрного моря к востоку от Танаиса, между страной ванов (венедов?) и страной турок (Tyrkland). К западу от Асгарда упомянуты страна саксов (Saxland) и Гардарики (Garðaríki).

В ветхозаветных пророчествах имеются упоминания о небесном граде, называемом буквально Новый (Юный) Иерусалим, проводятся аналогии с отроком. Описанию земного города Иерусалима как места, где должно обитать имя Господа (3Цар. 8:29), и картинам будущего Иерусалима (Ис. 2:2; Мих. 4:1; Зах. 14) соответствует содержащееся в конце Библии изображение Небесного Иерусалима - города мира, где Божий народ будет вечно жить вместе с Богом (Откр . 21:3,4) и где нет места любому нечестию (Откр. 21:8). Улучшение мира или его обновление не являются причиной возникновения Небесного Иерусалима; лишь исчезновение прежней земли освобождает место для нисходящего от Бога на новую землю Небесного Иерусалима (Откр. 3:12; Откр. 21:1). Желание вступить в этот город несовместимо с земными желаниями, на нынешней земле граждане Небесного Града - пришельцы (1Пет. 2:11; Евр. 12:22-24); здесь они безродны, подобно Израилю во время странствования по пустыне (Евр. 3:7 - 4:11), и поэтому их цели должны быть сообразованы с вечностью (Флп. 3:14; Кол. 3:1,2; Евр. 13:14). Граждане Небесного Иерусалима - это истинное потомство Авраама, который ожидал построенного Богом города как обетованного наследства и жил на обетованной земле как пришелец (Евр. 11:9,10). Апостол Павел говорит, что у Авраама было два сына: один - от рабыни Агари, рожденный по плоти, в рабство закона, второй - от свободной Сарры, рожденный по обетованию. Павел подчеркивает, что «в этом есть иносказание»: Агарь «соответствует нынешнему Иерусалиму», а «вышний Иерусалим… матерь всем нам» (Гал. 4:22-30). Только в связи с этими, новозаветными, высказываниями предвидение пророками новой земли (Ис. 65:17) и грядущего спасения Иерусалима (Ис. 66:10, 13) обретает истинный смысл.

Иерусалим впервые упоминается в египетских источниках XIX-XVIII вв. до н. э. как Рушалимум, в Эль-Амарнских письмах XIV в. до н. э. как Урусалим и в анналах Санхерива (конец VIII в. до н. э.) как Урсалимму. Самое раннее внебиблейское ивритское написание слова «Иерусалим» датируется шестым или седьмым веком до н. э. и было обнаружено в 1961 г. в Хурбат-Бейт-Лойя около Бейт-Гуврина. Надпись гласит: «Я есть Яхве, Бог твой, приму Я города Иудеи и избавлю Я Иерусалим» - или, как предлагают другие исследователи: «Яхве есть Бог всей земли. Горы Иудеи принадлежат Ему, Богу Иерусалима». Этимологически название «Иерусалим» (Ирушалем), согласно различным источникам, происходит от значения «основанный (шумерское йеру - 'поселение' / семитское ири, иарах - 'основывать, закладывать краеугольный камень') Шалимом (Шалим, или Шулману - западносемитское божество)». В западносемитской мифологии Шалимму было именем бога вечерней зари и благополучия. В основе этого имени лежит тот же корень С-Л-М, от которого происходит ивритское слово «мир» (шалом, или салам в современном арабском).

Небесный град - Царство Божие - описан в «Откровении» Иоанна Богослова. Город описывается в форме куба с одинаковой длиной, шириной и высотой («…длина его как ширина, высота его равна ширине»), длина сторон которого равна 12.000 стадий каждая (2400 километров). С четырёх сторон в город ведут 12 ворот, каждые из которых подобны жемчужине. Стены города имеют 12 оснований. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд (изумруд), пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. (Откровение Иоанна Богослова 21:19, 20).

Город не имеет нужды в солнечном или искусственном освещении, так как Сам Бог - источник его мощного и одновременно нежного света. Его окружает стена из драгоценнейшего камня - ясписа (возможно, яшма или бриллиант) толщиной в 144 локтя (144*0.48=69.12 метров). Апостол постоянно подчеркивает металлическую (чистейшее золото) и кристаллическую природу города («…сиянием город подобен кристаллу»). Через весь город проходит улица, состоящая из золота настолько очищенного, что Иоанн сравнил его с прозрачным стеклом. От престола Божьего исходит чистая река воды жизни, светлая как кристалл, а посреди улицы и по ту и по другую сторону реки - Дерево жизни, 12 раз в год приносящее плоды. Интересно замечание Апостола: «…а храма я не видел в нем - Бог и Агнец святыня его», что перекликается со словом Ветхозаветного пророка о будущем небесном царствии и новом храме в Иерусалиме: «…Дух господень твердыня его».

Иоанн постоянно подчеркивает красоту города: «…новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего». Интересна фраза Иоанна о Небесном городе: «…скиния Бога и людей», позволяющая предполагать, что Новый Иерусалим будет вечным домом искупленного человечества.

© TrueView

асы

Previous post Next post
Up