Творогов и Велесова книга (часть 1)

Dec 10, 2012 02:08



Вот, слова наши истинны, а их - лживые.
Они ведь ложь рекут, и её и имеют.
(«Велесова Книга»)

В 2004 году в санкт-петербургском филиале издательства «Наука» вышла книга под названием «Что думают ученые о ‛Велесовой книге’» (ВК) [1] под общей редакцией известного лингвиста О. В. Творогова. В книге О. В. Творогов пишет:

«Весьма странна и хронология ВК. Она противоречит не только данным современной науки, но и принципам средневекового летоисчисления, и элементарной арифметике. Желая потрясти воображение, создатели ВК оперируют, как правило, огромными временными масштабами в 500, 1000, 1300 и 1500 лет (см. дощечки 4б, 5а, 7б, 7в, 7г, 8, 9а, 17а). Причем совершенно непонятна система отсчета лет. Во всех хронологических системах античности и средневековья отсчет времени велся от древнейшего события к последующим: от основания Рима, от первой олимпиады, от «сотворения мира» и т. д. В ВК мы, напротив, находим в основном отсчет от последующего события к предыдущему: «за 1500 лет до Дира», «за 1300 лет до Германариха» и т. д.


Обратим внимание и на следующее. Создатели ВК замахнулись на изложение истории наших предков за 1800 лет. Но у них не хватило выдумки заполнить событиями столь значительный временной диапазон, и в ВК рассказывается по существу лишь о двух периодах - IX-VIII веках до н. э. и о времени начиная с III века н. э., со времени прихода в Причерноморье готов. Но и тут ВК оказывается не в ладах ни с логикой, ни с арифметикой. Если Богумир жил за 1300 лет до Германариха (погибшего в 375 году н. э.), то, следовательно, время Богумира - IX век до н. э. Но на другой дощечке говорится, что от праотца Оря (как мы помним - сына Богумира!) до Дира прошло 1500 лет. Дир, согласно преданиям, жил в IX веке н. э. и, следовательно, Орь жил в VI веке до н. э., три века спустя после Богумира. По свидетельству дощечки 5а, за 1500 лет до Дира наши предки поселились на Карпатах, где прожили 500 лет, а на дощечке 7г говорится, что от «исходу» от Карпат до Аскольда (современника Дира) прошло 1300 лет. Примеры подобных несообразностей можно продолжить.

Есть и еще особенность ВК, также раскрывающая «методику» ее создания. Говоря о длившихся сотнями лет (!) битвах русичей с готами, гуннами, римлянами, греками, автор ВК умудряется избежать всякой конкретности: не назван по имени ни один римский и византийский император или полководец, ни один вождь гуннов, а из готских вождей упоминаются лишь Германарих (дощечки 5б, 6д, 9а, 14, 23, 27), имя которого хорошо известно по разным источникам, и Галарех (?), которого комментаторы ВК отождествляли с вестготским королем Аларихом (ок. 370-конец 410).

Подробности войн с Римом и Византией в ВК отсутствуют, видимо, не случайно: история этих стран слишком хорошо известна, и любая конкретизация событий грозила немедленным разоблачением фальсификата. Поэтому автор ВК ограничивается лишь общими ссылками на «римлян» и «греков», а из географических ориентиров упоминает лишь, хорошо известную по русским летописям и византийском источникам Корсунь (Херсонес), город Сурож (упоминая его в той огласовке, в какой византийская колония Сугдея впервые поименована в «Слове о полку Игореве») да неведомую «землю Трояню», которую, однако, никак не локализует.

Итак, перед нами сочинение крайне примитивное, свидетельствующее не только об ограниченности знаний его создателя, но и об отсутствии у него даже литературной фантазии: не случайно в ВК встречаются постоянные возвращения к одним и тем же коллизиям, к одним и тем же именам и «фактам», без каких-либо попыток представить более конкретную картину событий, охарактеризовать - пусть в типичных для средневековой историографии традиционных «портретах» - исторически деятелей, воспроизвести эпизоды какой-либо битвы и т. д. Трудно найти среди средневековых хроник и летописей даже самого низкого уровня произведение столь же убогое по мысли, с таким же отсутствием логики повествования, столь же бедное при обращении к конкретным фактам столь же «безлюдное», столь лишенное топонимических ориентиров. Словом, и анализ «историографии» ВК говорит о том, что перед нами неудачно смонтированный фальсификат».

Прокомментирую некоторые высказывания О. В. Творогова:

1.) О. В. Творогов: «Но и тут ВК оказывается не в ладах ни с логикой, ни с арифметикой. Если Богумир жил за 1300 лет до Германариха (погибшего в 375 году н. э.), то, следовательно, время Богумира - IX век до н. э. Но на другой дощечке говорится, что от праотца Оря (как мы помним - сына Богумира!) до Дира прошло 1500 лет. Дир, согласно преданиям, жил в IX веке н. э. и, следовательно, Орь жил в VI веке до н. э., три века спустя после Богумира».

Похоже, что и сам О. В. Творогов не в ладах с арифметикой. Богумир жил за 1300 лет до Германариха - 925 год до н.э., т.е. X век до н.э. Деяния Дира отмечены под 850 годом нашей эры и 1500 лет до Дира - это 650 г. до н.э. или VII век до н.э.

2.) О. В. Творогов: «Во всех хронологических системах античности и средневековья отсчет времени велся от древнейшего события к последующим: от основания Рима, от первой олимпиады, от «сотворения мира» и т. д. В ВК мы, напротив, находим в основном отсчет от последующего события к предыдущему: «за 1500 лет до Дира», «за 1300 лет до Германариха» и т. д.»

• Скажите Святояру ... чтобы узреть нам зраком тельным того боляра, героя нашего, который со Скотичем Готов поразил ... А были славные деянья те от прихода Славянских людей на Русь через девятьсот три года ... Потому как внезапно и грабительски они на нас напали ... Тогда единым князем был Святояр ..., который-то собрал Борусов ... на ... Русколани ... И взяли Русколань ... и вооружились Борусы и пошли на Готов из Воронженца ... Там было десять темей отборных боянов конных и никак не пеших ... Так вот и бросились на них ... Сеча злой и короткой была. И посвирепствовала та сеча до вечера, и с Готами покончили ...

• В тысячу вторую лет ... разделу они подпали, и одиночество проснулось, и стали они работать как рабы ... сначала Готам, которые крепко их обдирали, потом Хазарам, как объявились они, каганам... а ведь чрез нераденье наше поначалу вправду торговыми гостями на Русь пришли. Поначалу были велеречивыми, и стали злобными потом и Русичей давить ...

• Вот подробности, как начались мы в округе этой. Скажем так, что лет за тысячу пятьсот до Дира наши Прадеды в Карпатские горы пошли и там поселились, и жили спокойно. И роды ведь управлялись сами Родичами Отцами, а старейшина Рода был Щеко из Ириан.

• Он ведь учил, что Паркун нам благоволит, потому как мы Его почитали, и такой наша жизнь была лет пятьсот. А там и двинулись мы к восходящему солнцу и к Непре пошли. Та ведь река к морю течет. И к полуночи мы сели на ней и звалась Непра препятствием, потому как вожди ... И там поселились они и пятьсот лет все сами собой управлялись, и так были Богами хранимы и многими, которых зовут соязычниками. Ильмеров множество было там, огнищан оседлых. И так скот себе водили в степи, да и там так Богами хранимы были. Может, так еще Орей Отец водил их. И денежек и золота много имели, и богато жили мы с вами.

• И так Стрибы свищут в степях и Бореи гудят к полуночи об опасности для нас. Была тут сеча великая, чтобы с Язами и Костобоками сразиться, с пакостными убегающими ворами говяд наших. И брань та двести лет вот так была. И родичи к Ляхам убежали, ввержены во беды, и там осели. Сто лет спустя там были Готы Германреха и злобились на нас. И брань большая тут была, и Готы были потеснены и отброшены до Донца и Дона.

• Вот, после ста двадцати лет битвы, потому как Готов подпирали сзади Гунны и Берендеи, они пошли на полночь между Ра рекой и Двиной. Там-то пропал Германрех, и Гуларех повел их на новые земли. Вот Гунны с Берендеями и говядами своими и остались в тех краях. Было там много коней и говяд, трава обильная и вода живая. А тут Гуларех привел новые силы свои и отразил Гуннов во главе многих, и пошел на нас.

• И так не было у нас иного прибежища, как Они, и выбирали мы князей из вождей. Они же были от Овсеня до Овсеня, им же платили мы дань от полюдья и, страшась, водили стада свои и обрабатывали землю, жито наше. И так жили мы с вами и пятьдесят лет творили битву великую всякий день с Гуннами и Готами, но не с Берендеями. У них же был князь Саха, и он премудро мира искал от Русов и был наш друг. Берендеи ходили потиху. Это ведь Гунны суть воры, и борьба с ними была тяжкой. Она ведь длилась лет сто, и Гунны остались на готской земле ...

• От Отца Орея и до Дира было тысячу пятьсот лет. Вот, те Праотцы наши знали медные мечи. Так ведь Твастер им сказал сделать железные и брать коней, которые бегут от Богов к нам.

• Во время ж нападенья Готов и появления варягов избирали себе князей вожди. И те юношей вели на сечу на суровую. А вот Ромеи на нас посмотрели и замыслили недоброе на нас. И пришли с колесницами своими и железной броней, и ударили на нас. И потому оборонялись мы долго от них и отогнали их от земли нашей, и Ромеи ведают, как дорожим мы жизнью своей, и оставили нас на том. Так Греки хотели поработить нас в Хорсуне, и бились мы ожесточенно против рабства нашего, и была борьба и война великая тридцать лет, и они оставили нас.

• Посмотри же, народ мой, какой ты обезопасенный народ! И в том не ошибешься, судя по ранам твоим! И не бросишься ты рядиться (?), чтоб мы с вами врагов погнали, и от беды избавитесь, и жизнь другая будет у вас. Потому как были мы с вами гордыми, и не подчинились им. И более тяжкие поражения будут за нами. И мы после тех тысячи пятиста лет - как многие бывали у нас битвы и войны - а всё мы живы, благодаря жертве юношей и воевод.

• Тысячу лет отбивались мы от Ромеев и Готов. И Сурьянта с нами. Но не забудем, как Готы соединились с Гуннами на нас. И Галарех набросился с полночи, а Гунны - от полудня. И тут плакали Русколань и Борусь, поскольку Гунны вооружали Готов. Тут Русы поднялись своей силой и Гуннов отразили, сотворяя край Антский и Скуфь Киевскую.

• Ведь спустя тысячу триста лет от Карпатского исхода Аскольд злодей пришел на нас. Тут загнулся ты, народ мой, от такого лада и, сказав, что "любо", пошел под стяги наши. И защита-то та от врагов на Руси - могучий Сварог наш, а не Боги другие. А помимо Сварога нет у нас ничего кроме смерти.

• К тому еще мы вспомним Дира, то есть того, который на нас напал и разбил нас за разделы наши и усобицу. А после варяги Эрек с Асеком уселись на шею нашу и опротивели до крайности нам. Есьмы потомки рода славного мы, что пришел к Ильмерцам и уселся там до Готов. И вот уж лет и тысяча тому. Пошли на нас Колоты (?), с железами своими повстречали нас. Поворотились они к заходу Солнца, Которое во твердой руке нас держит, от орала-то и до меча и страх ему наводит на чреслы, от нашей земли прогнав.

• Сотворились роды те на семи реках, где мы обитали за морем в Крае Зеленом, куда скот водили древле до исхода к Карпатским горам. То были те лета за тысячу триста до времени Германреха. В те времена была война великая на берегах моря Готского, и там Праотцы накидали курган из тех камней белых, под которыми погребли боляр и вождей своих, которые в сече пали.

• Тут ведь муж рода Белояра пошел по ту сторону Ра реки и предупредил там Синьцев, идущих к Фряжцам, что Гунны на острове своем и поджидают торговых гостей, чтобы обобрать их. Было то за полста лет до Алдореха. А еще древнее был род Белояра сильным. Гуннские гости оделись как мужи Белояра и сказали, что дадут ему серебро за то и два коня золотых. Они пошли куда-то в другое место и избежали угрозы нападения Гуннов, и так прошли мимо Готов, которые так же свирепы на Непрядве и на Днепре. А князья их не честны и дважды дань берут. Так ведь гостей, спасшихся у нас, они повернули в землю Синьскую, и не пришли они уж никогда.

• И так стояла та земля пятьсот лет. И вот, вслед за тем открылась между Русичами усобица, и враждовали они и силу потеряли, потому как были у них стычки и възълаяждение сен.

• А в те века мы управлялись родами и князьями. И вот князь был Бравлин, который оборол Эллинов у берегов морских. С битвой идем мы на пастбища те и там разводим скот. И Скуфи давали попасти скот в степях. Вот, будет это у нас, а так Грецколане уселись снова и строили города, и злобились на нас. Тогда пошли мы на полночь и были там двести лет, и там мы и есьмы, и вы есте, и они суть от тех времен и доныне.

• Стали Скифы и Сурьме (сарматы) родичами. Десять сот лет скот пасем и поле роем. А Греки наше жито брать стали и менять, по-своему благодетельствовать и ...

• Не Птица ли Матерь Всех славу речет нам и просит нас от них Отцовскую Славу защитить? И нет у нас дерзости встать на рать, да и мечами своими брать землю нашу, врагами отобранную. Вот ведь тысячу и триста лет храним мы Святыни наши, а сегодня жены наши говорят, что блаженны мы и потеряли разум, и есьмы как какая-то овца малая перед теми. И не смеем одеть оружие и мечом разить врагов наших.

• Вот, (? неразборчиво) после готской войны опорушили всё, и Русколань оставили, к Кию побежали, чтобы поселилиться в землях тех - там, где ходили на битву со степью вражеской и себя оборонять от тех. И так было лет за тысячу триста от Отцов киевских, триста от жизни в Карпатах и тысячу - от Кия града. Иная часть пошла в Голунь и там и осталась, а другая - к Кию граду. И первая есть Русколань, и вторая - Кияне, которые Сурень-то чтят, со скотом ходят и стада водят десять веков по земле нашей.

• Бьет крыльями Матерь Всех Слава и речет нам о трудном часе засухи и мора говяд. И вот знаем мы - как речено Праотцами - как Кельты помогли им, и вот, Праотцы пошли к ним. И так сто лет они нам помогали, и также Ильмы, то есть Илеры, и мы с ними есьмы родичи. И вот, Род Рожанич держит нас у Сердца Отчего и охранит нас от врагов.

• Ведь Аскольд идет с варягами своими на нас. И се, Аскольд - враг наш. Вот, речет нам, что пришел по желанию нашему, а лжет, потому как он есть враг поистине, потому как Грек. И вот, Аскольд есть враг, вооруженный для того, чтобы гостей Эллинских охранять, там, где они ходят до Непры реки. И вот, Аскольд пришел к нам с Кнудом через двести лет после Алдореха и хочет править нами. И вот Дирос Эллин говорил "смирный" о себе (?), а вот нас давил прежде тех. И вот, Аскольд одолел Дироса и он теперь один на место то. И так он - враг наш, и не хотим его как врага.

• И вот, Эрек идет. И вспомним, как римские орлы (неразборчиво) поражены были дедами нашими на устье Дунайском. И вот, Траян напал на Дулебов. И вот, деды наши пошли на легионеров тех и раскидали их. И то было за триста лет до нашего времени, и нам надобно это держать в памяти.

• И вот, Траян был за пятьсот лет до Готов. И так и сегодня говорим, что волюшка наша не перестанет до конца жизни нашей. И достойно нам биться за жизнь нашу мечами. И это речет вам Хоругынь от Отца Орея.

• И вот Кий умер, тридцать лет правив нами. А после него был сын Лебедян, который звался Славер, и он жил двадцать лет. А после него был Верен из Великограда, также двадцать. И после него - Сережень десять.

• И Готы пришли в степи наши, зло творя. И се, доблестное время было у Праотцев наших, воевавших за жизнь. Вот, мы славны, потому как славим Богов. И мы - Богов внуки, Ишвары нашего и Даждьбога. И также терпим мы от злых, а прежде силу имели великую от Них и оборонялись весьма от налетов Готов скоро уже шестьсот лет. И тут Ильмерцы нас поддержали. И так одержали мы победу над врагами. Вот, у них десять рехов было и они, сражаясь весьма, воины ли храбрые, тут на них напали. Они начали хитрить: "Другие-де мы, воюй с другими", потому как мечи-де поржавели, вымененные на баранов и овец, а они Твастером творятся в Сварге только.

• И вот Гематерех отступился, и Готы уселись на Калке Малой и направились к берегам морским, и так землями овладели до Дона. И после той Дону реки есть Калка Большая, которая является границей между нами и остальными племенами. И там вот Готы бились четыреста лет со своими врагами.

Из всего множества фрагментов, в которых упомянуты временные промежутки или указана временная привязка, только в шести из них используется обратный отсчет. Фрагмент с Диром был повторен, а два других фрагмента звучат ровно так же, как и в нашей современной жизни (...было то за полста лет до Алдореха...; ...и то было за триста лет до нашего времени). Авторы ВК поступили творчески, введя начальную точку отсчета (исход из Семиречья), и привязав ее к выдающемуся событию для них - готско-славянской войне времен Германариха.

3.) О. В. Творогов: «...автор ВК умудряется избежать всякой конкретности: не назван по имени ни один римский и византийский император или полководец, ни один вождь гуннов, а из готских вождей упоминаются лишь Германарих (дощечки 5б, 6д, 9а, 14, 23, 27), имя которого хорошо известно по разным источникам, и Галарех (?), которого комментаторы ВК отождествляли с вестготским королем Аларихом (ок. 370-конец 410)».

Назову имена готских королей, встречающиеся в тексте ВК, с цитатами:

1. Германарех
2. Гуларех
3. Галарех
4. Детерех
5. Алдорех
6. Оторех
7. Конорех
8. Готорех
9. Гематерех

• Вот, после ста двадцати лет битвы, потому как Готов подпирали сзади Гунны и Берендеи, они пошли на полночь между Ра рекой и Двиной. Там-то пропал Германрех, и Гуларех повел их на новые земли. Вот Гунны с Берендеями и говядами своими и остались в тех краях. Было там много коней и говяд, трава обильная и вода живая. А тут Гуларех привел новые силы свои и отразил Гуннов во главе многих, и пошел на нас.

• Но не забудем, как Готы соединились с Гуннами на нас. И Галарех набросился с полночи, а Гунны - от полудня. И тут плакали Русколань и Борусь, поскольку Гунны вооружали Готов. Тут Русы поднялись своей силой и Гуннов отразили, сотворяя край Антский и Скуфь Киевскую.


Галарех или Гуларех - второй сын Германариха от Сунильды. По «Будинскому изборнику»: «В год 317-й от РХ Бож заключил мир с Агиульфом, царем остроготов ...В год 324-й от РХ Бож отдал любимую дочь Сунильду за младшего сына Агиульфа, он же предводитель готов Германарих, и этим Бож обеспечил прочный мир и заключил дружбу с остроготами …В год 325-й от РХ Сунильда родила первенца Гуннимунда, в год 327-й от РХ - Гулареха, а в год 329-й - Атанарекса, и все они дети Германариха и потомки Агиульфа, который так и не увидел внуков своих...»

В дощечке 27 названо имя Галареха с написанием через у:  «боляре Сегеня iже убiв сына Iерменрэха, а отрка Гуларэха ранiв...»

• После же Галареха те, что остались, Готы ушли на полночь и там исчезли, и Детерех вел их, и после же о них не знаем ничего.

• И вот Жмудь (жемайты) рассказала нам о Готах, которые с Детерехом пошли к полуночи, и там Жмудь повернула их на полдень. И вот идут они на Ромеев и там воюют с легионерами и воинами другими, берут выкуп великий от них. И вот вторгаются в земли их. И вот, Детерих убит был Крехимом. Вот ведь, Готы эти противны Богам, и Те выплевывают их.

I се б то Жмыдiе рiекща намо о Годiе, яка iмае Детереха а iде до полуноще, i тамо у Жмыдiе оврате се до полуденiе. I се iдеть на Роме i тамо се перящеть легы i вое iны, i бере ругу влку оде оны. I се втрзежеть до земе оныа. I се Детерех убiень бящь одо Крехiмоу. Се бо Годе тая Бзем протiвеня i тоi сень iзплеващуть iе.

Детерих = Дитрих (Dietrich) = Теодорих Великий.

Теодорих Великий (готск. Þiudareiks, лат. Flāvius Theodoricus, греч. Θευδέριχος, др.-англ. Þēodrīc, нем. Dietrich von Bern, др.-исл. Þjóðrekr, Þiðrek; 451 - 30 августа 526) - король остготов, правил в 470 - 526 годах, из рода Амалов. Сын Теодемира и его любимой наложницы Эрелеувы (Эрелиевы). В 489 году вторгся в пределы Италии и к 493 году завоевал весь Апеннинский полуостров и Сицилию. Фактически объединил всю Италию в государство остготов со столицей в Равенне, где сохранился мавзолей Теодориха. Прообраз германского фольклорного героя - Дитриха Бернского.

Когда 30 августа 526 года престарелый Теодорих скончался - как и Арий, от дизентерии, - большинство ортодоксов-никениян были убеждены, что бывший повелитель готов отправился прямо в ад. Теодорих был погребён около Равенны; над его гробом его дочерью Амаласунтой был возведён роскошный мавзолей, в виде круглого здания на десятиугольном фундаменте, покрытого одним громадным камнем 11 м в диаметре и весом в 300 тонн. Позже кости короля-арианина были выброшены, а его мавзолей был переделан в церковь (ныне функционирует как музей).


Важный исторический факт: Теодорих умер от дизентирии.

На украинском языке понос - бігун[ч]ка, бігав[н]ка, (по)бігачка, (по)бігуха, на польском - biegunka. А на латышском caureja - диарея. В латышском caureja сразу просматривается латинское заимствование от curro ‘бежать’.

И тогда Детерих убит был не Крехимом, а убиен был от крехiмы (< курехiмы ‘поноса’), то есть умер от дизентирии [I се Детерех убiень бящь одо крехiмоу - И тот Детерих убиен был от крехимы].

Откуда гипотетический фальсификатор знал такие исторические и лингвистические тонкости? И зачем ему вводить в заблуждение читателей и переводчиков? Реальный фальсификатор упомянул бы самое традиционное название, чтобы не быть распознанным.

• И вот, Аскольд пришел к нам с Кнудом через двести лет после Алдореха и хочет править нами.
• Тут ведь муж рода Белояра пошел по ту сторону Ра реки и предупредил гостей, чтобы обобрать их. Было то за полста лет до Алдореха. А еще древнее был род Белояра сильным. Гуннские гости оделись как мужи Белояра и сказали, что дадут ему серебро за то и два коня золотых. Они пошли куда-то в другое место и избежали угрозы нападения Гуннов, и так прошли мимо Готов, которые так же свирепы на Непрядве и на Днепре. А князья их не честны и дважды дань берут. Так ведь гостей, спасшихся у нас, они повернули в землю Синьскую, и не пришли они уж никогда.

• И были повержены Русколане Готами Германреха. А он хотел жену из рода нашего и ее повредил. Вот, вожди наши понеслись на него. Германрех разбил их и поверг Русов. Ведь Буса же и семьдесят других он распял (?). И тут печаль великая была на Руси. И встал молодой Вендеслав и собрал Русь и повел ее на них. И в тот раз разгромил Готов.

Этот сюжет перекликается с описанием у Иордана. И только у Иордана (!) названо такое же число казненных:

«Германарих, король готов хотя, как мы сообщили выше, и был победителем многих племен, призадумался, однако, с приходом гуннов. Вероломному же племени росомонов (Rosomonorum gens infida), которое в те времена служило ему в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], ее мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее, Cap и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного....

...по смерти короля их Германариха они (остготы), отделенные от везеготов и подчиненные власти гуннов, остались в той же стране причем Амал Винитарий удержал все знаки своего господствования. Подражая доблести деда своего Вультульфа, он, хотя и был ниже Германариха по счастью и удачам, с горечью переносил подчинение гуннам. Понемногу освобождаясь из-под их власти и пробуя проявить свою силу, он двинул войско в пределы антов и, когда вступил туда, в первом сражении был побежден, но в дальнейшем стал действовать решительнее и распял короля их Божа с сыновьями его и с семьюдесятью старейшинами для устрашения, чтобы трупы распятых удвоили страх покоренных.»

Бож (Boz, в некоторых рукописях Booz и Box) - вождь антов в конце IV в. Акад. А. А. Шахматов (по его словам, «вслед за другими исследователями») находил вероятным сближение имени антского князя Боза (или Божа) с «Бусом», о котором говорится в «Слове о полку Игореве»: «Се бо Готьскыя красныя девы... поют время Бусово». Шахматов допускал, что в песне готских дев вспоминалась борьба Винитария, вождя готов, с Божем, вождем антов, описанная Иорданом (А. А. Шахматов, Древнейшие судьбы русского племени, стр. 10, прим. 1).

• И вот Гематерех отступился, и Готы уселись на Калке Малой и направились к берегам морским, и так землями овладели до Дона. И после той Дону реки есть Калка Большая, которая является границей между нами и остальными племенами. И там вот Готы бились четыреста лет со своими врагами.

• Вот другой враг, Германрех, идет на нас от полуночи, тот, который внук-внучок Отореха, и бросает на нас воинов своих с рогами на лбу.

• ...и боляр Сегеня, который убил сына Германреха, а отрока Гулареха ранил и...

• ...лдореху дань (мы) давали с того... и должны (были) давать двести то...

• ...ва настоящая была во время Конореха, с которым двое вышли, Алдорех и праправнук Готорех. Он ведь прадеду Германареху

4.) О. В. Творогов: «...а из географических ориентиров упоминает лишь, хорошо известную по русским летописям и византийском источникам Корсунь (Херсонес), город Сурож (упоминая его в той огласовке, в какой византийская колония Сугдея впервые поименована в «Слове о полку Игореве») да неведомую «землю Трояню», которую, однако, никак не локализует».

• Се, было то у Карани. И это - город малый на берегах морских Русских. И там был князь, который сказал вот Эллинов бить и отбросить от Руси. И он собрал рать и конницу и пошел на них, и победил их. А Эллины стали жаловаться на бедствия их и просили ему дань уплатить. И та дань с них состояла из резанных баранов и вина.

▸Карань ‘Керчь’< Careon < Ca[esa]reon. В 14 году до Р.Х. боспорская царица Динамия переименовала два крупнейших города своего царства в честь римского императора Августа (Кесаря): Пантикапей - в Кесарию и Фанагорию - в честь Агриппы - в Агриппию. Cтолица некогда могущественного Боспорского царства стала называться Кесареон. Позже название Каесареон превратилось в Кареон.

Иордан: «С той своей стороны, которой Скифия достигает Понтийского побережья, она охвачена небезызвестными городами; это - Борисфенида, Ольвия, Каллиполида, Херсона, Феодосия, Кареон, Мирмикий и Трапезунта, основать которые дозволили грекам непокоренные скифские племена, с тем, чтобы греки поддерживали с ними торговлю».

ВК: «Когда наши пращуры Сурожь строили, начали Греки некие приходить торговыми гостями на торжища наши. Прибыв, смотрели и, увидев землю нашу, посылали к нам множество молодежи и дома строили и города для мен и торжищ. И однажды увидели мы воинов их, вооруженных мечами и в броне, и скоро нашу землю прибрали они к рукам своим и повели игру не так, как мы».

Кроме того, в дощечке 14 упомянуты река Танаис и город Таматарха (Тьмуторокань):

Се бо ясь iде на ны о Танасу а Тамоторку, моцещна комоньства а рате нещещiслена. А тьма о теме теще i такожде тещяеть о ны [Вот, Язы идут на нас от Танаиса и Тмуторокани, мощная конница и рати неисчислимые. И тьма за тьмою несется и движется на нас].

▸ Полагаю, высказывания О. В. Творогова не нуждаются в особых комментариях. О. В. Творогов либо не читал «Велесову книгу» или читал ее в плохом переводе, либо умышленно исказил информацию и ввел читателей в заблуждение.

Внесены изменения 2023/02/21

Продолжение: часть 2 http://trueview.livejournal.com/134324.html

© TrueView

Велесова Книга

Previous post Next post
Up