Эту работу я написал в 2003-ем году, но нигде ее не публиковал. Решился поделиться с читателями своего блога. Хотя прошло уже почти 11 лет, но анализ, как мне кажется, актуален и сегодня.
1. Вступление
Подобно тому, как вода прорывает берег и стремительно сносит все на своем пути, так и евангельское движение, преодолевая препятствия, двигалось вперед и вперед в период горбачевской перестройки. Тысячелетие крещения Руси не так щедро праздновали православные, как протестанты. Везде звучал настойчивый евангельский призыв обратиться к Богу от пагубной идеологии атеизма. Несмотря на то, что коммунистическая (не смею писать название ее с большой буквы) партия была у руля и закон о религиозных культах, регламентирующий деятельность евангельских христиан во времена Брежнева, еще никто не отменял, но голос евангельской вести звучал в центре и на окраинах городов, в Домах молитвы и в Домах культуры, в помещениях и под открытым небом. Люди тянулись к Евангелию, многие шли в протестантские церкви и находили радость спасения для себя и для своих близких и родных.
Но вот прошло всего лишь двенадцать лет. История предложила нам еще больший христианский праздник, а именно: 2000 лет Рождества Христова. Даже самые ярые противники христианства понимали, что это важная дата в истории Церкви Христовой. Но, несмотря на такую важную и историческую дату, евангелизационный пыл проповедников Христа на просторах бывшего СССР поостыл.
Что же случилось? Где причина всему этому? Сотни проповедников из СНГ побывали в 2000-ом году на конгрессе в Амстердаме, куда съехались десять тысяч благовестников со всего мира. Конгресс был организован Евангелизационной Ассоциацией Билли Грэма, целью, которой было вдохновить евангелистов со всего мира на проповедь Евангелия. Мини конгрессы прошли потом в Москве, Киеве и других городах. Но все это не дало желанного результата. Миссионерская и евангелизационная работа ведется неуверенно и вяло. В чем причина?
2. Внутрицерковные проблемы
2.1. Предпочтение гуманитарной работы перед Евангелизационной
В свое время в церкви в Иерусалиме возникла проблема с гуманитарной помощью. Она могла вовлечь Апостолов и забрать у них силы и время. Но они вынесли важное решение: «Не хорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деяния 6:2-4).
Апостолы были уверены, что оставить Слово Божие будет не хорошо. Они делегировали полномочия по раздаче гуманитарной помощи другим, менее опытным братьям, но исполненным Духом Святым и мудрости. Сделали это они с согласия церкви. А сами предпочли быть в молитве и служении слова. Заметим, что они не только по воскресениям и средам, а постоянно пребывали в молитве и служении слова.
Что же произошло с апостолами с маленькой буквы, конца двадцатого столетия в СНГ? Одаренные проповедники и пастора возглавили строительство молитвенных домов, другие создавали учебные заведения и там становились администраторами, ректорами, третьи организовали миссии и стяжали туда гуманитарную помощь, на которую был щедр тогда Запад, и делили ее между миссионерами и пасторами. Некоторые пошли еще дальше, они при церквах или же при миссиях стали открывать коммерческие предприятия, продавать гуманитарную помощь, чтобы добыть деньги на строительство молитвенных домов и различных христианских комплексов. Миссионеры и пастора приобрели важные титулы и должности. Вот только некоторые их них: директор миссии, президент ассоциации, ректор университета, магистр или доктор богословия и т.д. Однако дело не в названиях, и титулах, а дело в том, что только что появившиеся директора и президенты действительно захотели стать директорами в таком же смысле слова, как это бывает в мире. Они стали строить неплохие офисы, в некоторых местах даже лучше, чем у их спонсоров в США и Германии, так что последние диву давались от этого. Для многих бывших апостолов миссионерства и евангелизма в СССР, теперь приоритетной задачей стало ездить на Запад и добывать средства на стройки культовых зданий. Впрочем, это надо было делать, но не тем, кто является служителем слова.
Однако, что ни говори, Слово Божие и молитва остались в небрежении. Теперь на проповедь Слова Божия были призваны молодые, неопытные и не наученные братья и сестры. Правда, они заканчивали одно или двухгодичные миссионерские курсы в Библейских школах или же колледжах, но им не было с кого брать пример, у кого учиться. Старшие, опытные братья были заняты административной работой, а их понуждали проповедовать. В результате новые молодые миссионеры разделились на три категории: первые учились путем проб и ошибок и таким образом добились хоть какого-то успеха в благовестии; вторые, под тяжестью непосильной ноши сломились, упали и навсегда отказались от миссионерского служения; третьих постигла самая страшная участь, так как они впадали в грех, становились соблазном для тех кому проповедовали Слово Божье. Последние, в последствии были отлучены от церкви и часть из них не раскаялась в своих грехах.
Что же случилось с теми, кто, оставив Слово Божие, стал «пещись о столах»? К сожалению, многие из серьезных и глубокоуважаемых братьев потеряли ориентиры в море гуманитарной помощи. Надо прямо сказать, что был причинен великий ущерб делу Божьему, потому что в финансовых и гуманитарных вопросах братья запутались и едва ли их не отлучили от церкви. Прошло десять лет, и было отрадно смотреть на выстроенные новые дома молитвы и миссионерские офисы, но печально от того, что из-за того что пастора и талантливые проповедники предались административной работе, дисквалифицировали и скомпрометировали себя, как духовные работники. Не удивительно, что простые члены церкви последовали примеру своих пасторов, стремясь приобщиться к административным и гуманитарным делам в церкви. Но подавляющее большинство простых верующих осталось как бы на обочине, в духовном небрежении. И если их лидеры не горели огнем благовестия, то тем паче они. Но глядя на то как их лидеры заведуют гуманитаркой и средствами, поступающими на различные программы, они начинали их подозревать и судить. Отсюда появились сплетни, склоки и, к великому сожалению, не без основания. И как здесь не вспомнить слова великого Апостола Павла, адресованные духовному работнику, его сыну во Христе Тимофею:
«Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2:4-5).
2.2. Неспособность церквей принять новообращенных
Живя за железной завесой советских времен, евангельские церкви создали свою субкультуру, свое представление о благочестии. Подавляющее большинство новообращенных приходило в церкви в тогдашнее время, из семей верующих. Слава Богу, что многие жены-христианки имели великое мужество и духовную силу для рождения и воспитания многих детей. Подобно тому, как во времена рождения Моисея в Египте, женщины-еврейки рождали детей, и от этого вздрогнуло сердце фараона, так и наши бабушки и матери рождали детей, воспитывали их и они становились, (к сожалению не всегда) евангельскими христианами. Это стало положительным фактором в росте церквей.
Общение с внешним миром было ограничено и, воспитанные в христианских семьях дети, так сказать, с молоком матери впитывали в себя наряду с библейскими истинами и субкультуру евангельских церквей.
Я сам был из таковых. В детстве, когда я зашел к своей тете и услышал, что в ее доме работает радиоточка, я был в шоке, потому что понимал, что верующий не будет держать в своем доме радиоточку. На самом деле такое понимание было не беспочвенным. Иногда хорошо закрыть свои уши от голоса мира этого, который тебе постоянно твердит, что раз ты христианин, значит ты мракобес, отсталый человек, пережиток прошлого и т.д. Поэтому наши братья и сестры в свое время поступали разумно, отказываясь от слушания атеистической идеологии.
Однако время не стояло на месте, а евангельские христиане законсервировались в своей скорлупе. Хорошо быть консерватором в библейском учении, но плохо, когда консерватизм проявляется в том, чтобы использовать различные средства. К сожалению, люди советских времен очень подозрительные и недоверчивые, в том числе проявляют недоверие к внедрению новых форм и методов евангелизации.
Вот здесь и получился конфликт. Некоторые проповедники стали употреблять для благовестия, к примеру, телевидение. И вот человек, который всегда смотрел телевизор, смотря христианские телевизионные программы, обратился к Богу, покаялся и пришел в евангельскую церковь. Но здесь в церкви свое понимание. Они говорят, что телевизор иметь дома - плохо. Никакой серьезный христианин не станет держать у себя дома телевизор. Однако у новообращенного возникает правомерный вопрос: «Почему? Дайте мне на это библейское обоснование!» Так как ему сказали, что единственным и истинным авторитетом является Библия, он пробует найти ответ на этот вопрос в Библии. Однако удобовразумительного ответа на эту тему ему никто не может представить. Таким образом, у него возникает вопрос та ли это церковь, которая соответствует библейским стандартам…
Это только один маленький пример. А сколько войн велось и ведется в некоторых местах из-за головных уборов, в том числе и платков. Братья в церковном совете часто были заняты тем, что обсуждали вопрос, почему некоторые сестры носят зимой меховые шапки мужской формы, или вопросы косметики вставали на первый план.
Учась в Донецком Библейском колледже в 1992 - 93-их годах, я отметил себе, что каждому новому профессору, который приезжал к нам для преподавания, задавался один и тот же вопрос: «Позволительно ли сестре находится в собрании без платка?» Фактически, почти все преподаватели отвечали одинаково, что это элемент культуры, чем вызывали негодование у части студентов.
Вот еще один пример. Девочка из христианской семьи увидела, что одна из новообращенных сестер пришла в их дом с сережками, она спросила у мамы: «А что тетя Нина неверующая?»
Вот такие вопросы постоянно и повсеместно вставали и выплывали на первый план. И на это было потрачено драгоценное время Церкви Христа. Этими вопросами были заняты братья на церковных советах, отдавая им все время. Безусловно, невозможно было обойти эти вопросы, но печально, что фактически подобными вопросами круг замыкался. Многие не поднимались выше внешних церковных атрибутов, обусловленных церковной субкультурой.
Новообращенные же смотрели на Бога и на христианскую жизнь совершенно другими глазами. Они чувствовали себя более свободно в данном отношении и старались, как их и учили, поступать соответственно тому, чему учит Библия. Однако, правильно говорят, что по одежке встречают, так и в евангельских церквах людей встречали по одежке. Если ты был одет не соответственно церковной культуре, значит ты на себе испытаешь молчаливое давление верующих, когда зайдешь в Дом молитвы. Но порой молчание прорывалось, и новообращенные слышали в свой адрес неодобрительные слова. Одна уже не молодая новообращенная сестра, покрасила волосы в сиреневатый цвет. В маленькой церкви, которая только что была образована, к которой она принадлежала, ей не говорили ничего по этому поводу. Но вот когда она попала в большую церковь, ей тут же сделали замечание, что это грех и недопустимо посещать собрание с такими волосами. Сестра плакала и не знала в дальнейшем можно ли ей еще придти в это собрание или нет? Благо, она была дружна с женой пастора, которая убедила ее все равно ходить в собрание. А сколько было таких, которые отказались от посещения церкви по таким вот причинам, поставленным во главу угла.
Часто в подобных случаях, в свое оправдание старые члены церкви говорят: «Ничего страшного, если человек действительно возрожден свыше, то он сделает все возможное чтобы только быть в церкви». Но так ли говорит Библия? Вот что советует Апостол Павел: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях» (Рим. 14:1). Далее Апостол говорит о вопросах пищи, празднования определенных дней и т.д. Он советует не спорить по этому поводу и не осуждать друг друга за то, что один ест, а другой не ест, или один отличает дни для Господа, а другой не отличает. Другими словами, надо иметь широкое сердце и вмещать тех, которые не следуют узкой субкультуре не имеющей достаточного основания в Библии.
С другой стороны, Писание изобилует предупреждениями, чтобы христианин не уклонялся от веры. Например: «О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (1 Тим. 6:20-21).
«Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:11-12).
«Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их» (Лук.21:8).
2. 3. Члены церкви не укоренялись во Христе
«Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр. 3:17-18).
Новообращенный - это неутвержденный в вере человек. Но так часто в церквах ЕХБ для него главное осталось скрытым, а именно: вопрос возрастания в благодати Христа, а второстепенное выдвинуто на передний план, что и оттолкнуло их назад в мир…
Многие попали в капкан искушений и земных трудностей. Они не были научены тому, как их преодолеть. Некоторые впали в старые согрешения, но не смогли довериться пастору церкви или другому брату, так как боялись, что их немедленно за этот грех отлучат. То есть в церкви они не почувствовали доверительной атмосферы, атмосферы благодати, где как за новорожденным младенцем будут убирать… Везде чувствовалось требование закона: больше не греши ибо тебя ждет наказание. Но может ли новообращенный, который не возрос в благодати Господа Иисуса Христа, сразу стать совершенным и не согрешать? Часто слышится справедливая критика в адрес харизматических церквей. Но есть нечто чему я учусь у них. Однажды один брат рассказал мне как его, когда он еще не был с Богом другой человек, который только что обратился в харизматической церкви, приглашал посещать группу по изучению Библии. Последний был пьян и утверждал, что он сделал грех, что выпил, не устоял, однако все равно надо идти на общение, ибо там читается Слово Божье, там молятся за всех слабых, упавших и совместно можно победить грех, победить искушение. Так и случилось. Наконец, этот брат стал победителем над алкоголем.
Что же случалось обычно в традиционных евангельских церквах, когда новообращенный впадал в грех? Вот один из примеров. Один брат, который принял Иисуса Христа от всего сердца, принял крещение и стал членом церкви. Но вот пришло искушение, и он не устоял и опять напился. Его отлучили от церкви. Братья умыли руки, потому что данный человек не следует Писанию. Когда я беседовал с ним, я понял, что он мучится, страдает, иногда приходит на собрания, но он не знает, как победить грех и никто не может ему в этом помочь. Никто не помогает ему возрастать в благодати. Он уехал вместе со своей верующей женой в деревню и там живет. Стал ходить в деревенскую церковь, каялся там, его принимали в члены церкви, но через некоторое время опять исключали. Такая история продолжается десять лет. Он все еще является духовным карликом, и не продвинулся в духовном росте ни на один сантиметр. А сколько таковых?
Кропотливая повседневная индивидуальная работа над сердцем человека нам не по плечу. Таковой работой не занимались долгие годы в советские времена и теперь трудно преодолеть традицию и, засучив рукава трудиться денно и нощно над новообращенными.
Апостол Павел обращаясь к пресвитерам Ефесской церкви, говорит: «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20:31). Не наученный человек, вскоре будет разочарован, потому что он сориентирован на быстрый и легкий результат, а результата нет, и он отпадает.
Конечно, многие духовные уроки можно извлечь из проповедей, которые произносятся на общих собраниях. Но как важно каждого новообращенного учить индивидуально. У меня самого было много сомнений, мучений, борьбы против греха, неуверенности в будущем и т.д.
Но вот однажды, приехал к нам брат из Риги, который предложил нам молодым братьям курс, состоящий из десяти уроков. Первый урок был на тему «Уверенность в спасении». Как я радовался тому, что могу быть уверенным в спасении! Я заучивал места из Библии, которые свидетельствовали мне о том, что я, приняв Иисуса Христа, являюсь дитем Божьим. Кажется, второй урок был на тему «Уверенность в ответе на молитву». Это тоже для меня принесло много радости и положительных переживаний. Брат приезжал к нам несколько раз, но за эти несколько раз я возрос в благодати, понял великую любовь Иисуса Христа ко мне, научился доверять Ему…
Печально, но многие новообращенные познали строгость закона, но не познали любви и милости Иисуса Христа. Более того, они не познали радости победы над грехом, как уже были исключены из церкви. Они также не познали радости ответа Божьего на свои молитвы во Имя Иисуса Христа. Почему? Ответ один: потому что не были научены. Христос сказал, чтобы мы учили крестившихся соблюдать все, что Он заповедал нам (Мф.28:19-20). Но настоящего научения новообращенных, а тем паче, индивидуального научения не было и кажется мне, что по сей день нет.
Апостол Павел обращал на этот момент тоже серьезное внимание, о чем мы уже упоминали. Кроме наставлений новообращенным, он постоянно молился об укоренении и утверждении верующих во Христе и в Его любви: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:14-19).
Как видим, в этом месте Павел делает сильный акцент на утверждение и укоренения христианина во Христе и Его любви. В следующей главе он пишет, что именно для этого Господь поставил в Церкви: «…одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос» (Еф. 4:11-15).
Сердце наполняется горечью от того, что те, которых Бог поставил на это служения, не совершали его, а были заняты другими, не столь важными делами. Ясно, что так много людей так и не возросло в чудесной атмосфере любви Иисуса Христа, а оказались духовными, если можно так сказать, выкидышами.
2.4. Новое вино вливают в старые мехи
Руководители, ведавшие миссионерским движением, старались спасти от закрытия старые церкви и посылали в них молодых миссионеров. Закончив Библейскую школу, научившись от западных учителей, молодой человек брался за дело. Можно было заранее предугадать, что там возникнет конфликт, люди будут сражаться не против духов злобы поднебесных, а друг против друга. Однако такая практика была повсеместной. Какой же результат? Были проведены годы в междоусобной борьбе в церквах, а в это время за стенами молитвенных домов погибали миллионы наших сограждан.
Когда я ехал на миссионерское служение в Казань, мне братья сказали, чтобы я обязательно начинал новую церковь в новом месте. Не знаю почему, но я так и поступил. Я видел в старой церкви множество проблем. Пресвитер с диаконом могли прямо во время собрания устроить скандал. Они ссорились по поводу и без повода. И происходило то, о чем говорил апостол Павел галатийским христианам: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». (Галл. 5:15). Конечно, можно было бы мне терпеливо все это преодолевать, продолжать проповедовать в этой церкви, работать с теми, кто давно в церкви, но уже свыкся с некоторыми грехами и не хочет их оставить… Но сколько на это надо было потратить сил и времени?
Вместо этого я стал проводить занятия по изучению Библии для неверующих в ДК. Люди хлынули в то время на эти занятия и слушали и слушали Слово Божие. Десятки из них познали Господа, обратились к Нему, и была создана церковь. Что же делается в той церкви? Там продолжают ругаться, а руководство Союза ЕХБ старается как-то привести ее в чувство. Но что можно сделать в церкви за один день? Менялись руководители церкви, но старая закваска остается. Не знаю, а может лучше пошить новые мехи и залить туда новое вино?
(Продолжение следует)