Как Сталин "возрождал" православие

Jul 24, 2012 16:03



"Комсомольская правда" опубликовала информацию о "помощи" И.Сталина РПЦ. Предлагаю вам познакомиться с этой информацией для лучшей осведомленности того, что на самом деле происходило:
Сам Геннадий Андреевич Зюганов, лидер компартии. В заявлении КПРФ (видимо, оно было приурочено к суду над девицами из Pussy Riot) Зюганов привычно обрушился на Запад во главе с США и НАТО, а также припомнил печальные для христиан последствия «арабской весны», хотя в гонениях на христиан в мусульманских странах обвинил он не исламистов, а тот же Запад. Подобные инвективы можно было бы пропустить мимо ушей как проявление очередной политической вкусовщины. Однако один тезис из заявления Зюганова пропускать нельзя, поскольку, на мой взгляд, он насквозь циничен и лжив. Защищая Русскую православную церковь от нападок, Зюганов почему-то решил привести в качестве позитивного примера тов. Сталина: мол, «прав был по-своему Иосиф Сталин, сделавший многое для возрождения православия в нашей стране». Тут, очевидно, ключевое слово - «по-своему». В связи с ним вот что вспомнилось.
Репрессии большевиков против РПЦ начались сразу же после революции.

Однако они переросли в войну на уничтожение РПЦ как организации с середины 30-х годов, когда власть бывшего семинариста, выросшего до генсека, стала уже безраздельной. РПЦ воспринималась как «социально опасный элемент», ей не было места в «светлом будущем». Уже в 1934 году были арестованы 6 епископов, в 1935 г. - 14, а в 1936 г. - 20 архиереев. В результате 10 мая 1935 года митрополит Сергий, старавшийся идти на все возможные и невозможные (которые многие верующие считали предательством веры) компромиссы с советской властью, был вынужден распустить Временный патриарший синод. После этого Сергий осуществлял управление всеми епархиями РПЦ при помощи своего викарного епископа Сергия (Воскресенского) и канцелярии, состоявшей из секретаря и машинистки.
Начиная с 1937 года в рамках «выработки нового законодательства о религиозных культах» были созданы спецкомиссии по стране с целью проведения массовых репрессий. Жизнь приходов контролировалась инспекторами по наблюдению и сексотами НКВД, которые обязаны были докладывать обо всех особенностях церковной жизни, даже о том «куда расходятся деньги, полученные за просфирки и свечи». При малейшем подозрении в нарушении установленных правил или по любому, самому нелепому доносу священника арестовывали, а храм закрывали. Храмы вообще закрывали пачками даже и без предлогов. Часто - под амбары и склады.
В 1935 году только в советской России (без учета других республик СССР) было 25 тыс. действующих церквей. Уже на 1 апреля 1936 г. в стране оставалось 15 835 храмов. В 1937-м  было закрыто еще 8000 церквей, в
1938-м - еще примерно 6000. По современным данным, на момент начала войны из дореволюционных российских храмов действовало примерно 350 - 400 церквей. И хотя официально вплоть до 1941 г. в стране числилось 5000 православных общин, реально 90% из них не действовало из-за отсутствия священника. Правда, многие священнослужители ушли в подполье и окормляли верующих тайно. Но и там их настигал сталинский террор.
Именно Сталин санкционировал физическое истребление духовенства с целью «физического сокрушения православия». По приказу от 30 июля 1937 г. наркома внутренних дел Ежова за № 00447 церковники были поставлены по степени опасности для советского общества на второе место, сразу за кулаками. Были установлены региональные квоты на репрессии на основе социального происхождения. Только в 1937 году были расстреляны 60 епископов. Рядовых священников репрессировали тысячами. Точное число трудно установить до сих пор. По разным данным, жертвами репрессий только начиная с середины 30-х годов до конца сталинского правления стали от 200 до 300 епископов. Общее число представителей духовенства РПЦ, ставших жертвами репрессий, Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий 1995 года насчитывает в 200 тыс. (всего 500 тыс. «религиозных» репрессированных, включая уже представителей всех конфессий). Многим историкам эта цифра кажется завышенной: такого числа священнослужителей в России не было и до революции. Видимо, сюда попали еще и миряне. Так, уже по данным Комиссии по реабилитации Московской патриархии, к 1941 г. были репрессированы за веру 350 тыс. чел., из них 140 тыс. священнослужителей. 150 тыс. чел. пострадали в 1937 - 1938 гг., из них 80 тыс. расстреляны. Другой источник, протоиерей Георгий Митрофанов, указывает другие цифры: в 1937 - 1941 гг. по религиозным делам были репрессированы 172 тыс. чел., из них 116 тыс. чел. расстреляны. На основе сопоставления всех этих данных можно представить себе порядок цифр.
Лишь в условиях войны, когда страна стояла на грани поражения, Сталин смягчил политику в отношении РПЦ. Но вряд ли это можно назвать «возрождением православия», как утверждает Зюганов. Советское руководство -  и после Сталина тоже - никогда не отменяло цели создания безрелигиозного общества.

Ложь, РПЦ, Сталин

Previous post Next post
Up