May 11, 2012 10:50
По нашему мнению, необходимо провести юридическую экспертизу законности выведения в 2009 году из под действия закона 94-ФЗ средств, выделяемых из бюджета Санкт-Петербурга на питание учащихся школ ( около 3 млрд.руб. ) посредством принятия в СПБ следующих Законов:
Закона «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению на льготной основе питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга»,
постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.09 №655 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в части предоставления на льготной основе питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга»
Закона Санкт-Петербурга от 24.09.08 № 569-95 «О социальном питании в Санкт-Петербурге
Постановления от 23.07.09 № 873 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт-Петербурге»,
Распоряжении Управления соцпитания № 03-01-08/09-0-0 О мерах по реализации Постановления Правительства Санкт-Петербурга №873-р)
В остальных регионах России эти суммы разыгрываются путем открытого аукциона в электронной форме в строгом соответствии с законом о госзакупках ( пример - Москва 2011 г. № закупки 0173200001411002195 на сайте zakupki.gov.ru )
Да и в Санкт-Петербурге все открытые конкурсы на оказание услуг горячего питания на 2012 год по жалобам в ФАС были отменены и заменены на открытые аукционы в электронной форме
Несмотря на это, по нашим данным, в городе опять активно идет подготовка к новому трехлетнему конкурсному отбору организаторов школьного питания и победители скорее всего будут те же, что и в 2009 г.
Вот информация по конкурсному отбору 2009 года
По информации Комитета по образованию, Постановлением Правительства
Санкт-Петербурга «О мерах по реализации Закона «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению на льготной основе питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга», утвержден новый механизм предоставления льготного питания в образовательных учреждениях, исключающих нецелевое использование бюджетных средств, предназначенных на предоставление питания в образовательных учреждениях
Из нижепредставленной таблицы хорошо видно , что бюджетные средства, потраченные на питание школьников в 2008 году и до середины 2009 года шли по статье «Расходы на питание школьников», а со 2 п/г 2009 года стали называться «Расходы на реализацию мер социальной поддержки по предоставлению на льготной основе питания в школах». Но изменилось не только название, а и самое главное - принцип распределения бюджетных средств. Именно в августе 2009 года в городе была проведена беспрецедентная процедура - «конкурсный отбор организаций общественного питания на право заключения договора об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга» сроком на три года и одним из незначительных «обременений» победителям конкурса вменялось обеспечение питанием льготников с последующей компенсацией расходов . . . «в порядке, определяемом Правительством Санкт-Петербурга»
Только нигде не афишировалось , что эта компенсация в целом по городу составит миллиарды рублей бюджетных средств.
Таблица 4.3. Исполнение бюджета Санкт-Петербурга по отрасли «Образование», тыс.руб.
Наименование расходов бюджета
Годы
2008
2009
2010
Расходы на питание школьников в общеобразовательных и вечерних школах
865 980,1
526 944,4
*
Расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению на льготной основе питания в общеобразовательных и вечерних школах
*
297 042,1
855 062,8
Расходы на питание школьников в общеобразовательных учреждениях по культуре
146,8
84,4
*
Расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению на льготной основе питания в общеобразовательных учреждениях по культуре
*
132,2
305,8
Расходы на питание учащихся в учреждениях начального профессионального образования
177 201,9
95 356,8
*
Расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению на льготной основе питания в учреждениях начального профессионального образования
*
86 290,8
210 773,1
Расходы на питание учащихся в учреждениях среднего профессионального образования
34 197,4
17 379,1
*
Расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению на льготной основе питания в учреждениях среднего профессионального образования
*
15 468,2
28 401,3
* - сведения по данным целевым статьям отсутствуют, так как в 2010 отдельными целевыми статьями не выделялись.
«В Санкт-Петербурге запрещено: Оказание услуг в сфере социального питания организациями общественного питания, не прошедшими конкурсный отбор» ( Закон о социальном питании в Санкт-Петербурге)
В Законе написано «не прошедшими», а на самом деле «не победившими», так как из всех участников, соответствующих всем требованиям отбора, выбирается только Один ( на усмотрение комиссии)
В результате этого конкурсного отбора (информация о проведении которого, кстати, размещается только на сайте администрации района и в СМИ, утвержденных Управлением социального питания) одному победителю разрешается монопольно осуществлять услуги общественного питания во всех школах этого района в течение 3-х лет. В том числе за наличный расчет. В т.ч. через школьные буфеты продавать продукцию собственного производства и другие товары. А только в одном крупном районе Санкт-Петербурга количество школ превышает количество точек сети «МакДональдс» во всем городе.
.
Критерии отбора этого победителя и оценки конкурсных заявок неоднозначны и возникают совершенно неожиданно только уже в Распоряжении Управления соцпитания № 03-01-08/09-0-0 О мерах по реализации Постановления Правительства Санкт-Петербурга №873-р)
Во-первых, единственным конкретным, т.е. числовым показателем, который появился в этом Распоряжении ( в Постановлении Правительства его нет) является: « лучшая программа по развитию социального питания, по вкладу в развитие материально-технического оснащения пищеблоков . . .и т.д. , оцениваемая в денежном выражении на одного гражданина. Считается по формуле: x/y
Где x - сумма денежных средств, а y - количество граждан льготных категорий ( остальные почему-то не учитываются)
Кстати это говорит о том, что уже в момент отбора Заказчик четко знает количество граждан, которым будет предоставлено льготное питание.
Как и кем в дальнейшем будет контролироваться фактическое вложение этих средств - непонятно. Тем более непонятно , требуется ли их вложение?
«Комитетом по образованию предоставлена информация об адресной программе по оснащению и переоборудованию пищеблоков образовательных учреждений 2006-2010 годы с общим объемом финансирования 450 млн. рублей.
Реализация данной программы позволила заменить морально устаревшее и физически изношенное технологическое оборудование школьных пищеблоков в 695 школах.
В 2008-2009 годах в рамках экспериментального проекта по совершенствованию организации питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга произведена замена технологического оборудования в 85 школьных пищеблоках на общую сумму 83 млн.рублей.
Финансирование мероприятий в рамках экспериментального проекта состояло из:
Средства федерального бюджета были предусмотрены на поставку технологического оборудования в пищеблоки школьных столовых, демонтаж заменяемого оборудования школьных пищеблоков, монтаж и пуско-наладочные работы оборудования»
• средств бюджета Санкт-Петербурга - 54 391,9 тыс. рублей;средств федерального бюджета - 73 000,0 тыс. рубСредства регионального бюджета были предусмотрены на проведение ремонтных и строительно-монтажных работ в школьных пищеблоках. Свои обязательства в рамках Соглашения Санкт-Петербург не только выполнил в полном объеме, но и перевыполнил на 10,3 млн.рублей.
(Цитата из доклада: Аналитические материалы о Положении Детей в Санкт-Петербурге. 2010 год.
Из приведенной цитаты следует, что к середине 2009 года, т.е. к моменту проведения первого конкурсного отбора в городе за счет средств бюджета в рамках экспериментального проекта уже было проведено переоснащение школьных пищеблоков.
Следующим критерием является: «больший процент обеспеченности квалифицированными работниками, имеющими специальное профессиональное образование, с опытом работы в общественном питании, в том числе по обеспечению льготным питанием, к среднесписочной численности работников. ( В Постановлении Правительства звучит: «наличие в штате организации работников, отвечающих требованиям для работников общественного питания»)
Таким образом, в идеале предприятие должно состоять из одних только поваров. А если предприятие крупное и занимается, кроме общественного питания, другими видами деятельности это сразу же снижает его шансы на победу в конкурсном отборе.
Еще один критерий - наличие у участника материально-технической базы, соответствующей требованиям законодательства. Это требование уже само говорит о незаконности проведения конкурсного отбора. Так как для организации питания помещение пищеблока предоставляет учреждение образования, чтобы питание готовилось непосредственно в школе, то, следовательно, собственная материально-техническая база необходима участнику для закупки и хранения продуктов и продовольственного сырья, используемого при организации питания. А уж закупка продуктов, даже если она частично производится на средства бюджета, непосредственно попадает под действие Закона 94-ФЗ.
Кстати, в самом Постановлении Правительства № 873 п.п. 3.1 гласит: « В случае , если социальное питание в учреждении обеспечивается им самостоятельно: Закупка пищевых продуктов и продовольственного сырья осуществляется учреждением Санкт-Петербурга в соответствии с законодательством о государственном заказе»
Куда же исчезают требования законодательства, когда речь заходит об организаторах питания?
Из всего вышеуказанного следует, что:
В критериях сопоставления конкурсных предложений, указанных в Распоряжении Управления социального питания происходит подмена общих требований Постановления Правительства СПБ к участникам открытого конкурсного отбора на вполне конкретные требования сформированные под узкий круг заинтересованных лиц.
Неудивительно, что победителями конкурсного отбора в 2009 году во всех районах стали фактические организаторы питания в школах на тот момент.
И не пожалели об этом:
1.По итогам 2010 года, охват горячим питанием учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга составил 85,64%, в том числе за счет средств бюджета - 43,68% (в 2009 г. - 85,99%, за счет средств бюджета - 39,93%
(Цитата из доклада: Аналитические материалы о Положении Детей в Санкт-Петербурге. 2010 год.
2.По проекту договора организатор имеет право применять при предоставлении социального питания предельные наценки на продукцию(товары), установленные Правительством Санкт-Петербурга, т.е 67% ( В качестве примера : при расчете Заказчиками максимальной цены контракта при проведении открытых аукционов на организацию горячего питания в этом году в городе применялись наценки от 30 до 47 %)
3.По проекту договора с организатором социального питания- победителем конкурсного отбора ему в пользование на безвозмездной основе предоставляется помещение пищеблока, оборудование и инвентарь. Также Заказчик обеспечивает его отоплением, электроэнергией, горячей и холодной водой. Причем для организации всего социального питания, а не только льготного.
Неудивительно, что такие льготы были предоставлены предприятиям- победителям конкурсного отбора. Как оказалось , у более чем 2/3 этих победителей 100% акций принадлежит городу Санкт-Петербургу и Совет директоров этих предприятий состоит из работников Управления социального питания.