подписывайтесь скорее
https://t.me/photoulove лучший телеграм-канал о фотографии! ))
Свежее интервью, про которое вы уже знаете
https://colta.ru/articles/art/16662"Данила Ткаченко: «Нет желания объяснять, что это современное искусство»
АННА КОМИССАРОВА ПОГОВОРИЛА С НОВОЙ ЗВЕЗДОЙ РОССИЙСКОЙ ФОТОГРАФИИ"
Целых две презентованных серии. Обе связаны с уничтожением и вандализмом.
Пара:
Казимир Малевич "Скачет красная конница" 1928-1932
Danila Tkachenko Это декорация.. там перекладина из вагонки 100м, обмотанная мешковиной..
(
https://www.facebook.com/denis.sinyakov/posts/10212689317580598?comment_id=10212698927460839&reply_comment_id=10212699796242558&comment_tracking=%7B%22tn%22%3A%22R0%22%7D)
Опознание церквей:
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1727268700681472&id=100001950764971&pnref=story Царёво. Церковь Воскресения Христова.
http://sobory.ru/article/?object=03693 Леонтьевское. Церковь Леонтия Ростовского.
http://sobory.ru/article/?object=06014 Ивановское. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Храм во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрия
http://sobory.ru/article/?object=18307 Ещё при разговоре о церквях, конечно, надо думать о Петре Антонове:
и его руинах
http://petrantonov.com/personal/ruins/ аудиозапись мастеркласса
https://trs-trs-foto.livejournal.com/526327.htmlи мысли Кати
https://kativas.livejournal.com/171448.html Ожидания автора проговорены:
"- Да, сейчас такое противостояние в обществе с религиозными фанатиками или патриотами, что мои проекты - этот радикальный способ расстаться со старьем - могут кого-то задеть. Не исключаю, что мне придется эмигрировать на время. Возможно, будет какой-то взрыв. Это и правильно. Искусство должно будоражить человека, а не утешать."
Сами реакции (преобладают - "герострат", "лучше бы яйца свои прибил", "руки пообломать/морду набить", "куда смотрит прокурор/уголовка/присядет-объяснят") через месяц уже не найдёт никто толком:
Самый массовый репост у Благотворительный фонд "Крохино"
https://www.facebook.com/krokhino/posts/1633014283429991 позиция: "Благотворительный фонд "Крохино": Совершенно не к месту здесь появились комментарии про доносы... Вы серьезно?
Обсуждение и публичная оценка этого инцидента очень важны хотя бы потому, что могут быть "последователи", которые будут воспроизводить этот вандализм, прикрываясь актом "современного искусства", не осознавая суть этого поступка (и состав преступления). Молчание в данном случае - не более чем содействие совершенному преступлению."
у Дениса Синякова (фотограф)
много фотографов и реакция самого Ткаченко на некоторые реплики!
https://www.facebook.com/denis.sinyakov/posts/10212689317580598?pnref=story у Евгения Молодцова (фотографа), кстати тоже работал с темой умерщей деревни
https://www.facebook.com/un.ricciotto/posts/10215057170491031?hc_location=ufi У Александа Лепёшкина (фотограф)
https://www.facebook.com/alexander.lepeshkin/posts/1548575471876730?pnref=story"Елена Якимович: странная история. с одной стороны, дичь и неэтично (вот я живу в деревне и люблю какую-то руину, а тут пришли без спроса и сожгли). с другой стороны, это зеркало того, как жители России и особенно власти любого сорта относятся к стране. Собянин со своей плиткой намного хуже с Москвой поступает (да ещё и уродливей, Ткаченко-то эстетичен). с третьей стороны, это в духе Малевича и прочих радикалов - мощно, не случайно, страшновато. есть о чем говорить, в общем. объяснение художника - полный наив, конечно (или наивными считают читателей). в отличие от Матта-Кларка, который вроде бы делал то же самое, но совсем иначе (обсуждения проблем района, договоренности о домах под снос и т.п.) и в итоге художественно, и сильно, и печально."
у Евгения Соседова (Председатель Московского областного отделения ВООПИиК)
https://www.facebook.com/movoopik/posts/1796763157045096 в Архнадзоре:
https://www.facebook.com/groups/archnadzor/permalink/1681083931911745/ У Андрея Павличенкова (фактически в защиту проекта!)
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10213372072909057&set=a.1722759901585.97052.1015965132&type=3&theater у меня
https://www.facebook.com/ivan.sapkov/posts/1710594348964923 разные перепосты Крохинского поста:
https://www.facebook.com/krokhino/posts/1633014283429991 АПД1:
моё мнение
https://www.facebook.com/ivan.sapkov/posts/1712782282079463?pnref=story большое количество мнений от правмира
Андрей Чекмарев, историк архитектуры, член правления Общества изучения русской усадьбы
Александр Трифонов, регионовед, исследователь заброшенных деревень и трактов
Наталья Харпалева, культуролог, житель Москвы и деревни Пожарище
Кирилл Светляков, кандидат искусствоведения, заведующий отделом Новейших течений в Третьяковской галерее
Родион Юрьев, руководитель Юридического бюро Юрьева, член рабочей группы по совершенствованию законодательства о противодействии тоталитарным сектам при Совете Федерации РФ
Адвокат Михаил Кушнарев, председатель «Московской городской коллегии адвокатов «Кушнарёв&Никитин и партнёры»
http://www.pravmir.ru/szhech-truhlyashechki-fotoproekt-vyizvavshiy-bol-i-yarost/ мнение Владимира Дудченко (арт-критик, коллекционер)
https://www.facebook.com/vladimir.dudchenko.5/posts/10155327075953720 АПД2:
Ольга Бубич "Разбираясь с «хламом»"
отношение автора сразу выдаёт обилие кавычек в самом начале текста
http://www.photographer.ru/columnists/7327.htm Владимир Чернышев
http://vladimirchernyshev.com/About-project"О проекте
Заброшенная деревня- это мультидисциплинарный проект исследование, соединивший в себе такие медиа, как инсталляция, рисунок, фото/видео документация. Исследуя исчезающую традиционную деревенскую культуру на территории России, автор обращается к проблемам памяти и забвения, трансформации мифа и восприятия смерти.
Исследование предполагает несколько этапов:
"1. Фотодокументация. На этом этапе объекты, фиксируемые в различных географических точках страны, помещаются в единый пространственный вакуум. Интервенция с факелами визуализирует процесс энтропии, исчезновения, а следовательно, перерождения останков архаичной культуры. Появляется обобщенный, но детализированный контекст. "
"
АПД3:
Реакции:
Борислав Козловский (научный журналист, переводчик)
https://www.facebook.com/borislav.kozlovsky/posts/10214621601155106?pnref=story Виктория Мусвик (историк литературы и искусства, публицист, арт-критик) из комментариев по ссылке выше
Victoria Musvik Ну как раз наоборот, вполне присоединение к государству и вышло. С учетом того, что деревни не сами вымерли в России обычно. Деревни моей родни, например, закончились на моменте раскулачивания. Ну потом как-то телепались еще, какое-то время. Но давайте не будем делать вот этот вот благостный вид про волю неба или про то, что вот они так сами прямо все постпепенно сошли на нет. Хочешь жечь деревни, а не двери ФСБ - жги, пожалуйста. Только желательно хоть чуть-чуть историю знать.
Borislav Kozlovskii
Borislav Kozlovskii Не вижу - ни у Ткаченко, ни в этом моем комментарии - утверждения "сами постепенно сошли на нет". Лежали себе дома с провалившимися крышами и никого не волновали, а в результате горения ожили и стали приглашать задавать вопросы про что с ними стало. Никакие другие способы их пооживлять - ни заунывное краеведение, ни остроумное, про 220 разных узоров деревянных наличников - меня до сих пор не трогали и точно не заставили бы в здравом уме пойти интересоваться раскулачиванием, чтобы понять что-нибудь про избы, а Ткаченко придумал нечто такое, чтобы у нас в фб-комментах как минимум слово "раскулачивание" всплыло
Victoria Musvik А я не вижу ни у Ткаченко, ни в этом вашем комментарии рассуждения, каково политическое измерение этого жеста. Кстати, помимо большевиков деревни еще горели из-за нацистов во время войны, потому что Путин отменил лесной кодекс. И это не Ткаченко придумал что-то такое, а это постоянно обсуждается. Я не знаю, в каком вакууме надо жить, чтобы это не слышать и не читать.
Victoria Musvik Ну то есть, наверное, в прекрасном и самодостаточном хипстерском мире это неочевидно. Но очень большое количество людей это все помнит и в таких напоминаниях не нуждается. Прямо Америка открыта, такое ощущение.
Victoria Musvik А лично я трижды как минимум в последнее время это писала и обсуждала. В связи с Кашиириным "Жили-были", в связи с тем, что мы присудили первое место в Угличе проекту Молодцова про стертые с лица земли вепсские деревни (и некоторые члены жюри еще говорили, что тема репрессированной деревни в зубах навязла) и в связи со снимками деревни Асмусом Реммером во время войны. Ну и читки у Соловецкого камня. Какое е-мое заунывное краеведение. Видишь умирающую деревню? Она умерла от действий политиков, скорее всего. В здрвом уме это неинтересно и первым в голову не приходит? Ну ок. Наверное, и вы, и Ткаченко живете где-нибудь в Швецииж
Borislav Kozlovskii Victoria Musvik Видишь умирающую деревню - в голову приходит прежде всего, что это заезженный шаблон "умирающая деревня", попытка свести конкретное к типовому, и в комплекте прилагается готовая интерпретация. Полагается испытывать тихую грусть по уходящей натуре, что вот была такая русская старина, прялки, лавки, а тут безжалостный Макдональдс всё съел: на эту тему много снимает черно-белой лейкой для выставки BestOfRussia условный Мякишев условное Колодозеро.
(Глядя на картинки этого сорта, я, кстати, никогда не понимал, почему деревня не должна умирать, а уникальные промыслы по плетению корзин во что бы то ни стало нуждаются в молодой крови. Про самоценность всего этого я думаю примерно то, что написано у Хобсбаума).
Лично меня цепляет скорее другое - не "деревня" как явление или там не дай бог традиция, а как конкретное человеческое жилье, набитое артефактами чужой памяти, которые ни у кого никогда не дойдут руки разгрести и тем более расшифровать. Это вообще не про деревню - я эту мысль, кажется, подумал вообще в Припяти первый раз. Даже никакого заброшенного жилья для этого ощущения не нужно. У меня в шкафу в коридоре четвертый год лежит неразобранный архив моего друга, там куча записных книжек и пара сотен компакт-дисков с фотографиями, и я точно знаю, что разбирать эти съемки из Индии 2008 года и с армейских сборов ВМК МГУ я никогда не сяду. Но это такое мягкое никогда - чисто теоретически я могу, никакой окончательности здесь вроде и нет, не может же быть так, чтобы человек ездил в Индию и никаких следов от этого в мире живых людей не осталось.
Ткаченко говорит: смотрите, вот еще более безнадежные архивы, которыми никто никогда не займется - и я сейчас докажу, что эти люди на самом деле перестали существовать, и память о них перестала существовать, и такое может случиться с любой вашей памятью.
Victoria Musvik В общем, все это скучно, вторично, этически -- а сейчас еще окажется, небось, что он декорации сжег. И на Ворлд пресс фото не пошлешь.
много реплик Виктории ещё тут
https://www.facebook.com/borislav.kozlovsky/posts/10214621601155106?comment_id=10214633931303352&comment_tracking=%7B%22tn%22%3A%22R2%22%7D Юрий Самодуров (гражданский активист, публицист)
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1433789953406749&id=100003272747807&pnref=storyв комментариях юрий альберт и дмитрий врубель
Поиски деревни:
Опираясь на трек автоэкспедиции автора, краеведы заподозрили, что могла пострадать
деревня Кучепалда, но ПОКА никаких ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ подтверждений НЕТ!
трек отслежен по фото ассистента
https://fotki.yandex.ru/users/zxz1919/album/155874/?
краеведческий набат
https://deadokey.livejournal.com/344223.html подозрения на Кучепалду
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1735158436559165&id=100001950764971&pnref=story По серии "Монументы"
http://newsvo.ru/news/111278"Однако позже на нашем сайте появился комментарий, что фигуры на церкви нет. Действительно, если присмотреться к фото внимательнее, можно увидеть, что цвет параллелограма слишком однотонный, а под ним просвечивает стена одинакового тона, что было бы невозможно, если бы на нее была нанесена краска, с учетом того, что поверхность храма неровная, а обветшалые участки стены разного цвета.
Мы попросили местных жителей сфотографировать церковь, и оказалось, что никакой фигуры там нет:"
https://www.ridus.ru/news/266617В РПЦ отказались оскорбляться превращением храмов в «арт-объекты»
про вандализм Павел Лабутин
https://www.facebook.com/groups/146756705528230/permalink/714471245423437/ Оставшаяся ткань на храме в Ивановском.
http://sobory.ru/photo/330558 АПД4:
Поиски сгоревшей деревни продолжаются:
https://www.facebook.com/vadim.razumov.7/posts/10215175081714334?comment_id=10215179726910461&comment_tracking=%7B%22tn%22%3A%22R1%22%7D&pnref=story&hc_location=ufiРадик Аднобаев: Господа, мне позвонил участковый, который курирует Кучепалду. Он, по моей заяве съездил в Кучепалду и авторитетно заявил, что там НИЧЕГО в ближайшее время не горело!
под подозрением деревня Берёзово
https://www.facebook.com/vadim.razumov.7/posts/10215175081714334?comment_id=10215179065613929&comment_tracking=%7B%22tn%22%3A%22R1%22%7D АПД5:
Colta, на которой и вышло ставшее тригером интервью, выпустила огромный материал с высказыавниями самого широкого круга фотографов, художников, критиков и кураторов (Анна Комиссарова, Олег Климов, Лариса Гринберг, Егор Софронов, Роман Осьминкин, Анна Толстова, Александр Евангели).
http://www.colta.ru/articles/art/16765 Очень похоже на берёзово
https://www.facebook.com/AnorTukaeva/posts/10155266413538215картинки ниже, там же анализ связи с Чернышевым
там же в комментариях
"Из администрации Чарозерского сельского поселения, к которому относится Березово, мне ответили следующее: "Данный факт имел место в 2016 году. Было заведено следственное дело, но насколько мне известно, осталось как "глухарь". Большое спасибо за информацию. По данным похозяйственного учета в этой деревне зарегистрирован по месту жительства еще один человек, но он не проживает здесь. Его дом тоже сожжен"
"Выставка не "стряпается" за такое короткое время. Это большая работа + печать и т.д. Поджигать должны были раньше. Про Кучепалду - не могу сказать... Возможно, что не они."
АПД6
https://meduza.io/feature/2017/12/07/kazhdyy-progovarivaetsya-o-svoey-toske-hanzhestve-nostalgii«Власть молчит и поджигает дома людей. Художник молчит и поджигает дома без людей» Чем всех так задевает проект Данилы Ткаченко «Родина»
Надежда Шереметова
куратор, фотокритик, директор петербургского фонда «ФотоДепартамент»
Ирина Горлова
куратор, заведующая отделом новейших течений Третьяковской галереи
Никита Иноземцев
историк, активист движения «Архнадзор», участник движений «Вереница», «Общее дело»
Наталья Григорьева
директор Центра фотографии имени братьев Люмьер, куратор
Дмитрий Пиликин
художник, куратор, арт-критик
https://www.facebook.com/irina.kulik.14/posts/1781300821882457?pnref=storyhttps://www.youtube.com/watch?v=44Mc3_JXzew&feature=shareгринберг и ирина кулик на радио свобода
http://artguide.com/posts/1390Событием последнего времени в информационном поле стало обсуждение проекта фотографа Данилы Ткаченко «Родина», который во имя искусства предал огню деревенские постройки. Нижегородские художники Владимир Чернышев и Артем Филатов и куратор Алиса Савицкая встретились, чтобы обсудить этот посвященный проблеме исчезновения деревень проект, который был неоднозначно принят общественностью, а также поговорить о способах работы с темой: от обращения к риторике культурного наследия до художественного размышления о времени и памяти.
https://www.facebook.com/gorchahal/posts/10208927276897953?pnref=storyКомментарий Гора Чахала
http://whitecube.com/exhibitions/gregory_crewdson_beneath_the_roses_hoxton_square_2005/поджигатель крюдсон (пятая картинка)
АПД7
Внезапно в январе высказался Безукладников:
https://www.facebook.com/andrey.bezukladnikov/posts/1998741063475006"Стихли стенания по поводу «злодеяний» художника, спалившего брошенные избы. И слава Богу. Было сказано много слов и в защиту, и в осуждение. Осуждющих больше. Они готовы были собственноручно казнить художника. Или отправить за решетку. Друзья (осуждающие), вы тронулись умом? И ногтя художника не стоит истлевший наличник, или ещё какая баклашечка. В то время, как барыги разбазаривают невосполнимые природные и культурные ресурсы Отчизны, вы ополчились против беззащитного художника. Давайте, используйте свою гневную энергию целесообразно! Испепелите реальную нечисть! Пусть горят в аду! Иначе получается, что просто брызжите слюной. Я, как и вы, против уничтожения свидетельств человеческой истории, но выбирая между баклашкой и художником - выбираю художника."
в комментариях полыхнуло:
Владислав Ефимов Абсолютно реакционное рассуждение про фотографа, гоняющегося, как и положено фотографу, за выгодой и картинкой. Аргументы про сгнившие вещи, которые свое отжили и не имеют ценности - аргументы гнусных властей, уничтожающих памятники в угоду застройщикам. Для продажи гладеньких картинок тоже годятся. Фу! Вы вообще понимаете, что такое памятник и в чем его значение? Я не вижу в этом ничего забавного, вижу в этом отражение нашего художественного скудоумия и наглости. Просто поддержка ненаучного подхода, мрак и мракобесие.
Владислав Ефимов И вообще, давайте не путать фотографию и искусство. Ну правда, давайте разберемся с понятиями. Дурацкий жест, смешанный с плагиатом, вредит искусству. Я бы приуменьшил, наступив на горло фотографической песне, силу высказывания человека с фотоаппаратом. Читайте книги по истории, смотрите на опыт художников и поменьше фашистских рассуждений, мой совет.
Dmitry Orlov Андрей, подозреваю, что ни одна изба не пострадала. Был фш - по крайней мере на некоторых фото это весьма заметно. Был развод публики на эмоции.
Данила продолжает хранить стратегическое молчание. Однако на сайте с тех пор появилась приписка, которой определённо не было в начале скандала.
"Съёмки проекта проводились на территориях, удаленных от населённых пунктов и лесных массивов, для предотвращения распространения огня предпринимались все меры предосторожности. Остатки построенных декораций были демонтированы и вывезены, использованные ветхие нефункциональные и разрушенные постройки были обреченными на полное физическое исчезновение в течение нескольких лет."
http://www.danilatkachenko.com/projects/motherland/