ВДНХ, размышления после пожара

Aug 31, 2011 01:19

Сегодня на ВДНХ сгорел павильон №56 «Ветеринария». Я оказалась на месте пожара около 6 часов вечера, когда основной объём уже весь выгорел, оставалось несколько очагов огня, стояло несколько тлевших колонн, из которых временами вырывался огонь, делая их похожими на гигантские факелы периода античности. Подъехала машина скай-лифт, с помощью которой стали валить оставшиеся стоящие колонны, они падали с треском, задевая соседние сосны. Сосны очень жаль, крепкие деревья были.

Павильон №56 «Ветеринария» входил в тематический животноводческий комплекс вокруг ипподрома. Этот комплекс - одно из лучших мест на Выставке по атмосфере, обилию солнечного пространства и интереснейшим постройкам - своеобразным памятникам архитектурной выдумки его устроителей. Например, в капителях пилястр павильона №48 «Овцеводство» вместо волют и листьев аканфа скульптурные головы овец - ! На фасаде павильона №47 «Свиноводство» в рельефах изображения свиней, которые смотрятся там весьма органично. Сам ипподром соразмерный, с навесами для зрителей, старыми лавками, с ретро-атмосферой. Сгоревшее здание представляло собой по форме подкову с колоннадой с парадной стороны и было одним из самых нарядных на этом участке.
Ни один из павильонов в этой группе не является официально (т.е. по реестру) памятником культурного наследия. Очевидно это позволило гендиректору Выставки И.Малахову заявить, что сгоревшее здание не представляло исторической и архитектурной ценности. Но отсутствие официального статуса не может быть основанием для подобного заявления. В городе достаточно исторических зданий, не имеющих статуса памятника, но обладающих ценностью. И я утверждаю, что сгоревший павильон относился к их числу.
Это здание было одним из старейших на Выставке, 1939г. постройки. Оно стояло не где-то само по себе на отшибе, а входило в комплекс построек в стиле советской неоклассики, обрамляющих ипподром. Проводились ли исследования всего комплекса специалистами, историками искусства и архитектуры с целью выявления ценности этих построек? Много ли на Выставке ещё зданий 1939г. постройки?
Уместно вспомнить, что несколько лет назад сгорел другой старый павильон - №45 «Охота и звероводство». Не так давно появилась вывеска «реставрация» на павильоне №44 «Кролиководство», несколько позднее на нём появилась вторая вывеска «сдаётся в аренду».  
 
Думаю, большое значение в отношении к старым павильонам имеют планы по реконструкции территории, которые были представлены руководством ВВЦ общественности в готовом, свёрстанном виде примерно год назад. Согласно им вся территория делится на 4 зоны: Аллея наций, Инновационный кампус, Центр качества жизни, Зона отдыха.
Аллея наций - участок вдоль главной аллеи от главного входа до площади Механизации, на котором расположено большинство старых павильонов, но не все. Их реставрация и поддержание - дело хорошее, но было бы неправильно, сохраняя их, пускать под нож прилегающие территории.
А именно это может произойти со всей северо-восточной частью Выставки, вошедшей в зону Инновационного кампуса. Эта местность вместе с северной частью сейчас самая тихая - дорога, обсаженная грушами, ведущая от клуба и радиорубки до запруженной Каменки, является любимым местом гуляющих, роллеров, велосипедистов. Груши регулярно дают богатый урожай дичка, за ними редкие двухэтажные домики, некоторые с прелюбопытным декором, всё вместе очень гармонично и приятно для глаз. При приближении к пруду становится ещё тише, груши сменяют сосны. Как раз на этом пути справа находился утраченный павильон «Охотничье хозяйство», его расположение маркируют две забавные статуи, мною условно называемые «с лисицами». За речкой и «Рыбацкой деревней» находится изящный тонкоколонный павильон «Кролиководство», конхи ниш которого имеют форму раковин. И вот это тихое место будет полностью преобразовано, на нём планируются: Академия наук о качестве жизни, Кросс Медийный центр, отели, группа офисов, центр поддержки бизнеса и обучения. Судя по плану развития, все строения будут новые. Это катастрофа. Другой вопрос - где они взяли такие названия? Впрочем, названия могут быть и ещё позаковыристей, например (планируются в других зонах): Мир продуктов питания, Музей зелёной планеты, Музей растений и людей. Похоже на очередные популистские развлечения, которым для серьёзности приставлено название «музей».
В северной части Выставки (зона отдыха) планируется построить парк «Россия в миниатюре», Велнесс-центр, тематический отель и тематические павильоны, центр художественной гимнастики Ирины Винер. Нужны ли они там посетителям и местным жителям? Зачем вообще пытаться впихнуть в эту часть ВВЦ инородные элементы? Где же велодорожки? Почему бы ни присмотреться к уже существующим традициям и не поддержать велосипедистов/роллеров/гуляющих? Их сюда привлекает тишина боковых аллей, сосны и возможность дышать густым хвойным запахом.

Сохранение главных исторических павильонов не должно происходить ценой уничтожения атмосферы и лица рекреационных пространств, окружающих ядро выставки (территория справа и сверху). Ведь ВДНХ - это не только помпезные советские павильоны, это и небольшой дом культуры, и другие небольшие строения в 1-2 этажа вдоль окружной аллеи. Это и сосны, и груши, и тихие места ближе к Ботаническому саду. Это и ипподром со всеми обрамляющими его постройками. Если уж применять метод зонирования, зачем перекраивать всю территорию? Например, зону отдыха. В ней не должно быть строительства. Должна быть реставрация старых павильонов, очистка территории от новоделов, от грязи, очистка водоёмов. Почему, если берутся улучшать, то надо непременно максимально переделывать? Почему бы не минимизировать эти вторжения, сносы, переделки?  
Возвращаясь к комплексу зданий вокруг ипподрома, надо сказать, что не совсем ясно - планируется ли их сохранить. Самого ипподрома на новой схеме невидно, но очертания павильонов «Овцеводство» и «Свиноводство», вроде, читаются. Но между ними нарисован новый объём, подписанный как «Историческая ферма Наследие». Ферма «Наследие» - это сильно. Но почему бы её не поместить в исторический павильон? Это придало бы ценности «Наследию».

В заключение ещё такой момент, из интервью гендиректора Малахова: «Потребуется  строительство гостинично-апартаментного  комплекса для нужд участников мероприя­тий ВВЦ и  туристов». Но Выставка окружена гостиницами - их строили в прилегающих районах с целью её обслуживания, зачем же строительство отелей на её территории, когда они есть на Ярославской и Сельскохозяйственных улицах? 
Наконец, главный вопрос - почему не сохранить комплекс как парк советского периода целиком? Мнение, что таким образом невозможно поддерживать эту территорию - миф. Здесь достаточно площадей, но не хватает их грамотного использования.
Пока что свидетельством современного отношения к сложившемуся облику Выставки служит совершенно искажённая перспектива на арку главного входа 1939г. Теперь это арка, смотрящая в стену нового здания, а вдобавок к абсурду попадания в стену, налицо колористический и фактурный диссонанс от образовавшегося соседства.
Другим свидетельством современного отношения становится непонимание ценности старых павильонов и их случайная утрата, речь об «Охотничьем хозяйстве» и «Ветеринарии». Я уже опасаюсь за «Кролиководство».

Postscript: мне хотелось бы, что б с ВДНХ как с Парком Горького произошло - чтобы руководство подумало об исторической ценности этой территории и об её ценности для местных жителей. Чтобы убрали весь наносной хлам, все эти безвкусные увеселения, загромождающие монументальные павильоны и аллеи, чтобы сделали, наконец, разнообразные точки питания (безвкусный, дорогущий шашлык надоел свои видом хуже горькой редьки). А главное - чтобы позвали специалистов, обратились в МУАР или на модную «Стрелку», позволили им определить ценность тех или иных построек и выступить с предложениями об улучшении территории.   
На память о колоннаде сгоревшего павильона я подобрала половину упавшей капители.


под угройзой, московское

Previous post Next post
Up