Поездка в Кронштадт 01 июня 2008 года.

Sep 01, 2013 03:04

Город Кронштадт располагается на острове Котлин в Финском заливе, в 26 километрах от Петербурга. Встретившись утром в Санкт-Петербурге со своей давней знакомой Ириной и её подругой Татьяной мы направились в Кронштадт.




С девчатами путешествовать было очень интересно. Обе работают экскурсоводами в Питере, много знают из истории этих мест. Представляете - на нас двоих целых два экскурсовода:) С 1984 года в результате сооружения дамбы Кронштадт связан с материком автомобильной дорогой. Как видно по указателю - до Кронштадта 17 км.



Сооружения на дамбе, мы так и не поняли, что это.



В 1703 году Пётр I начал возводить здесь крепость. Первый форт был построен на насыпанном за одну зиму 1703-1704 года острове, на отмели вблизи острова Котлин. В 1706 г. на западной оконечности острова была построена крепость святого Александра, вооруженная орудиями. Но Петр видел Кронштадт не только как крепость, но и как порт, т.к. крупные корабли не могли пройти к Петербургу. Началось строительство гаваней -Военной, Купеческой, Средней и Лесной, защищенных стенами, на которых в бастионах были установлены орудия.



В 1723 г. была заложена центральная крепость, которая окружала Кронштадт с севера на юг. В XIX веке были построены на сваях морские форты из гранита, камня и кирпича: "Александр I", "Павел I", "Константин", батарея "Князь Меншиков". К началу XX века было сооружено 17 морских фортов, началось сооружение бетонных укреплений, вооруженных дальнобойной артиллерией. В 1957 г. Кронштадская крепость была расформирована, а ее форты - разоружены. Еще пару лет назад (до 1996 года) остров был закрыт для посещения простыми гражданами, так как на острове располагалась база ВМФ. Ныне Кронштадт - торговый порт, он ремонтирует корабли, готовит кадры для флота.



Нам было интересно посмотреть на форты на островах и посетить доступные из них.



Вот один из фортов. Форт «Шанц» был построен в 1706 году, во время Северной войны для защиты города от шведской армии.



Мы оставили машину на стоянке и решили немного полазить.





Стрелковые  и орудийные ячейки











Обводной канал.



Вдоль Обводного канала можно увидеть здания Адмиралтейства Петра I - это комплекс зданий, постройка которых была начата при Екатерине II. В зданиях Адмиралтейства находились производственные помещения, склады, а также жилые помещения и казармы.





Вдоль Якорной площади проходит единственная в России чугунная мостовая.



Морской собор святителя Николая Чудотворца, строительство которого было завершено в 1913 году. За основу взят Софийский собор в Стамбуле. В высоту собор достигает 70,6 метров (он хорошо виден с берегов залива), а диаметр его купола почти 27 метров. В 2008 году активно реставрируется.



На Якорной площади находится братская могила, в которой погребены погибшие участники революционных событий и Кронштадского мятежа. В 70-е годы на месте могилы был воздвигнут памятник в виде пирамиды, в центре которой горит "вечный огонь".



В 1913 году на Якорной площади перед Морским собором был установлен памятник адмиралу Макарову, пять лет командовавшему Кронштадтским портом.



Макаровский мост через Петровский овраг - пешеходный мост в Кронштадте соединяет Красную улицу и Якорную площадь. При возведении Морского Никольского храма встал вопрос о том, как императору Николаю II добираться до места с Петровской пристани. На освящение начала работ по строительству Морского собора Николай II прибыл на автомобиле, а на церемонию освящения самого собора императора доставили в открытой карете по Княжеской (потом Коммунистической) улице. Для того, чтобы сократить путь Комитетом по устройству Морского собора было принято решение соорудить пешеходный мост через овраг. Данное дело было поручено кронштадтскому Пароходному заводу. Чтобы добраться от Морского собора до пристани нужно перейти по мосту через овраг и еще минут 10 идти прямо, никуда не сворачивая.



Порт Кронштадта.





В Кронштадте много памятников с пушками или в виде пушек. Все они имеют памятные таблички.



Петровский сухой док является уникальным гидротехническим строением XVIII века. Сооружался с 1719 по 1752 годы по повелению Петра I и предназначался для ремонта подводной части судна. Пётр I изучил местные условия и создал проект сухого дока, осушение которого осуществлялось не выкачкой, а самотеком. Проект предусматривал в восточном районе острова Котлин создать бассейн и специальным оврагом соединить его с доком. Уровень дока был значительно выше уровня бассейна, что обеспечивало беспрепятственный сток воды. Вода из дока всего за 24 часа (вместо месяца у сухих доков в Европе) стекала в бассейн. Первоначально воду из бассейна выкачивали ветряные насосы, а с конца XVIII века - паровая машина (одна из первых в России).



Кстати, через канал Петровского дока перекинут единственный в Кронштадте разводной мост.



Петровский док протянулся на 2,24 километра. В нём одновременно могло проходить ремонт до 10 больших кораблей. Для середины XVIII века это было величайшее сооружение.



Опять флот порта.







Маяк в Кронштадте.





Пройдя по мосту через Обводной канал, оказываемся напротив светло-желтого здания. Это Итальянский дворец. Когда-то он принадлежал светлейшему князю А.Д. Меньшикову. После его ареста во дворце в разное время располагались различные морские учебные заведения. Сейчас здесь находится Кронштадтский морской клуб. Перед дворцом установлен памятник мореплавателю П.К. Пахтусову (1886г., скульптор Н. А. Лаверецкий), который родился в Кронштадте.



Памятник блокадной колюшке - маленькой рыбке (не путать с корюшкой) установлен в 2005 году на стене Обводного канала, возле Синего моста. Эта неприметная рыбешка в тяжелые годы блокады спасала от голодной смерти большое число ленинградцев. Когда еда заканчивалась, а более крупную рыбу в окрестностях было не найти, жители острова Котлин (города Кронштадт) вылавливали колюшку с помощью сачков, потому что сквозь любые сети эта маленькая рыбка выскальзывала в воду. В условиях жуткого голода колюшки, перемолотые в фарш, казались истинным деликатесом. Котлеты обжаривали на рыбьем жире ярко-оранжевого цвета, который получали из нее же. А уникальным кулинарным изыском считалась уха, которая варилась из колюшки и к которой добавлялась рыбная мука. На памятнике вырублены стихи, посвященные ей местными жителями.



Рядом с Обводным каналом на улице Карла Маркса можно увидеть необычное современное сооружение - Древо желаний. Согласно информационной табличке эта скульптурная композиция была подарена городу Кронштадту в честь его 300-летия в 2004г.



Площадь с фонтаном - одно из любимых мест отдыха горожан.



Нагулявшись по Кронштадту мы довезли наших знакомых до Питера и отправились искать место под ночлег, что около Питера оказалось сделать достаточно сложно, так как повсюду находятся парковые зоны. Мы остановились на берегу озера Разлив.



Место достаточно грязное. Посреди ночи к месту нашей стоянки подъехала группа рыбаков. Мы к ним не лезли, а они к нам, но честно говоря нам было не совсем удобно.  Для себя мы сделали вывод, что в таких крупных городах лучше не экономить и снимать номер в гостинице, потому что наматывать лишние километры, отъезжая далеко в область для поиска спокойного тихого места не хочется.



Кронштадт, Финский залив, автопутешествие

Previous post Next post
Up