Я стараюсь всегда детально подготовиться к каждому занятию, но не слишком расстраиваюсь, если мы отклоняемся от первоначального плана. Так было в этот раз: в начале я планировал быстро сделать один эксперимент - но он перерос в основную тему занятия.
Эксперимент был такой: в тарелку наливается немного воды, в центр ставиться и поджигается свеча. В воду кладём монету, предлагаем желающим достать монету, не замочив пальцев и не прикасаясь к тарелке. У ребят, закономерно, это не получилось.
Тогда накрываем свечу стаканом или банкой - скоро свеча гаснет, а вода всасывается под стакан (для того, чтобы воду было лучше видно, её можно предварительно подкрасить). Тогда монету можно спокойно взять.
После демонстрации эксперимента каждый ребёнок получил свой комплект из тарелки, свечи и стакана, и имел возможность собственноручно всё повторить. Стараюсь всегда так делать - для детей такое физическое участие в процессе принципиально важно. Мальчики с энтузиазмом взялись за дело, и поочерёдно просили «давайте ещё раз». Повторили раз десять наверное.
Обратил внимание ребят, что больше всего воды засасывается в большую ёмкость. Спросил их версии насчёт того, почему так получается. Никита предположил, что свеча сжигает под стаканом воздух, его становится меньше - и атмосферное давление выдавливает туда воду. Я пояснил, что кислород, действительно, сжигается, но не исчезает бесследно, а превращается в углекислый и угарный газ. Нарисовал на доске схему и принялся объяснять. Собственно, два ключевых эффекта, которые показываются в эксперименте - это то, что воздух, нагретый свечёй, при остывании сжимается, и то, что давление в стакане понижается - а окружающее атмосферное давление «вдавливает» воду в стакан.
Илья и Данил с этой темой никак не сталкивались - поэтому мы перешли к дополнительным демонстрациям. Для начала мы измерили окружность шарика, и засунули его в морозильник. Окружность уменьшилась незначительно (с 66 до 64 см), но на ощупь шарик стал намного мягче.
Потом я пояснил, что при нагревании расширяются практически все вещества - а, например, вода, превращаясь в пар, расширяется в сотни раз. Для демонстрации залил в шарик ложку воды, завязал, и засунул в микроволновку. Вода, превратившись в пар, надула шарик.
Потом я провёл демонстрацию по поводу атмосферного давления, с помощью перевёрнутой колбы от блендера в тазике. Каждый из ребят попробовал «запускать» туда пузыри, убедившись, что при этом вытекает немного воды.
Конечно, для ребят все эти эксперименты вряд ли складываются в целостное концептуальное видение - но я пока и не ставлю такие задачи. У них появляются отрывочные, но подкреплённые практическим опытом представления о некоторых физических эффектах. По мере того, как мы будем проводить разные эксперименты и обсуждать результаты, они смогут лучше понимать и объяснять причины происходящего на их глазах.
На этом мы завершили экспериментально-физическую часть занятия, и перешли к логике и математике.
Чтобы немного размяться мы использовали игру «Пираньи» - но карточки на этот раз были разложены на нескольких стульях. Игроки должны были занимать стулья с карточкой, выпавшей на кубиках.
После этого перешли к новой игре - «Офламерон», правила такие:
- бросаешь игральную кость;
- переставляешь фишку на следующую полоску (т.е. вперёд);
- отсчитываешь число ходов, выпавшее на игральной кости, влево или вправо (смотря в какую сторону получается более выгодный результат);
- если дошёл до края полоски - то продолжаешь считать с первой клетки противоположного края (по «кольцу»);
- получаешь столько очков, сколько написано на клетке, где остановилась фишка;
- есть ещё клетки «пропуск» (пропускает следующий игрок) и «повтор» (текущий игрок повторяет ход, переходя на следующую полоску);
- по мере надобности полоски перекладываются из хвоста в начало;
- ведётся запись, кто первый набрал 10 очков или попал на клетку «победа» - выигрывает.
Карточки в будущем можно усложнять, добавляя новые арифметические операции, увеличивая числа и пр. Игра прошла хорошо - с алгоритмом ходов немного путались сначала, но потом играли весьма азартно.