Великая армия

Jun 14, 2021 19:20

Когда вспоминают картину катастрофического отступления армии Наполеона от Москвы, то на ум, конечно, сразу приходит "Генерал Мороз". Но у де Сегюра эта отговорка вовсе не является главным объяснением ни причин произошедшего разгрома, ни даже его масштабов. Наоборот, он пишет, что русские тоже несли серьезные потери от холода. Вообще, в книге нет ( Read more... )

де Сегюр, Наполеон, цитаты

Leave a comment

Comments 21

pustoj_zhurnal June 14 2021, 18:04:10 UTC
Армии "старой феодальной Европы" таскали за собой длинные обозы, а революционная армия проводила "реквизии" и все необходимое брала на месте. Это давало французам козырь в виде скорости передвижения, они всегда оказывались там, где их не ждали, или в больших количествах, чем их могли ожидать (справедливости ради, Монж, говорят, поставил логистику на математическую основу, что усиливало скоростной козырь).

А тут 600 000 мужиков вломились в немальнькую по европейским меркам Белоруссию, а народу для ограбления - кот наплакал. Плюс деревни редкие, колодцев мало. Они становились биваками и пили сырую воду. И пошла у них дизентерия...

Reply

trombicula June 14 2021, 18:41:47 UTC
Ну, на одни "реквизии" вряд ли кто рассчитывал:
"Когда армия вынуждена была покинуть флотилию, солдаты взяли с собой достаточное количество провианта: это позволяло им достичь и пересечь Неман, подготовиться к битве и прибыть в Вильну. В этом месте император рассчитывал на местные склады, на запасы врага и свои ресурсы, которые по его приказу должны были доставляться из Данцига".

"Грабеж и мародерство касались съестных припасов, которые ввиду провалов системы снабжения приходилось отнимать у местных жителей; это часто делалось в совершенно необузданной манере. Самыми злостными грабителями были отставшие солдаты, которых всегда бывает много во время форсированных маршей. К этим беспорядкам относились нетерпимо. Для обуздания грабителей Наполеон оставлял жандармов и летучие отряды на пути следования армии; когда эти отставшие солдаты воссоединялись со своими корпусами, их ранцы проверялись офицерами или, как при Аустерлице, их товарищами по оружию; здесь вершилось строгое правосудие".

Reply

pustoj_zhurnal June 14 2021, 21:33:46 UTC
"...достичь и пересечь Неман, подготовиться к битве и прибыть в Вильну. В этом месте император рассчитывал на местные склады, на запасы врага и свои ресурсы, которые по его приказу должны были доставляться из Данцига."

От Вильны до Смоленска еще 425км. по прямой....

"Враг сжег мосты и свои склады..."

"...Причины всеобщей холодности литовцев надо искать и в этих, возможно неизбежных, ошибках, и в бесчинствах армии, которая должна была или умирать с голоду, или грабить наших союзников. Император не мог закрывать на это глаза; он рассчитывал на четыре миллиона литовцев, но к нему присоединились лишь несколько тысяч."

"Литовцы", скорее всего, обобщенные и миллионы - тоже.

"Император мог ждать своих обозов, но, застав русских врасплох, он рассеял их; он не хотел отказываться от проведения охватывающих маневров и потерять свое преимущество. Поэтому он гнал 400 тысяч солдат, имевших провизии на двадцать дней, в страну, которая была неспособна прокормить 20 тысяч шведов Карла XII."

"пятьсот повозок было собрано..." Здесь можно сказать < ( ... )

Reply

trombicula June 15 2021, 08:45:00 UTC
Тут не видно какой-то особой революционной тактики - мол, обоз не нужен, украдем все на месте. Наполеон, как мы видим, очень нервно относился к грабежам на территории потенциальных союзников. Но сделать ничего не мог. Вопрос в том, в какой мере это результат крупных просчетов в снабжении, а в какой - настроения революционных французских солдат.

Reply


dannallar June 15 2021, 01:04:19 UTC
Да, тоже обратил на это внимание. Разложение началось еще до вступление в Москву.

Reply

trombicula June 15 2021, 08:46:25 UTC
Вы полное издание читаете или советское, которое с комментариями?

Reply

dannallar June 15 2021, 09:01:24 UTC
Я его пока вообще не читал. Вспомнил мемуары Коленкура. Правда у него солдаты умирали от переутомления, а не голода.

Reply

trombicula June 15 2021, 09:06:21 UTC
Переутомление, видимо, более точное слово - хотя это вещи связанные.

Reply


seadevil001 June 15 2021, 03:25:02 UTC
Вообще, выглядит так, что у Наполеона была орда - бежит веперед, сжирая все на своем пути. Нашли врага - разбили - контрибуция, ищем следуюшего на другой год.Пока противниками были германские княжества, все работало, а вот с большой страной забуксовало, система немастабируема в таких размерах.

Reply

trombicula June 15 2021, 09:00:03 UTC
Военный, блин, гений. У него же явно были те, кто мог сесть за карту и справочники и скрупулезно подсчитать, какое количество фуража и продовольствия можно будет достать из тех или других источников. Но нет - он же сверхъестественное существо, вдохновленное свыше: "Зимуем здесь!... Нет, идем прямо сейчас на Петербург!... Нет, на Москву!...".

Я про него лично тоже еще напишу.

Reply

amazedworld June 15 2021, 18:19:47 UTC
Так по тем временам это была армия нового типа.
Огромная и из крестьянских детей. Дешёвая.
А феодальные государства содержали наемные армии проффи. Малочисленные и дорогие.
Это и был гениальный ход Наполеона.
У него не было проблем с солдатами.

Reply

seadevil001 June 16 2021, 02:02:31 UTC
Да, но нет. К 14 году Наполеон остался без армии вообще.

Reply


Leave a comment

Up