Очень часто в ЖЖ какой-нибудь малолетний дебил вдруг возопит: а в СССР колбасы не было!!! И все с жаром бросаются спорить - была или не была колбаса. Долго я думал и понял, что обсуждение продуктового вопроса - очередной подменный мем. Если надо, чтобы люди не обсуждали жизненно важные проблемы нашей действительности, просто дадим им косточку - колбасу и пустые полки. Кто помнит полки в СССР и степень их пустынности - в ЖЖ малочисленны и нас становится всё меньше.
Поэтому ни слова о колбасе! Давайте поговорим об опере в СССР. СССР стоит несколько особняком от современной России: там это был культовый жанр, "в оперу" водили детей по абонементам; Лемешева, Штоколова, Собинова, Козловского и позднее Атлантова, Синявскую, Образцову знала вся страна наравне с Михайловым-Харламовым-Третьяком. Теперь молодые знают героев Дом-2 и Фабрики. Некоторые детки тогда плевались от упомянутых имён оперных див, некоторые плюются и сейчас... У меня так весь телевизионный экран заплёван в три слоя.
А ещё на памяти наших родителей были настоящие оперные бои!
Два великих русских тенора - Иван Козловский и Сергей Лемешев - имели партии фанаток: козлистки и лемешистки.
Моя знакомая, царствие ей небесное, была оголтелая лемешистка и неоднократно участвовала в драках с козлистками в районе Трубной площади в Москве. Один раз загребла милиция и чуть не поперли из комсомола.
Ходила такая байка. Партия Ленского была фирменным блюдом Сергея Яковлевича Лемешева, так что его фанатки-"лемешистки" после убийства Ленского демонстративно уходили из зала - слушать-де больше некого.
"Козлетянки" - фанатки Ивана Семеновича Козловского, также блиставшего в этой же партии, - такого себе не позволяли.
Наши бабушки рассказывали, что лемешистки платили огромные деньги швейцару, чтоб просто постоять в галошах Лемешева.
И я, конечно, тоже лемешист. Мой любимый фильм "Музыкальная история". Очень любимый. Потому как запись голоса молодого Лемешева пробирает до мурашек. В конце поста - клип из фильма. Зачаруйтесь!
"... я не знаю, какой звук открытый, какой закрытый, но я бы спел вот так!" - и я сразу начинаю плакать от наслаждения.
Умер Лемешев в 1977 году.
Козловчане, "козловитянки", "козлетянки" и, наконец, "сыры". Их тоже было много. Голос Козловского правильный, но скучный. Я уже говорил, что из ныне знаменитых трёх теноров Паваротти, Каррероса и Доминго самый идеальный голос у Плачидо. А сердце падает в живот от голоса Паваротти, чуть неправильного, чуть искажённого, в котором чего-то нет. Но, как говорил великий Райкин, пусть в стране всё будет, исчезнет "дифсит", но пусть чего-нибудь маленького всё же не хватает. И мы будем радоваться!
Козловский умер в Москве в 1993 году.
Прочитайте
хорошую заметку: В среду, 26 июня исполняется 25 лет со дня смерти знаменитого тенора, народного артиста СССР Сергея Лемешева (1902-1977). ...В один из декабрьских дней 1919 года в рабочий клуб имени III Интернационала в Твери пришел деревенский парнишка. Одетый в ватник и валенки, он выглядел совсем юным. 17 летний парнишка прошел пешком около 50 километров по морозу, чтобы "попробоваться в артисты". В тот же вечер Лемешев с арией Ленского из оперы "Евгений Онегин" пережил свой первый триумф.
Учеба в Московской консерватории и ее успешное окончание, Большой театр. На "первой сцене Советского Союза" Лемешев пел с 1931 года. Более 500 раз за свою творческую жизнь тенор спел Ленского, именно этой партией он закончил свою карьеру на сцене Большого театра. Он стал легендой минувшего века, непревзойденным русским тенором. У Лемешева был не только сладкий голос и красота, но и мужество: шесть лет из-за болезни он пел "на одном легком". После Великой Отечественной войны многие женщины остались вдовами и были обречены на одиночество. Талант Лемешева "спасал" их от серых будней и каждодневных проблем. У тенора было много поклонниц, которые называли его за глаза "наш любимый", а письма подписывали "Ваши лемешистки".
Когда-то каждое представление «Онегина» в Большом театре превращалось в соперничество двух групп поклонниц. «Лемешистки» поддерживали тенора Сергея Лемешева, «козловитянки» - тенора Ивана Козловского. Пятнадцатиминутные аплодисменты, крики «браво» хором, толпы у служебного подъезда, выпадения из лож и драки были в порядке вещей. Как утверждают очевидцы, девицы, которые окружали Козловского, были некрасивыми, а у Лемешева - одни красотки. Поклонниц Козловского называли «сыры». Откуда пошло это название? Есть версия, по которой жаркие почитательницы его таланта засекли, говоря современным языком, какой сорт сыра их кумир как-то купил в Елисеевском магазине. Они тут же купили его и поделили между собой. Козловский, как верный супруг, дамами не интересовался, а повадки Лемешева были известны, и вокруг него всегда крутились девушки одна симпатичнее другой. Никита Богословский говорил: «У Сережи, кроме качества голоса, было личное обаяние, он был очаровательный мужик, не дурак выпить. С Козловским я совершенно не общался, потому что он мне не нравился как человек. Он был вздорным, капризным, с большущим самомнением».
Лемешев был единственным, кто в цикле из пяти концертов исполнил абсолютно все романсы Петра Ильича Чайковского, открыв для слушателей удивительный мир камерного творчества великого русского композитора.
Click to view