К вопросу о создании методологического принципа «нож Лихтенберга»

Mar 11, 2022 18:32


Ранее я неоднократно писал о ноже Лихтенберга, поэтому местами повторюсь, но, в целом это новый подход к теме.

Немецкий учёный, философ и публицист Георг Кристоф Лихтенберг (Georg Christoph Lichtenberg; 1742-1799) является автором парадоксального ножа, названного в его честь.

Нож Лихтенберга - это нож без клинка, рукоятка которого утеряна (»Ein Messer ohne Klinge, an welchem der Stiel fehlt«).

Данный нож описан в одном из «Занимательных очерков» (Unterhaltsame Aufsätze) Лихтенберга - Verzeichnis einer Sammlung von Gerätschaften, welche in dem Hause des Sir H. S. künftige Woche öffentlich verauktioniert werden soll (1798) (на русский язык текст не переводился).

Очерк является вымышленным каталогом лотов аукциона, на который выставлены вещи одного умершего коллекционера. В числе этих лотов:
- Нож без клинка, рукоятка коего утеряна.
- Раздвоенная десертная ложка (для близнецов).
- Солнечные часы для крепления на карету.
- Шкатулка с маленькими патронами, наполненными порохом, для удаления гнилых зубов взрывом.
- Кровать в форме гроба, на колёсиках, чтобы передвигаться в комнате ночью самостоятельно.
- Счётчик козырных карт из золота. Единственный в своём роде. Одевается на палец в виде кольца, но не как обычно, а на сустав. Когда играется козырь, нужно немного согнуть палец. Показывает количество сыгранных козырей примерно так же, как шагомер - шаги.
- Работающая кухонная мельница, в которой можно приготовить себе самому порох, причём по полцентнера за раз. Она устроена так удобно, что во время работы её можно поместить под умеренно большой письменный стол или даже под кровать с удлинёнными ножками. В комплекте с собачкой, крутящей колесо мельницы.
- Астрономическая труба с сюрпризом: когда ваш друг смотрит в него, вам нужно повернуть один винтик, и в глаза ему посыплется перец с нюхательным табаком. Можно разглядывать также наземные объекты.
- Превосходная охотничья подзорная труба с ружейным затвором. Если вынуть линзы, что делается одним движением (точнее, они просто сворачиваются набок), можно стрелять по птичкам.
- Барометр, который всегда показывает хорошую погоду. Встроенный термометр также показывает круглый год приятную умеренно тёплую температуру.
- Гардероб для ребёнка с двумя головами, четырьмя руками и четырьмя ногами, от колыбели и до двадцатилетия.

Жан Бодрийяр в своей книге «Символический обмен и смерть» (L’échange symbolique et la mort. 1976), приводит притчу Чжуан-Цзы о мяснике и его ноже, а затем указывает, что нож мясника был тысячелетним предком ножа Лихтенберга. Вот эта притча:

«Скажи, - спросил князь Вэн-хуэй, - как же ты достиг столь высокой степени искусства?»

Мясник отложил свой нож и сказал: «Я люблю дао и таким образом совершенствуюсь в своем искусстве. Когда я начинал заниматься своим делом, я видел перед собой только бычью тушу. Три года спустя я уже больше не видел тушу. Теперь я постигаю все не столько глазами, сколько умом. Мои чувства больше не работают; работает только ум. Я знаю, как от природы сложен бык, и режу только по сочленениям и промежуткам. Я не разрубаю артерии, вены, мышцы и жилы, а уж тем более крупные кости! Хороший мясник изнашивает за год один нож, потому что режет только по мясу. Обычный мясник изнашивает по ножу каждый месяц, потому что нож у него затупляется о кости. Мне мой нож служит уже девятнадцать лет. Им разделаны тысячи бычьих туш, а лезвие его все еще кажется свежезаточенным. Просто в сочленениях костей есть промежутки, а лезвие ножа не имеет толщины. Тому, кто умеет погружать тончайшее лезвие в эти промежутки, легко работать ножом, ведь он режет по пустым местам. Потому-то я и пользуюсь своим ножом уже девятнадцать лет, а лезвие его до сих пор кажется свежезаточенным. Каждый раз, когда мне приходится разделывать сочленения костей, я отмечаю наиболее трудные места, задерживаю дыхание, пристально вглядываюсь и действую не спеша. Я тихонько провожу ножом, и сочленения разделяются с такой же легкостью, как если бы я складывал на землю куски глины. Тогда я вытаскиваю нож и распрямляюсь…»

Лезвие ножа мясника «не имеет толщины» и работает с пустотой: «режет по пустым местам». Такой нож не может износиться. Уязвима только рукоятка ножа, которая может сгнить, если она из дерева, или просто износиться от долгого употребления. Этот недостаток и исправил Лихтенберг, поскольку его нож - это «нож без лезвия, которому недостает рукоятки». К сожалению, этим ножом уже нельзя разделывать туши, ибо его не за что ухватить. Разве что поднимать туши и бросать их прямо на нож Лихтенберга.

Нож Лихтенберга бесполезен для использования в быту. Но практическая бесполезность не равна бессмысленности. Нож Лихтенберга может занять достойное место среди известных методологических принципов, таких как «Бритва Оккама», «Чеховское ружьё», «Бритва Хэнлона» и «Чайник Рассела».

Нож без лезвия и рукоятки не исчез в никуда, а продолжает свое инвертированное существование в отсутствии, в пустоте, в дыре, оставшейся от ножа.

Таким образом, нож Лихтенберга указывает нам на несколько важных категорий - пустота, отсутствие, невидимость - бытие-в-отсутствии - невидимое бытие - значащая пустота.

Попробуем сформулировать принцип ножа Лихтенберга в первом приближении по аналогии с чеховским ружьем:

принцип «Нож Лихтенберга», итерация 1:
«Если в первом акте вы поместили на сцену невидимое ружье, то в последнем оно должно незаметно выстрелить»

В данном принципе мы утверждаем, что невидимая глазу формованная (оформленная?) пустота, на самом деле наполнена активным содержимым, которое неизбежно проявит себя, даже если не все наблюдатели смогут это заметить.

Теперь попробуем определить принцип «Нож Лихтенберга» в более общем виде, оставив в стороне театральные зрелища:

принцип «Нож Лихтенберга», итерация 2:
«Удаленный из реальности объект продолжает активно влиять на оную своим отсутствием»

Попробуем понять, есть ли какие-то уникальные характеристики у отдельно взятого ножа Лихтенберга, или их нет, и все ножи Лихтенберга одинаковы.

Представим себе следующие ножи Лихтенберга:
- «Совершенно новый китайский нож без лезвия и рукоятки...»
- «Старый затупившийся перочинный нож без лезвия и рукоятки…»
- «Легендарный испанский нож наваха без лезвия и рукоятки…»

Это три совершенно разных ножа, у которых общего только отсутствие лезвия и рукоятки, а все остальное (острота, форма, давность изготовления, материал, функция, изготовитель) совершенно разное!

Поэтому предложим третью итерацию принципа:

принцип «Нож Лихтенберга», итерация 3:
«Невидимое или отсутствующее действует наравне с видимым и присутствующим, за исключением того, что оно невидимо или отсутствует»

Предыдущие итерации принципа указывали на онтологические аспекты принципа. В четвертой итерации мы укажем на практические следствия:

принцип «Нож Лихтенберга», итерация 4:
«Все, что может быть удалено из видимой реальности с сохранением функционала, должно быть из нее удалено»

Таким образом, нож Лихтенберга в виде методологического принципа имеет дело с сущностями или процессами, скрытыми из реальности по причине отсутствия или невидимости.

Принцип ножа Лихтенберга может быть использован, например, в архитектуре, чтобы:
- а) скрыть нечто из реальности, сохранив (а лучше усилив) практический эффект и функцию*;
- б) удалить из реальности нечто устаревшее или опасное**.
______________________
* Пример - подземный метрополитен или другая внеуличная система транспортировки пассажиров, невидимая на уровне земли.
** Пример - запрет индивидуального автотранспорта в центре мегаполисов, как часть общего движения в направлении города без машин.

При практическом использовании принципа мы пытаемся отсечь лишнее или спрятать всё, что может быть спрятано.

Любопытно также посмотреть, как будет меняться значение ряда фразеологизмов со словом «нож»:
- быть на ножах Лихтенберга с кем-то;
- воткнуть лихтенбергов нож в спину (дюжина ножей Лихтенберга в спину революции);
- ночь длинных ножей Лихтенберга;
- пырнуть ножом Лихтенберга;
- пустить под нож Лихтенберга;
- с ножом Лихтенберга к горлу;
- складной нож Лихтенберга;
- баллистический нож Лихтенберга;
- швейцарский нож Лихтенберга;
- ходить по острию ножа Лихтенберга.

нож Лихтенберга

Previous post Next post
Up