Лапидарий Феодосийского музея древностей, 2 часть

Sep 07, 2017 21:33



Продолжаю о лапидарии Музея древностей Феодосии. Есть в собрании лапидария и несколько интересных армянских надгробных плит XVIII века с орнаментом и эпитафиями. Плиты выполнены в одной стилистике с более ранними средневековыми надгробиями у церкви Иоанна Предтечи. Прошу специалистов прокомментировать. UPD-1.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 09.2017г.



1. Армянские надгробия XVIII века в лапидарии Музея древностей Феодосии



2. Рядом испорченный ночью местными вандалами забор



3. Надгробная плита армянская, 1738 г., мрамор. Плита лежит "вверх ногами", для нормального прочтения надписи плиту нужно развернуть. Надпись: "Эта гробница упокоения сына лудильщика Хачкруза, был ему 41 год, пришел конец дней его, предстал он Богу в году 1187 (1738) 28 числа... Кто увидел эту гробницу, произнесите добрым словом "Отче наш". В центре надгробия изображение, показывающее основное занятие покойного (цеховую принадлежность, профессию). По Айбабиной это изображение флага объединения лудильщиков. Кстати, под "флагом" (для нас над флагом) изображен нечто похожее на стилус или "паяльник". Снизу (в реальности сверху) букет с тюльпанами в вазе, перевернут по отношению к надписи. В верхней части надгробия небольшие углубления, которые по разным данным используются: как подставки для свечей; как емкости для жидкости; как кормушки для птиц в ритуальных целях. Кто в теме - прошу прояснить



4. Плита надгробная армянская, 1706 г., мрамор. Надпись: " Тут покоится Григорий Тер-Сапруни из Розового города. 1155 (1706) г.". В верхней части плиты в розетках изображены звезды Давида (аналогичные имеются на надгробиях у церкви Иоанна Предтечи, фото 6). Изображение помещено в стрельчатую арку (стилизованное изображение маковки христианского храма?). В центре рамка, представляющая собой дальнейшее развитие более простых со средневековых надгробий ( фото 13 здесь). Над рамкой кипарис. Под надписью ваза, а под ней углубление, по сторонам короторо изображены голуби. Это подтверждает версию о использовании углублений как поилок для птиц. Зесь же два больших симметричных кипариса



5. Плита надгробная армянская, середина XVIII в., мрамор. Надпись: " Ханипике, дочь желанная отца, дочь мечта, только что обрученная, не насладившаяся замужеством. Бедствие - смерть - подошло и свершило мне, бедному, много зла и к этой жизни [её] сделала непричастной. Бог даст мне высшую долю. Умерла 16-ти лет". В центре, в рамке изображено веретено и ножницы. Их значение имеет два варианта объяснения: 1 - в могиле погребена женщина, как вариант ткачиха (профессия); 2 - перерезанную нить судьбы. Айбабина предполагает, что рамка может символизировать пяльца (рамку для вышивания). Внизу букет из пионов и пшеничных колосков с грушами. Датировка осуществленапо аналогии с другими плитами, в том числе с фото 6



6. Плита надгробная армянская, 1749 г., мрамор. Надпись: " Это гробница упокоения покойной и благородной, прозывавшейся дочерью Магдеси Хазаряна, овладевшей письмом и знаниями, маленький цветочек 13-ти лет, имя которой Елизавета. В лето армянское 1198 (1749) 12-го [числа] месяца ноября предстала в жизнь вечную. Произнесите "Отче наш" для неё". На поверхности присутствуют следы побелки, возможно следы вторичного использования. Использование элементов в стиле барокко. Над надписью изображены моток ниток, книга и ножницы



7. Плита надгробная армянская, 1713 г., мрамор. Надпись: " Это гробница упокоения Магдеси Синана, сына Шемина, утправившегося ко Христу в лето 1162 (1713) ... в день субботний. Отче наш". Под стилизованным церковным куполом (?) изображена рука, держащая предмет, похожий на ручную прялку. Подобный предмет, но отдельно сам по себе, изображен и на более древних надгробиях у церкви Иоанна Предтечи ( фото 10, 11, 12), там же мои рассуждения по его значению. А вот по Айбабиной это строительный мастерок, так что скорее всего мои рассуждения оказались неверны. В нижней части плиты рельефы гиацинта и двух пальм растущих на холмах



Еще несколько аналогичных надгробий хранятся в церкви Сурб-Саркис.

Использованная литература: Е.Айбабина. Декоративная каменная резьба Каффы XIV-XVIII веков, 2001 г.

Феодосийский музей древностей, 1 часть
Феодосийский музей древностей, 2 часть

Еще лапидарии и старинные надгробия в Крыму:
Церковь Сурб Саркис и хачкары (XIV в.), 1 часть
Церковь Сурб Саркис и хачкары (XIV в.), 2 часть
Лапидарий Музея древностей Феодосии, 1 часть
Старое кладбище Феодосии
Героевское (Эльтиген) кладбище
Надгробия со средневекового армянского кладбища Кафы
Керченский лапидарий
Кореизское кладбище

#Каффа, 2017, #лапидарий, #Феодосия, #Крым, кладбище, археология, Феодосия, Крым, музей

Previous post Next post
Up