вопрос:
что это такое? Сперва повторюсь, что история как подверженная эффекту бабочки череда случайностей - для меня это понятный, но откровенный феноменализм, даже нонсенс, и тут нужно оговаривать, что такая «история» (даже если предположить её реальность) может существовать только в мире не имеющем смысла, а следом и рассуждать нам будет не о чем, чисто по закону термодинамики не рассуждать экономичнее, хотя и экономичность эта тоже бессмысленна.
Верно другое: история человечества действительно «определяется тем, что люди считают добром» на той или иной стадии развития («злом» они считают всё, что мешает добра достигнуть), но их «расчёты» блага, будучи всё же интеллектуальной деятельностью, ограничены среднестатистической восприимчивостью ума, опытом и осведомлённостью - точкой эволюции. Потому, кстати, история учит, что вчерашнее добро в итоге не редко выходит боком. И тут нужно понимать, что «сила идеалов», движущая людей и историю, черпает энергию из идей. Идеалом в сущности является метафизическая идея, воспринимаемая физическим мозгом человека с той или иной степенью редукции, побуждая к деятельности, в реультате которой формируется некий «идол» - материализованная форма, несовершенная и обречённая на разрушение под напором прогрессирующей внутренней жизни. В этом смысле история может интерпретироваться как совокупность циклов идолостроительства, или кумиротворения, с последующим упадком и переформатированием, чему мы сами были и продолжаем быть свидетелями.
Актуальность и адекватность всякого идеализма напрямую зависит от эволюции идеалиста, а история в самом метафизическом и неочевидном корне зависит от импульсов, векторов и энергичности тех Идей, которые сверхментально осеняют (если так можно сказать) человечество, и которые через передовиков человеческой восприимчивости улавливаются, осаждаясь в идеалы и книги. Механизм и смысл книгописания и книгочтения таков. То есть у нас проходит
две редукции: авторская редукция идеи в идеал + читательская редукция идеала в идола. С точки же зрения феноменализма у нас есть только странные люди, которые спонтанно чего-то выдумывают и предлагают общественности, а там уже как карта ляжет, кто в лес, кто по дрова.
Из правила естественного книготворения есть исключение - искусственное книготворение, если так можно сказать. Иначе это можно назвать евангелизмом - формализацией Благой Вести. Можно назвать и «откровением», хотя технически всякий подвИг в области смысла обеспечен «откровением», в данном же случае разница в том, что восходящая инициатива человека в трёх мирах в какой-то момент и в силу необходимости синхронизируется с нисходящей инициативой «свыше», для определённой цели. Наивной и бессодержательной пародией (попыткой подражания) этому являются сегодняшние концепции так называемого «ченнелинга», но не будем о превратном. Таких искусственных книг за всю обозримую историю было мало, но их потенциал позволяет напрягать массовое сознание веками, так что много и не нужно. Вот я недавно продвигал
новый перевод Гиты от БГ - никто уже не знает, какого возраста исходник, а вот ведь до сих пор переводят, сериалы снимают, спорят...
Ответ на вопрос о непрочитанной книге он парадоксально интересен тем, что самой непрочитанной книгой всегда было Евангелие, не в смысле конкретно Новый Завет нынешнего христианства, а вообще, во всех известных видах, которых не много, но всегда были и становились идеологической опорой мировых религий, хотя не все религии мировые, но это другая тема. Как учителя в школе нас ругали «смотришь в книгу - видишь фигу», так и с самой непрочитанной книгой, её вроде бы повсеместно печатают и читают, но за ширмой картинки в упор не видят что в ней написано, не могут прочитать, потому что Евангелие прочитать нельзя, это не информация. Чтобы идти по пути нужно стать самим путём.
В нынешней цивилизации какая самая распространённая книга с тиражом в несколько миллиардов? Библия. А какой раздел в ней самый читаемый? Новый Завет. А какой в Завете ключевой месседж? «Любите друг друга» (От Иоанна 13:34). Десятки веков читают по сути одну строчку - прочитать не могут, а судя по лентам новостей на всех языках - ищут и находят смысл ровно противоположный.
«Благая Весть» (а последнее обновление по евангельской подписке вышло практически вчера) подобно катализатору, по ходу истории её вносят в то или иное фокусное место развития, в той или иной форме стимулируя дальнейших ход корабля, не управляя а именно стимулируя, человек сам решает что и как ему делать и сам расплачивается за ошибки. Есть всё же рамки, выход за которые корабль истории не переживёт, утонет.