Поэтический феномен

Sep 07, 2017 09:52


Технически «речь» это звук, модулируемый мыслью. Эмоциональной окраской этой модуляции для простоты можно пренебречь, она не принципиальна, а в идеале говорящий её лишён.

Аналогично и «Вселенская речь», или «бытие» это вибрация системного газообразного плана («ментального» в нашем понимании), модулируемая Мыслью с космического ментального плана («Логос», «В начале было Слово...»). Все последующие объективные явления в физической материи происходят как следствия, как отражение, как текст.

В принципе «текст» является записью нотной, визуализацией аудиального, и саму «речь» правильнее рассматривать как аудиальное явление и спектр, диапазон выражения, где с одного края находится так называемая «музыка -  выражение абстракции или «синтетического смысла», волнового, недифференцированного, - а с другой непосредственно «речь» - корпускулярная конкретизация смысла, предельная дифференциация. И то и другое - искусство, и в том и в другом нужно достигать мастерства, и то и другое - утилитарно, даже если и не всегда понятно куда и зачем.

«Поэзия» занимает в этом спектре срединное положение, и именно в этом её особенность. «Поэзия», это в каком то смысле синоним самого человека, синоним дуализма в конфликте и в поиске равновесия. Музыка в поэтическом геноме  сохраняется как ритм, рифма, размер и пр. Объективная и субъективная «рифма» - это волновые резонансные эффекты, когеренция, которой в литературе нет. Не случайно такое древнее сакральное значение «песни» или «гимна», вспомнить хотя бы те же «веды», или Махабхарату - это ведь песня, это не литература, хотя ей и далеко до полноценной поэзии в нашем понимании. Истинный поэт синтезирует абстрактное и конкретное, а не конкретизирует абстракцию как литератор или математик, то есть в семёрке принципов его место №4 - центральное, а не №7, в этом его специфика. Потому чем ниже его абстракция - тем хуже его стихи, то есть чем уже его сознание - тем графоманнее его поэзия, даже если по сути она и не есть сама графомания - первичность звука над смыслом, объекта над субъектом.

В самой поэзии так же можно обнаружить спектр: в левой крайности доминирует  первичность материи слова, имеет место по сути рифмованная литература, без поэтичности как искусства срединности; на правом краю, наверное, существует абстракционизм и абсурдизм, где синтетические связи настолько обширны, что конкретное понимание смысла почти нереально, и творение воспринимается скорее «на слух».

Это если вкратце попытаться определить поэтический феномен. Далее встаёт вопрос утилитарного смысла речи вообще и поэзии как её части, но это уже другая история…

различение, родная речь

Previous post Next post
Up