«Только на импульс имеешь ты право, но никогда на координаты... »
(Кришна)
Давеча свезло, забрёл на
пристрастные чтения Иова, а такие камни не часто грызут в наших палестинах, уж больно плотно сидят нынче на сахарной вате и печенюшках из ниочёмовой муки. По неостывшим следам пара слов о принципе неопределённости Гейзенбе́рга, в его (обязательном) применении к теории и практике существования в условиях повышенной эзотеричности атмосферы. Место «частицы» и «волны» тут, естественно, занимают мыслители: «материальный» и «духовный». Да, такие определения скрывают больше, чем поясняют, например: «материальным» мыслителем является почти каждый религиозный человек, а «духовным» каждый нормальный учёный. Но всё же:
Материальный человек воспринимает себя как феномен, как единицу, предмет, корпускул человеческой материи. Оккультно такое состояние сознания называется отождествлённостью мыслителя и аппарата мышления. Согласно принципу неопределенности, в данной позиции ума мы можем точно определить координаты: имя, размер, вес, желание, идеи и т.п. но не можем определить направление человека как функции во времени и пространстве.
Человек так называемый «духовный», в истинном, а не традиционном или литературном смысле, - это мыслитель, разотождествлённый с аппаратом мышления, с внешним феноменом себя, и потому себя он воспринимает как волну (в физическом смысле), как динамическую функцию, как путь в буквальном смысле этого слова. Данное состояние давно описано известной формулой «чтобы идти по Пути, нужно быть самим путём». Чем шире сознание такой квантово неопределенной единицы - тем оно универсальнее и тем меньше у нас каких-то конкретных характеристик, координат. Мыслитель теряет имя, род, историю, традиции, пол, точку зрения - теряет все личностные атрибуты. Да, он может в какой-то точке пространства-времени сфокусировать и проявить эти атрибуты - но они будут полностью, что называется, майавирупа - маска, специально созданный внешний интерфейс скрытого за ним внутреннего пользователя. Обычный человек находится в плену этого интерфейса, как обычный пользователь находится в плену кнопок и функций программы, выйти за которые ему не хватает опыта и ума.
Проблема в сознании и в психике, которая неизбежно возникает по мере развития индивида и естественного усиления принципа неопределенности, замещающего собой инертное массовое стереотипное мышление, является центральной проблемой в практическом эзотеризме, что бы ни значило это словосочетание. Постоянный акцент на так называемых медитативных практиках возникает именно как методология решения этой проблемы, проблемы переориентации мышления с феноменальной обусловленности определенностью движения в поле трения внешней жизни, на ноуменальную обусловленность самостоятельным движением в духовном магнитном поле, то, что называют йогой.
В Евангелии этот момент переориентации так же был описан, и описан разнообразно, если не сказать что вся мистерия Христа как символ означает полную потерю определенности в системе координат смерти, символ, увенчанный максимальным значением человека как Пути, выраженным формулой «Не Моя воля, но Твоя да будет». Более близкий к нашим проблемам и аналогичный момент потери определённости описан словами, до сих пор вызывающими разночтения из-за вуалирующей силы внешних слов: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Слово «душа» тут смущает только семантически обусловленные умы, в духе смысла она интерпретируется как низшее «я» человека, тот самый центр личной вселенной, вокруг которого вращается жизнь нормальных людей и который один доминирует, замещая собой реальную душу. Гейзенберг сформулировал ровно всё то же самое: сохранивший координаты свои потеряет импульс, а отпустивший координаты - обретёт сопряжение с импульсом истинного бытия. Борис Борисович чуть позже сказал ещё доходчивее:
Оставь свои грехи - она сказала тихо,
Ничем нельзя владеть по эту сторону дня;
Иначе - три сестры и Баба Бобориха;
Так брось домкрат мечты и бейся лбом в меня...