Медитация

Dec 01, 2009 04:48




Предпримем попытку массового осознания Медитации как принципа Природы. Сразу хочу предупредить, что тут не будет никаких разговоров о методах восседания в необычных позах и выжимания из своего организма бесплатных энергетиков. Не то чтобы я был против, просто я, как и все нормальные люди, понятия не имею, что «они там» высиживают в своих асанах :)


Начнём с глобальных категорий, постепенно переходя к частностям. Первым делом переведём правильно на русский язык само слово «медитация». Приблизительное русскоязычное значение «медитации» находится где то между словами «усреднение» и «серединность». Оба слова взаимозависимы, «усреднение» тут медитация в действии (вибрация) а «серединность» медитация в состоянии (композиция). Экстремальное сближение обоих смыслов в русском языке может выразить слово «средоточие». Символом всего вместе выберем Ваджру, для наглядности.

В самом языковом корне «среда-середина» скрыты тонны сакрального смысла. С одной стороны в нём скрыт всё тот же «Пятый элемент», Эфир, Пространство, та самая любимая буддистами «Пустота». С другой же стороны «среда» эта есть середина между «чем-то» и «чем-то», хотя бы между Небом и Землёй, если для наглядности говорить о среде человеческого существования.

Но тут сразу возникает вопрос: если мы в этой «среде-середине» уже находимся, то к какой ещё «серединности» нам нужно стремиться? Какого такого средоточия, пупа земли нужно достигнуть и для чего?

Было бы опрометчиво вот так взять и начать вещать универсальные смыслы жизни. Хотя, пытаться осознать принцип медитации, вне решения глобальных вопросов смысла жизни и смерти - занятие такое же безысходное, как и поиск Бога с помощью международного космического агентства. Могу лишь высказать тот факт, что и биосфера, и даже модная нынче ноосфера - это далеко не все составляющие той «среды», в которой нам с вами выдалось повстречаться. А пока что постараемся не отходить далеко от Темы - Медитация.

Раз уж мы заговорили о среде обитания - то не лишним будет вспомнить, что основным качеством этой среды является не формальный её размер, а именно качество медитативного равновесия, а любое равновесие - есть результат медитации, то есть «средоточие серединности через усреднение». Равновесие - это основной эпитет, посредством которого космический принцип медитации можно осознавать.

Давайте через достигаемое медитацией «равновесие» рассмотрим основные феномены и понятия Природы, из тех, что уже «озвучены» человеком:

Учёные говорят: «всякая система стремится к состоянию максимальной экономии» - мысль вполне понятная. Для большей внятности можно добавить вариации смысла: «всякая система стремится к состоянию максимальной устойчивости», «всякая система стремится к реализации», «всякая система медитирует», «всякая система стремится к Дхарме» ( буквальный перевод слова дхарма - «то, что удерживает или поддерживает»).

Добро и Зло - эти категории так же по сути лишь две крайности на медитативном пути, и только в таком контексте они действительно «работают», как максимально медитативное, уравновешивающее действие(добро), и максимально деструктивное, противодействующее медитативному равновесию действие(зло). Отсюда и доступная человеку степень добра является прямо пропорциональной его уравновешенности или приближённости его к Дхарме.

Любовь - неведомая словам Сила, которой жива космическая медитация. Что тут может быть ещё сказано? Ну, разве что Дхарма есть один из эпитетов Любви.

Дхарма, с точки зрения реализации человека, ни что иное, как «моральный кодекс медитирующего». Конечно, нет и не может быть буквального (формального) свода законов Дхармы, но в каждый конкретный момент жизни каждый конкретный человек может совершить либо более медитативное действие, либо менее, и чем ближе его действие к Пути Медитации - тем ближе оно к Дхарме, к средоточию, к алмазному центру Ваджры (см.рисунок). И поэтому не будет ни в книгах ни в песнях никогда формального ответа на вопрос «как» внешне отличить верное от неверного, для это существует Сердце, с невысказываемой логикой своего выбора, и Совесть, со своей неизмеряемой ничем силой буддхического прямого знания. Те из людей, кто отвернулся от Сердца и Совести - те пошли по пути против течения космической медитации, а значит по пути саморазрушения. И разрушены они будут всё теми же силами равновесия. Карма или Справедливость - это ещё один эпитет медитации, через который можно приближаться к центру её понимания.

Любая форма в проявленной природе есть результат медитативного равновесия. Этот факт можно долго и плодотворно обдумывать. Любое действие или сила в природе - действие медитативное, как бы странно и противоречиво это не звучало.

Наука и Искусство есть медитация.

Медитативной основой наук является Математика, она - «среда», середина между небом Искания и землёй Знания, отсюда это с виду парадоксальное, а на самом деле медитативное единство абстрактности и конкретности математики.

Средоточие (центр Ваджры) математики выражено цифрой «0», медитация математики выражена в знаке «=». Люди с научным складом мышления могут осознать медитацию через тождество цифры «0» и знака «=». Это всё та же буддийская «пустота», которую нет возможности передавать словами.

Медитативной основой искусств является Музыка. Она - среда между небом Логоса (слова) и землёй Ведения. Отсюда опять же и абстрактность музыкального содержания и конкретность нашего знания о музыкальной форме. Средоточием музыки является тишина, а медитацией является звук. Люди с мистическим складом восприятия могут осознать медитацию через музыку, как форму построенную исключительно «вокруг» тишины, «ключ между биениями сердца». Звук есть свойство всё того же первоэлемента «пространства» а слух есть первичное же чувство.

Как любая наука может быть выражена математикой, так и любое искусство может быть выражено в музыкальных понятиях.



Переходя от масштабов глобальных к смертным, конкретным людям, мы в первую очередь должны «вспомнить», что сам Человек, как форма, результат длительной медитации, более известной через понятие Эволюция, и это слово очередной эпитет облегчающий понимание. Даже если мы возьмём чисто биологические характеристики человеческого существа, каждый орган, каждое свойство и пропорция организма есть проявленное (эффективное, устойчивое, экономичное, медитативное) равновесие. Всё, что на эволюционном пути было менее уравновешенным (медитативным) - все эти останки теперь забота археологов. И как уже упоминалось ранее: в человеке эволюция перешагнула из грубоматериального мира в мир тонкоматериальный, а значит именно там сегодня основной «фокус» эволюции как медитации. Именно эта медитация и является наиболее актуальной и для осознания и для практики, если конечно вы придёте к необходимости такого осознания и такой практики.
В этой связи я подыскал подходящую цитату из книги «Письма об оккультной медитации» (А.Бейли):

Человек в настоящее время вовлечен во множество предприятий и силою обстоятельств поляризован исключительно в низшем "я", причем поляризация имеет место либо в эмоциональном, либо в ментальном теле. Отмечу один интересный момент: Пока поляризация чисто физическая или чисто эмоциональная, никакой необходимости в медитации никогда не возникает. Даже если ментальное тело активное, никакого побуждения не возникает, пока человек не прошел через многие изменения и жизни не испил чаши удовольствия и боли за многие воплощения, не измерил глубины жизни, проживаемой только ради низшего "я", и не остался неудовлетворенным. Тогда он начинает обращаться мыслями к другим вещам, стремиться к тому, что неведомо, осознавать и чувствовать внутри себя пары противоположностей и соприкасаться в своем сознании с возможностями и идеалами, о которых до сих пор не мечталось. Он достигает точки, когда у него есть успех, популярность и разнообразные дарования, и в то же время они не приносят ему удовлетворения; всегда наличествует внутренняя жажда, пока мучение не становится столь сильным, что желание вырваться и воспарить, узнать о чем-то или о ком-то по ту сторону, преодолевает все преграды. Человек начинает обращаться вовнутрь и искать источник, из которого он пришел. Тогда он начинает медитировать, размышлять, интенсифицировать вибрацию и со временем пожинает плоды медитации.

К сказанному ничего не нужно добавлять, кроме разве что повторить: факт низкого понимания медитации как принципа природы заключён в низкой потребности в таком понимании со стороны современного, сфокусированного на своей личности, человека.

В чём коренная проблема, решать которую необходимо? Это всё та же проблема формализма. Инерция материальной формы, инерция эгоической формы, инерция мышления и т.д. - все они создают тот кризис формализма, кристаллизации, который начинается после любого равновесия, если это не окончательное Равновесие. Ведь всякий микрокосм остаётся частью макрокосма, и вовлечён в медитации ещё большего порядка. Но это сложный вопрос для обсуждения. Суть формализма можно разглядеть через известную на западе религиозную доктрину отступничества и грехопадения, когда форма замыкается сама на себя, генерирует идею самоценности, то есть пытается стать независимым медитативным центром, в то время как ранее она была центром, но вовлечённым в космическую медитацию и «зависимым» от неё.

Все концепции Личности, или низшего Я - это концепции формализма, отступничества, самоутверждения, злоупотребление формой. Джин в рабстве у «лампы» . Золотой кувшин, теряющий способность вмещать в себя воду, а следом теряющий и собственный смысл.

В наши дни человечество переживает удивительные и новые для себя уроки глобальной интеграции и стирания формальных границ. Многие формалистические концепции утонут в информационном океане, развоплотятся и избавят нас от своих иллюзий. Само собой, такие процессы не могут происходить безболезненно. В результате немалое количество людей осознает надуманность подавляющего числа человеческих ценностей, и встанет на путь медитативного ученичества, или путь Арджуны. Не мало будет и тех, кто на фоне медитативного выравнивания сознания будет идти в своём отступничестве до конца, что выльется (и уже выливается) в крайние степени экстремализма, злоупотребления формой, в первую очередь человеческим телом. Экстремальный секс, наркотики и экстремальные виды физического действия, поиск предела физической формы, в том числе и как метод извлечения из тела естественных биохимических наркотиков, поиск формальной свободы тела, которая (свобода) не может не быть формальной коль скоро само тело смертно. Впрочем, концепции иммортализма всё более будут овладевать умами.

Поскольку у нас тут много людей вовлечённых в фотографию - можете сами отследить развоплощение фотографии, как формальной концепции, фотографии как формальной деятельности. Притом, что искусство фотографии никуда не денется, оно ведь медитативно как и любое искусство и оно принцип, который никакой категории граждан не принадлежит, как бы им самим не хотелось свить себе внутри этого принципа уютное гнёздышко жизнедеятельности. Но о фотомедитации чуть позже...

Итак, медитация применительно к жизни конкретного человека имеет и смысл и возможность реализоваться только в случае сознательного обращения к ней, как к средству дальнейшего развития и конечной реализации человеческого существа. Реализации свободной от формальных концепций, коими так пропитана современная действительность. И не нужно обманываться, что медитация эта может быть чисто ментальным занятием, как и не нужно питать иллюзий, что она произойдёт сама собой. В этот процесс постепенно должны быть вовлечены все сферы жизни человека, каждая по-своему.

Глобальная медитация подобна движению от основания пирамиды к вершине, с каждой ступенью площадь пирамиды уменьшается, а частота медитативной вибрации увеличивается. Количество проблем и концепций личности, требующих медитативного контроля, сокращается, балласт сбрасывается, негативные побуждения и последствия этих концепций уравновешиваются до полного исчезновения, подобно исчезновению волны на поверхности озера. Всё это естественно позволяет вибрации жизни выходить на новые уровни своей реализации через ту форму, которую являет собой очищающееся от всех видов шлака человеческое существо.

На «вершине» медитативной практики находится полное слияние и тела и сознания с настоящей Реальностью, лишённой всех выдуманных Личностью концепций обособленности, иллюзий и причинно-следственных связей. В буддийской традиции эта «вершина» называется Сама́дхи. Это «полное слияния» подобно музыкальному «унисону». Впрочем, что толку об этой вершине рассуждать…

В свете сказанного, необходимо напомнить, что не стоит пытаться сразу взобраться на эту высоту, пробуя интенсивно применять какие-либо медитативные техники. Такие претензии равносильны попытке постороннего зрителя соревнований выйти на помост и поднять олимпийскую штангу. В лучшем случае результат будет нулевым, наиболее же упёртые нетерпеливые «чемпионы» просто подорвут своё здоровье. Ведь к медитативной координации и равновесию должно быть приведено всё существо, а не только физическое тело. Эмоциональное, психическое, ментальное тело и т.д. Только после этого появятся перспективы осознать «пустоту» собственной Личности, или «ложного Эго». Я уже не говорю о разнице климатического, бытового и социального устройства между Востоком и Западом, которая вносит существенные коррективы в допустимые методы, делает одни возможности перспективными, другие - деструктивными. Но в любом случае начинать нужно с того момента, в котором каждый находится сейчас.

С моей стороны было бы опрометчиво сочинять какие-то конкретные советы, и не только потому, что любая конкретика должны быть адекватной, то есть направляться конкретной же личности. Сам я так же ещё далёк от виденья проблемы в масштабах адекватных возможности давать наставления, а это уже масштабы астрологические. Но лежащие на поверхности принципы можно озвучить, хотя каждый и сам их спокойно может «разглядеть» своим сознанием.

В частности, любые религиозные догмы направлены именно на формирование условий для глобальной медитации, как метода дальнейшего развития. Тут проблема в том, что догму сегодня не воспринимают всерьёз или воспринимают формально, руководствуясь тем, что за столько веков религии так и не сдвинули с мёртвой точки вопрос безысходной трагедийности нашего мира. А они и не должны были ничего «двигать», только сохранять присутствие Знания и свидетельствовать о Нём. Хотя, религиозным институтам придётся осознать свои ограничивающие качества, на фоне перехода человечества к новой форме существования.

Сегодня нет недостатка в информации по Теме, хотя, её избыток не меньшая проблема, но избыток по крайне мере даёт возможность «пробовать на вкус» и выявлять более соответствующие качествам конкретной личности формы Знания, лишь бы не опускаться до бессмысленной чувственности, эксплуатируя свои органы восприятия, ведь чувствительность - это механизм, а не самоцель. Реальность - это не совокупность наших впечатлений.

К своим делам и начинаниям нужно относиться так же, как буддийские монахи относятся к собираемой ими по крупинкам песочной Мандале - с бесстрастным вниманием, перед тем как её развеет ветер. Тогда и дело найдёт лучшую форму выражения и душа, что тот джин, не станет рабом этой собственноручно изготовленной «лампы».

Медитация жизни начинается с простых с виду вещей: самоконтроль над делами, желаньями, речью, отказ от излишеств, упрощение всех возможных аспектов жизни, что на самом деле очень трудно в современном мире ориентированном как раз на обратные действия. Человек должен приучить себя к ментальному контролю за собственной жизнедеятельностью. Делается это для того, чтобы не создавать новые и начать распутывать старые кармические (причинно-следственные) связи, сеть которых денно и нощно плетут «Три сестры» в тереме каждой личности. Только реализовав этот, начальный уровень медитации мы получим возможности и для большего понимания и для большего углубления.

Для медитативной деятельности сегодня опять же широчайшие возможности. Если вы осознаёте конечную медитативную цель, тут уж не особо важно, в чём эта деятельность выражается, опираетесь ли вы на платан, дзен-стреляете из лука или фотографируете, важно лишь не загонять себя в клетку концептуального формализма, когда деятельность вам кажется ценной самой по себе, но ценность её будет крайне слаба, если она не оживлена силой медитативного стремления. Например: фотограф, музыкант, дворник, президент - это концепции, "одёжка", стремиться к реализации которых - загонять себя в клетку; в то время как фотография, музыка, чистота или управление государством - это медитация, только она и актуальна и ценна.

Любое Искусство с большой буквы есть медитация в действии. Любой настоящий художник, писатель, поэт, музыкант, фотограф, учёный(!) - он ничего не выдумывает, он только достигает медитативного равновесия, которое позволяет нисходящей Вибрации воплощаться в Композицию формы («пишет не человек, но текст»). Я не случайно в ряду деятелей искусств упомянул учёного, это самый наглядный пример бесконцептуальности настоящего Искусства, так как ни один учёный не может ничего «придумать», только проявить свет знания из тьмы невежества. Какой смысл науке и людям от выдуманных законов природы? Никакого. Наука ведь не создаёт Природу (композицию), не диктует ей законы, а познаёт Её, стремится узнать её законы. Искусство так же не создаёт Логос (Слово, Вибрацию) а познаёт Его, и познание это возможно ТОЛЬКО через медитативное равновесие обоих принципов лежащих в основе существа. Если же человек находится в плену концепций своей личности - его равновесие нарушено и он, как медиум, малопригоден для искусства, пока не избавится от «шума», груза ложных, формальных ценностей, искривляющих зеркало восприятия.

С достижением этого равновесия аллегорически обретается «оружие богов» - Ваджра . Именно эта ценность медитации и произвело в языке само слово «медитация», а в жизни вырабатывает разнообразные медитативные методы, в зависимости от масштаба и сферы применения. Будь то физиологические занятия нацеленные на Здоровье(медитативное равновесия в теле), или это методы организации мышления, направленные на Знание (медитативное равновесие ума), в конце концов вся жизнь должна стать одной непрерывной медитацией, самоконтролируемой, сосредоточенной, исключительно по причине эффективности и естественности такого образа жизни, его соответствия самой природе вещей и целям реальной эволюции, ведь «всякая система медитирует»…

В конце концов даже вопрос умирания должен стать вопросом медитативного действия, о котором можно прочитать в уже упомянутом ранее «Путеводителе по жизни и смерти», вот цитата, в которой сконцентрирована эта мысль, о медитации и достижении ещё при жизни того равновесия между существом и природой, которое сделает смерть лишь очередным шагом жизни, а не прыжком в пропасть с умопомрачительной высоты рассыпавшейся вавилонской башни желаний и концепций, которую успевает выстроить слепая и смертная личность, за тот короткий срок, что у неё есть:

«Как пространство снаружи и пространство внутри сливаются, когда разбивается сосуд, так же тело и сознание растворяются в пустоте дхарма-кайи».

В этом примере по сути нет разницы между про­странством внутри сосуда и пространством снаружи; одно обширнее другого, и все…



Уделяя особое место фотографии, как наиболее благоприятному методу медитативного действия доступного сегодня многим и многим, можно сказать, что:

фотоаппарат являет собой (как и любая форма) результат медитативного стремления, в данном случае стремления к фотографированию, в нём реализованы и сосредоточены(!) все возможности фотографирования, которых означенным стремление удалось достичь, осознать и сформулировать.

фотографирование (технически) является «медитацией на экспозицию», то есть достижение равновесной середины «фотоформы»: свето-тени и чувствительного элемента, резкости и фотографируемой натуры.

фотография (творчески) есть «медитация на реальность» (я пытаюсь тщательно подбирать слова). Чем глубже уровень медитативного равновесия между автором и природой - тем выше частота его вибрации (утончённость восприятия) и, следовательно, выше степень распознавания гармонии. Все пять уровней визуальной композиции вместе и каждый в отдельности требуют своей соответствующей и медитации и практики. В пространственной композиции это позволяет «видеть» геометрию золотого сечения, в цветовой выбрать адекватную отображаемой эмоции гамму, в световой соблюсти правильные пропорции свето-тени, в сюжетной сделать кадр своевременный и уместный всем остальным уровням. Задача, как вы понимаете, не решаемая механическими расчётами, что более чем часто инстинктивно подталкивает фотографов на «более контролируемый» как им кажется путь концептуального, демиургического, выдуманного фотографирования. Но это самообман, постановочная фотография требует точно тех же исходных качеств медиума а «проблема» медитации не решается отличными от самой медитации методами, нужно только осознать, что другой «проблемы» нет… и никогда не было…

В заключение довольно бесконечной темы приведу ещё отрывок о медитации из «Трактата о космическом огне» (А.Бейли)

«…ведь это средство, дающее развивающейся единице способность:

а. Отвлечения или освобождения от формы;
б. Силы творчества;
в. Направления энергии волевым актом;
г. Будущей конструктивной деятельности.

Медитацией человек достигает свободы от обмана чувств, их вибрационного соблазна; он находит собственный положительный центр энергии и может сознательно его использовать; поэтому он становится осведомлен о своем истинном Я, функционирующем свободно и сознательно вне планов чувств; он входит в планы большей Сущности, в объёме излучения которой он пребывает; он может затем сознательно участвовать в осуществлении этих планов, в той мере, в коей он способен их уяснить на разных стадиях осознавания; он становится осведомлен о сущностном единстве…»



Вот, собственно, без чрезмерной мудрёности то, что мне показалось целесообразным донести до внимания. Резюмируя коротко: Медитацией (применительно к человеку) называется сознательно контролируемый процесс приведения всей системы человеческого существа к реализации.

По всем вопросам пишите до востребывания или ещё как-нибудь :)
 

лекции

Previous post Next post
Up