«Жить своим умом» намерение, конечно, актуальное, но, есть нюансы, как и всегда, где появляются слова в жанре «своё». Ещё Кришна во времена незапамятные
говорил: «Лучше свой долг, бесталанно исполненный, чем чужой, соблюденный превосходно; лучше смерть при исполнении своего долга...».
Индивида в мире можно рассматривать как сферу манифестации ума, которая в процессе эволюции сознания расширяется от центра к периферии, преодолевая сопротивление материи и достигая определённого качественно-количественного предела. Если представить себе всю совокупность таких сфер (человечество), то она может быть видна как своего рода кристаллическая решётка или хрусталик глаза, постепенное развитие которого увеличивает интенсивность света Ума в природе. «Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня». В этом контексте то, что человек называет «своим Я» (низшим я) относится к периферии сферы ума единицы сознания, а понятие высшего «Я» или «совести» отражает центральную точку, источник ментальной эволюционной энергии, область Универсального Ума («мысли Бога»).
Отсюда должно быть понятно, что «жить чужим умом» чисто технически есть извращение реальной природы разумения, но в идеале должно быть понятно и то, что «своего ума» в принципе не бывает, как не бывает своей версии здоровья, например, «своим» может быть только букет болячек. Аналогично «своим» может быть специфика текущего недомыслия, а подлинный «Ум» есть достояние универсальное, единое. Данное утверждение в каком-то смысле даже странно делать, настолько оно должно быть самоочевидным. Ум это субстрат творения, фундамент бытия. Все люди в сущности одинаково гениальны, но для наблюдателя в форме (низшего периферийного Я) этот холистический факт неочевиден и спорен, так как интенсивности света ума в эгоической сфере ещё недостаточно. Отсюда и тенденция «жить своим умом» в ложном самостийном смысле, в смысле блуждать блудным сыном.