Жертвоприношение в Древнем Египте

Sep 21, 2015 12:15

Меня часто спрашивают: были ли во времена Древнего Египта человеческие жертвоприношения? Часто это связывают с романом "Таис Афинская", где греческую гетеру Таис чуть не приносят в жертву богу-крокодилу Себеку.

Я изучал природу этого вопроса и могу сказать с абсолютной уверенностью: в Древнем Египте не было человеческих жертвоприношений. Общественный строй Древнего Египта, не смотря на всю свою архаичность, ригидность и нетерпимость к переменам, очень ценил человеческую жизнь.



С другой стороны, давайте дадим определение жертвоприношению: жрец вздымает кинжал, и произносит что-то типа: "О *ИмяБога*, прими кровь этого человека и пошли нам благословление"! - такое скорее всего (только косвенные факты) практиковалось, в некоторых номах Древнего Египта в додинастический период. Что было распространено в одном из религиозных центров (опять таки додинастический период) - это захоронения правителя вместе с его рабами. Но это было не жертвоприношение. Это была часть верования, что погребённые вместе с правителем рабы будут продолжать служить ему в загробной жизни. К сожалению, дожидаться пока раб умрет своей смертью ребята не считали нужным.

Во время древнего-среднего царств, это верование переродилось в культуру статуэток ушэбти, которые клали в гробницу вместе с усопшим.
Часто исследователей путает изображение на стенах одного из храмов Мемфиса, где фараон приносит пленников в жертву Апису - богу-быку в новом царстве. Однако папирусы рассказывают нам, что это жертвоприношение было скорее развлечением для народа. Своего рода корридой - пленников выпускали на арену вместе с быком и они должны были через него перепрыгнуть (прыжки через быка были традиционным спортом на Древнем Крите, с которым с незапамятных времён торговал Древний Египет). Если пленник успешно перепрыгивал через быка, он мог даже получить свободу.

Что касается случая с Таис Афинской, то в городе Шедит (в эллинский период Крокодилополь) был храм поклоняющийся воплощенному богу-крокодилу Себеку. При храме жил один священный крокодил, которого после смерти бальзамировали и почетно хоронили. В Шедите смертью каралось убийство или причинение вреда крокодилу, независимо от того, защищал ли человек свою жизнь, или хотел целенаправленно убить крокодила. Но дальше - больше. Если жрецы обнаруживали человека, убитого крокодилом, его хоронили с почестями, как избранного Себеком.
Таис, при общении со жрецами Себека допустила оскорбление божества и служители просто на неё... обиделись или сочли её оскорбление достаточным для приведения смертного приговора в действие. И они не хотели принести её в жертву божеству, они просто хотели её убить, потому что она вела себя недопустимо.

Сори за длинный пост, надеюсь, это будет интересно и даст ответ на многие вопросы Смайлик «smile» Если будут вопросы - обращайтесь, с удовольствием отвечу!

Другие посты про Древний Египет:
Пост №2 - Ушебти
Пост №3 - Древний египет. гробницы, пирамиды, снова гробницы
Пост №4 - Долина Царей

Мысли, Древний Египет, История

Previous post Next post
Up