(no subject)

Jul 22, 2010 13:29

На Луну за час

«Вы, кажется, не верите мне, вы улыбаетесь? Но посмотрите сюда, и вы убедитесь, что я рассказываю вам чистейшую правду…» - так говаривал барон Мюнхаузен. Он, наверное, не подозревал, что эти слова станут пророческими - то есть лучшей иллюстрацией его же собственных приключений, тоже иллюстрированных. На этот раз - рисунками-трансформерами, созданными молодой художницей Светланой Акатьевой, придумавшей еще и новый шрифт (Ackat) - специально для оформления заглавий в этой книге.

Если читать произведение Рудольфа Распе без них, без картинок, то страницы будут переворачиваться сами - без помощи пальцев, и так быстро, как бегают восьминогие зайцы, или машут крыльями колибри. А вот с картинками - особенно такими, как здесь, - скорость снизится до черепашьего хода. А вот с картинками - особенно такими - скорость снизится до черепашьего хода. «Одолеть» такую книгу сразу и быстро нельзя - это будет как-то… некрасиво, нечестно. То есть, конечно, попытаться вы можете, и, вероятно, справитесь, но лишь формально  - отчего на душе будет скрести и ныть, как когда что-то плохо выполнишь или оставишь недоделанным. Нет - здесь иллюстрации надо рассматривать внимательно и заботливо, чтобы ничего не упустить. А для этого нужно время: вы же не доберетесь до Луны за час, как он - барон?

Кроме того, в отличие от большинства изданий о приключениях «вруна из врунов», или «самого правдивого человека на свете», у этой страницы мало только перелистывать. Их нужно раскрывать - раскладывать вверх или вниз, влево или вправо. И тогда один рисунок превращается в другой, как чудесные истории самого барона, у которых тоже было много потайных карманов - скрытых смыслов и значений. Он любил повторять, что находчивость - самое главное в жизни.  И с этим, пожалуй, не поспоришь. А между тем лучше всего развить такое качество можно, если не держать свою фантазию все время в узде, как коня, а отпустить ее на волю, чтобы он, конь, набегался и наелся зеленой травы. В этой книге, кстати, дивный конь нашего храбреца изображен так, что на одном развороте «успевает» разбить отряд турецких солдат, выпить воды из колодца и мирно пастись на поляне.

Вы слышите этот скрипучий, нудный голос: «Врать - нехорошо». Но почему? Разве это причиняет кому-то боль? Если да - то  конечно, не стоит. Однако в других случаях…  что плохого в игре, переворачивающей все вверх тормашками, когда на голове у оленя растет стройное вишневое дерево с сочными и сладкими ягодами, или когда огромные медведи нападают на пчелу, чтобы «разорвать ее надвое и полакомиться ее сладким медом». Мюнхаузен, как дети, обожал придумывать невероятное. Должно быть, потому, что как и они, открывал для себя мир каждый день, стараясь увидеть в нем не что-то привычное, а что-то необычное. Поэтому пока на земле живут дети (или взрослые, сохраняющие в себе детей), «барон-лжец», наверное, будет главным и любимым героем, нестареющим с годами.

Мир Мюнхаузена - яркий и взрывной, как праздничный салют. Он неожиданный, смелый и по-своему очень мудрый. И еще огромный - с бесчисленным множеством поворотов, тропинок, тупиков и лазеек. Поэтому книга, рассказывающая об этом мире, тоже должна быть такой: наполняющей радостным воздухом и пробуждающей воображение. Чтобы по ней можно было гулять как по лабиринту, а лучше - как по лесу.

Вера Бройде, «Книжное Обозрение», выпуск №7

новости, книги, события, светлана акатьева, иллюстрации, рецензии, наши авторы, картинки, барон мюнхаузен

Previous post Next post
Up