Миротворческий план для Донбасса

Mar 05, 2016 11:21


Такой план предложен в статье Андреаса Умланда для еженедельника
По мнению Умланда только широкомасштабное вмешательство ООН. как военное, так и гражданское способное предотвратить дальнейшие столкновения и установить мир на границе с Россией. Опуская вступления и рассуждения, приведу лишь заключительную часть

В свете соответствующих положений и целей Минских соглашений следует также отметить важность тщательно откалиброванного политического процесса. Например, проведение местных выборов в Восточной Славонии было последним пунктом плана действий миротворческой миссии. Это означает, что выборы были проведены только после полной демилитаризации, политической стабилизации региона, формирования местной полиции и создания условий, необходимых для безопасного возвращения беженцев/выделено автором: В.Т./. В апреле 1997 года UNTAES обеспечила присутствие более 150 наблюдателей на избирательных участках, где проголосовало 72 000 человек./отмечу. пропорционально для примерно 1,7-2 миллионов избирателей Донбасса понадобится 3 300 наблюдателей для участков: сравнение показывает, насколько более масштабную проблему создала на Донбассе Россия/

Базируясь на опыте развертывания UNTAES и других миротворческих операций ООН, можно допустить, что миротворческая миссия в так называемых народных республиках Донецка и Луганска потребует крупномасштабного международного участия. Например, чтобы возможное развертывание военного контингента ООН и полиции было успешным, оно должно быть более масштабным, чем в Восточной Славонии в 1996-1997 гг. Элементарные расчеты (исходя из размеров территории) показывают, что необходим многонациональный контингент численностью около 50 000 военнослужащих. Это огромное количество, которого на данный момент не только нет в распоряжении ООН, но и его формирование может потребовать много времени, усилий и, что немаловажно, готовности правительств стран - потенциальных контрибуторов. Более того, для успеха такой миссии необходимо, чтобы полное развертывание началось в течение нескольких месяцев после достижения соглашения о проведении операции, а мандат миссии был достаточно широким. Возможным решением могло бы стать объединение миссии ООН с военными и гражданскими операциями ЕС в рамках Общей Европейской политики безопасности и обороны.

Вооруженный компонент такой миссии должен быть достаточно велик для того, чтобы миссия имела смысл. Лиза Хультман (Уппсальский университет), Джейкоб Катман (университет штата Нью-Йорк) и Мэган Шеннон (университет штата Флорида) пришли к заключению, что "при увеличении развернутых военных сил ООН вероятность возобновления гражданской войны уменьшается". Они советуют: вместо того, чтобы просто отправлять невооруженных наблюдателей, ООН следует "разворачивать большее количество военных сил" при проведении миротворческих миссий по всему миру.

На фоне неудачного Минского процесса и относительно хороших показателей некоторых предыдущих миссий ООН, хорошо согласованная, вооруженная и обладающая широким мандатом миротворческая операция, включающая значительный гражданский компонент, может стать прекрасной возможностью для Европы в скором времени достигнуть мира на ее восточной границе. Для подобной операции недостаточно только решения Совета Безопасности ООН. Она должна иметь политическую, материальную и кадровую поддержку Европейского союза. Объединенная миссия ООН/ЕС может стать реальным шансом прекратить террористическую оккупацию в Донбассе, а для Украины - единственным способом вернуть утраченные территории в ближайшем будущем.

Украинское государство и другие задействованные международные стороны, такие как Германия или ОБСЕ, продемонстрировали - они слишком слабы, чтобы решить эти задачи самостоятельно. Таким образом, объединение миротворческой миссии ООН и деятельности ОПБО ЕС наряду с масштабным привлечением мощных организаций по вопросам развития (Всемирного банка, ЕБРР, АМР США, Германского агентства по сотрудничеству и т. д.) в Донбасс должно стать приоритетом в попытках Запада прекратить продолжающееся вооруженное противостояние между Украиной и Россией в Донбассе.

Никоим образорм не подвергая сомнению компетентность как самого Умланда, так и экспертов, на которых он ссылается, должен отметить: весь план страдает очевидным недостатком - он не в духе времени.
Тогда, в 90-е Запад еще был уверен в своих силах и един в решимости добиться справедливого мира в Европе.
Сегодня он слаб, разобщен и эгоистичен. Мне кажется, Запад утратил волю и целеустремленность, необходимый для решения сложных проблем и проведения масштабных операций. Скорее всего, после некоторых вялых торгов, Донбассу предоставят гнить, как Абхазии и Приднестровью.

Честно говоря, именно такой вариант я рассматривал как наиболее вероятный и самый трагический для Донбасса исход военной авантюры. которую поддержало меньшинство населения и которому не противилось большинство дончан.

И я пока не вижу ни малейшего намека на то, чтобы Запад собирался проявить большую волю к решению проблемы Донбасса - подобно Путину, он хочет сбыть проблему с рук и по возможности ее забыть, сделать вид, что проблемы не существует.

Это решение мелких политиканов, но ни на Западе, ни в Украине, ни в России я не вижу по-настоящему крупных лидеров. А мелкие всегда пытаются сделать вид, что проблемы нет и надеяться, что как-то само рассосется

война-Донбасс, перспективы

Previous post Next post
Up