Портрет Авакова. Немного льстящий

Dec 19, 2015 08:42



ТО, что после звонкого стаканного скандала
решило взять интервью у одного из фигурантов, Арсена Авакова, - решение достаточно стандартное. И даже выбор Авакова вместо Саакашвили - явного победителя скандала в общественном мнении - тоже не слишком любопытен: ну нельзя же всем брать интервью у Михеила, это не интересно.

А вот тональность интервью весьма и весьма любопытна. Интервью не то, чтобы комплементарное, оно сделано мастерски. Но образ Авакова получился такой, что даже у меня вызывает симпатию. А это очень и очень непросто - его прошлые грехи достаточно известны, а память у меня неплохая. Да, в ЗН крепкие профессионалы работают.

Значит... значит не разделяет Юлия Мостовая общего увлечения господином Саакашвили. Я, признаться, тоже не очень разделяю. Но это ноту необъективности я прошу читателя учесть.

- Арсен Борисович, после вашего конфликта с главой Одесской ОГА Михеилом Саакашвили вам следовало бы написать заявление об отставке. Могут ли президентская и премьерская команды работать на государство, находясь в постоянном конфликте?
- В рамках закона и Конституции Украины, дуализм власти разрешен, и у каждого есть свои полномочия. Но в нашей ментальности изначально заложена некоторая конфликтность, даже если по обе стороны находятся святые люди. Имеет смысл изменять Конституцию, двигаясь в сторону парламентской республики, при которой полномочия парламента и правительства возрастают, а президент является авторитетным предохранителем.

- Даже если и придем, но до этого нужно как-то жить. А постоянные противостояния элит наносят вред государству.
- Противостояния элит всегда пагубны для развития страны. Но напомню, что на сегодня коалиционное правительство состоит из четырех политических сил, поэтому было бы неправильно говорить о противостоянии либо конкуренции лишь двух команд. Сложно управлять государством в условиях внешнеполитических вызовов, войны, постреволюционного синдрома и экономического спада. Но я - оптимист. Человек другого склада характера в этой конструкции оставаться не может.

- То есть вы до сих пор не покинули свой пост только потому, что вы оптимист?
- Мне интересно сидеть в этом министерстве и бороться с некрасивостями политики, только при условии, что я одной рукой отмахиваюсь от текущего процесса противостояния элит, но второй при этом могу работать. Если я терплю год, то должен понимать, что за этот год сделано в плане реформирования. Если есть результат, тогда еще потяну годик, буду брать на себя негатив и разменивать на этот результат свои рейтинги и личную жизнь.

- Кстати, в ситуации с Саакашвили, вы свой рейтинг таки разменяли, большая часть общественности не на вашей стороне.
- В данной ситуации для меня неважно, кто на чьей стороне. Такие дискурсы не нужно скрывать, и не надо пытаться казаться лучше, чем ты есть. Поэтому я настоял на том, чтобы это видео было выложено без купюр. Я сорвался, потому что был шокирован хамством Саакашвили. Я не приношу извинений ему, но прошу прощения у людей за свою эмоциональность. Я должен был сдержать себя. Что касается рейтинга, то зачем он мне, если я не собираюсь его использовать?

- А вы уверены, что не хотите использовать рейтинг в будущем?
- Как политик, я нарабатывал рейтинг не для того, чтобы красоваться в кресле, а для того, чтобы использовать его для дела. Сейчас я его использую, и у меня это получается, хотя и с ошибками, как и у каждого из нас. Пока еще готов терпеть и дуализм власти, и популистов, которых все больше и больше, потому что даже существующая конструкция позволяет мне проводить реформу.

- Утверждают, что в ближайшее время Михеил Саакашвили возглавит новую политическую партию…
- Я слышал об этом. Пускай строит хорошую политическую карьеру, будет счастлив, удачлив, и пусть ему верят люди, если будет за что. В украинской политике есть люди, которых я не терплю с точки зрения человеческих качеств, но отдаю должное их профессионализму. Думаю, что как министр внутренних дел я тоже не слишком удобен для некоторых чиновников.

- В частности, вы не очень удобны и президенту Украины, поскольку созданные вами и находящиеся у вас в подчинении структуры он может рассматривать как опасную альтернативу силовым ведомствам, подконтрольным главе государства.
- Это мифы. Правда состоит в том, что в данной сфере власть сбалансирована, даже при существующем дуализме. Я никогда не пойду ни на какие действия, разрушающие страну. Поэтому когда Саакашвили говорит о том, что я за коррупционные деньги содержу незаконные бандформирования, имея в виду 5 тысяч людей, пришедших в полицию и Нацгвардию, а параллельно и в добровольческие батальоны, которые мы создали в начале войны, то он не понимает, о чем говорит. Без лишнего пафоса могу сказать, что эти люди спасли страну. Многие из них бывают странными, как и каждый из нас. Я арестовывал многих из тех ребят, которые там вели себя героически, а здесь потом совершали преступления. Мы расформировывали целые батальоны, но 90% из них - реальные герои, многие уже без рук и без ног. Когда надо было умирать, они шли и умирали. Они пошли воевать, когда не было еще ни танков, ни бронежилетов. Как кто-то смеет их не уважать?!

- Существует три варианта выхода из кризисной ситуации. Первый - президент увольняет Саакашвили указом, а вы уходите в отставку. Второй - вы все продолжаете работать, стиснув зубы и тихо ненавидя друг друга. Третий - вы все дружно уходите на досрочные выборы. Какой вариант вы выбираете?
- Давайте выведем Саакашвили за скобки этой ситуации. Вариант следующий - стиснули зубы, сели и ищем компромисс, отложив в сторону амбиции и нелюбовь друг к другу. Принимаем налоговый кодекс, бюджет, другие ключевые законопроекты, получаем очередной транш МВФ, ситуация потихоньку стабилизируется.

- Какой смысл уходить в оппозицию с нулевым рейтингом?
- Я знаю одного человека, который в 2005 году после определенного скандала имел нулевой рейтинг, а потом стал президентом. Жизнь непредсказуема.

- По нашей информации, под Новый год готовится замена главы СБУ Василия Грицака на Андрея Таранова (замглавы АП по вопросам безопасности. - Ред.), а Грицака готовят на ваше место.
- А голоса (в Раде. - Ред.) есть?

- Я к этому и веду. Как вы считаете, голоса будут?
- Готов ли БПП создать коалицию без "Народного фронта"? Думаю, математически это сложно. Они не готовы к коалиции с "регионалами" или, скажем аккуратно, с коммерсантами от "регионалов", потому что это - электоральная смерть.
Если мы принимаем решение уходить из правительства, то мы идем в оппозицию, потому что это - политически ясная и честная конструкция. Это приведет к роспуску парламента и досрочным выборам. А следующими к власти придет кто? "Регионалы" и маргиналы. И деструкция только возрастет. Следовательно, у нас нет иного выбора, кроме как стиснуть зубы и договариваться для продолжения хоть какого-то позитивного процесса. Следует избегать резких заявлений и не пытаться друг друга передавливать.

Для того чтобы не появлялись мои обращения к президенту относительно ксенофобии, нужно чтобы не выходили те заявления, которые он себе позволил. Теперь мне звонят друзья из армянских организаций, и они в шоке. Эта дискуссия вообще никому не нужна. Мы должны находиться в диалоге и нормальных отношениях. Ранее мы иногда собирались на стратегических советах, часами беседовали на разные темы, хотя и не всегда находили общий язык.

Это первая часть интервью. Продолжение следует

Аваков, ЗН

Previous post Next post
Up