Муратов, главред "Новой" - о планах поглощения Востока Украины

Feb 19, 2015 13:42

Чрезвычайно много интересного в передаче «Особое мнение» на
, которую создали главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов и ведущая Оксана Чиж.

Я выделю только моменты непосредственно относящиеся к Украине. НО прошу всех, кто не безразличен к трагедии, которую переживает сегодня Донбасс, а вместе с ним и Украина - прочли этот текст внимательно. Я не сталничего в нем подчеркивать и выделять, внимательным должен быть сам читатель

Д.Муратов ― Да. При этом мне было удивительно наблюдать, когда 16 часов четыре президента, не последние люди на планете, не прерываясь, пытаются выработать какой-то менеджмент мира, тем не менее, публичный менеджмент войны у нас в стране, например, - я не смотрю украинское, французское или немецкое телевидение - он резко зашкаливал. У нас абсолютно изменилась риторика. У нас вице-спикер Госдумы, все эти приглашённые эксперты ток-шоу, которые ужа задолабли страну, - там же две дискуссии: первая реплика «я вас не перебивал», а вторая «дайте мне договорить».
И вот эти люди на самом деле активно тащат страну к мысли о неизбежности глобальной войны. Все нас подталкивают к тому, что эта война неизбежна.
Я был крайне удивлен, что с одной стороны, Путин за Минские соглашения, с другой стороны вся индустрия Кремля, телевизионная индустрия, продолжает вести абсолютно агрессивную, милитаристскую, нагнетающую позицию.

О.Чиж ― Такое предвоенное положение.

Д.Муратов ― Да. И в сознании все время: а как это воспринимается на востоке Украины? А воспринимается это так, - мы же не знаем, о чем говорил Путин с Меркель, о чем говорил Путин с Олландом, о чем они все это время вместе беседовали. Но мы видим российское телевидение, а российское телевидение не врет, оно абсолютно точно транслирует те мысли, которые на самом деле в голове у тех людей, на которых мы сейчас ориентируемся и хотим, условно говоря, присоединиться.
У меня даже возникло ощущение, что это делается потому, что, может быть, президент России уже перестал оказывать влияние - во всяком случае, существенное влияние на войска сепаратистов на востоке Украины.

О.Чиж ― Умышленно, или это объективные обстоятельства.

Д.Муратов ― Тот, кто говорит, что знает, о чем думает Путин, является шарлатаном, - это, пожалуйста, в Госдуму. Я гадать по этому поводу не стану. Так вот в данном случае, когда Путин на переговорах говорит об остановке, о ноле часов, под этим он дает не подпись, но свое честное слово. Знаете, честное слово, когда говорят президенты, это не менее важно, чем слюна на печати. И что получается? Пообещали, но не получилось? Пообещали, но государственная индустрия нашей страны, главная индустрия, единственная работающая всерьез индустрия нашей страны - телевидение - оно продолжает свою историю по разжиганию ненависти и приближению нас к осознанию того, что война неизбежна?
Потом, в Будапеште, президент страны говорит, что надо бы с Дебальцево как-то уже по-другому решить. То есть, получается, что он сам пересматривает то, что всего несколько дней назад, пять дней назад, он говорил ночью в Минске? Это очень непохоже на Путина, и мне кажется, что действительно, война, как Чернобыльский реактор.

О.Чиж ― То есть, есть снежный ком, который разгоняется, а дальше его контролировать невозможно.

Д.Муратов ― Точно абсолютно. И вот эта история войны начинает жить по своей внутренней жуткой логике, взаимно индуцируемой ненависти, сами те люди, которые там воюют, они уже настолько зажжены ненавистью, они уже столько испытали, что боюсь, их уже так просто, как думали, не остановить.

О.Чиж ― Но это до некоторой степени некий психологический алгоритм: я, чувствуя вашу поддержку, уже сделал столько и вписался в такие вещи, а теперь вы меня одергиваете.

Д.Муратов ― А с другой стороны я думаю, что и президент страны, который, я думаю, много сделал в моральной и технической поддержке этих людей, когда он дает свое слово, и это слово эти люди не выполняют, это тоже очень серьёзный конфликт. Это новый конфликт, его еще не было на востоке Украины. И, тем не менее, знаете, я абсолютно уверен, что у нас нет никакого шанса, кроме того, - как общественным мнением…

О.Чиж ― У нас - у кого?

Д.Муратов ― У российского общества. Не только у тех людей, которых приглашают на ток-шоу, проверенных хамов, лояльно проверенных, патентованных, штампованных людей. Но ведь очень многие из людей, которые считают себя демократических воззрений, они тоже первым делом начали клевать эти самые Минские соглашения.
А нужно было, на мой взгляд, всеми силами их точно поддержать. А наши журналисты ржут, когда при них у гаубицы дергают шнур и летит куда-то убийственный снаряд. Ну, это что? Гады.

О.Чиж ― Мы говорили о том, что с какого-то момента все, что происходит на востоке Украины, До определенной степени стало неуправляемым. То есть, это машина, которая запустилась.

Д.Муратов ― Запустилась как проект, а затем она стала неуправляемой. Мне кажется, что Путин перестал влиять на войну - я бы так сказал.

О.Чиж ― В какой момент это произошло? До какого момента она была сценарной?

Д.Муратов ― На самом деле первая часть вашего вопроса для меня крайне важна. Еще несколько лет назад, давая интервью каналу АРД, президент России на вопрос корреспондента, усмехаясь, сказал: о чем вы говорите, какой Крым? Речь не может идти о нарушении целостности Украины. У нас там есть наша база. А вступление Крыма в Россию, - не может быт даже такой постановки вопроса быть, - чеканные формулировки в интервью АРД.
И вдруг что-то неуловимо поменялось. Значит, был приготовлен какой-то сценарий. Знаете, бывает, удача сопутствует. Нам в руки попал документ, несколько фраз, из которого я процитирую. Этот документ никто не знает, он нигде не публиковался. Мы готовим его к печати на следующей неделе, поэтому весь я его цитировать не буду, можно будет его прочитать в следующую среду.
Это документ, который предположительно подготовлен группой людей, в которой, предположительно же, участвовал известный олигарх, человек, который украл кредит в ВТБ, человек, близкий к АФК «Система», человек, создатель своего крупного фонда, - я имею в виду такого православного, крупнейшего олигарха, Константина Малофеева.

О.Чиж ― Серьезное обвинение.

Д.Муратов ― Кто-то из его окружения, - я думаю, что это люди, больше чем он имеющие возможность войти в администрацию президента, войти в Кремль, принесли туда сценарий возможных событий. Вы должны обратить внимание на самое главное: все наше противодействие Украине и вся наша организационно-пропагандистская машина, которая включилась, она включилась как бы в ответ на государственный переворот, - на смещение Виктора Януковича.
Этот сценарий приготовлен и создан до того, как Виктор Янукович был отстранен от власти. Здесь содержится жесточайшая и точная, - кстати, документ отлично написан: Янукович - человек невысоких морально-волевых качеств, - говорится в преамбуле. Он боится сдавать пост президента, и одновременно готов разменять силовиков на гарантии сохранения поста президента и своей неприкосновенности.
Дальше говорится, что Россия обязана вмешаться в вопрос по поводу территориальной целостности Украины. Мотив: потому что иначе наша страна рискует потерять не просто украинский рынок сбыта энергоносителей, но что гораздо опаснее, даже косвенный контроль над газотранспортной системой Украины. Это поставит под удар позиции ОАО «Газпром» в Центральной и Южной Европе, нанеся огромный ущерб нашей экономике.
Текущие события в Киеве, - продолжают дальше очень внятные люди, которые писали этот документ, - убедительно показывают, что пребывание Януковича у власти может закончиться в любую минуту. В этих условиях, - я пропускаю что-то, но внимание, - представляется правильным сыграть на центробежных устремлениях различных регионов страны. И в той или иной форме инициировать присоединение ее восточных областей к России. Доминантными регионами для приложения усилий должны стать Крым и Харьковская область. Разумеется, Россия, взяв на себя поддержку Крыма, будет вынуждена принять весьма обременительные бюджетные расходы, но, несомненно, это скажется и на положительных вещах - окажутся высококвалифицированные кадры, промышленность, транспорт, мы получим доступ к демографическим ресурсам.
Теперь дальше, - как же использовать народ. Пункт 5-й: для запуска процесса пророссийского дрейфа Крыма, необходимо выстроить пиар-стратегию, которая бы акцентировала вынужденный характер соответствующих действий России на востоке Украины и на юге Украины.

О.Чиж ― Каким периодом датирован этот документ?

Д.Муратов ― Мы можем предположить, что это в период приблизительно от 4 до 15 февраля 2014 года, еще никакого свержения Януковича нет. Должен сказать, что люди, которые писали документ, безусловно, на мой взгляд, обладают талантом высоких политических интриганов, ну, или если хотите, макиавеллистическим талантом политической интриги.
Послушайте: «целесообразно выдвижение, с помощью украинского народа, и на востоке Украины и в Крыму, трех главных лозунгов, вытекающих последовательно один из другого» - я, когда прочитал, был потрясен. «Первое - требование федерализации, или даже конфедерализации в качестве гарантии для данных регионов от вмешательства прозападных и националистических сил в их внутренние дела. Затем - независимое от Киева вступление восточных и юго-восточных областей на региональном уровне в Таможенный союз. И затем - прямая суверенизация с последующим присоединением к России. России, как единственного гаранта устойчивого экономического развития и социальной стабильности».

О.Чиж ― Вы уверены в подлинности документа?

Д.Муратов ― Мы абсолютно уверены в подлинности документа. Я не могу сейчас рассказывать, какие это важные… Не все сбылось. Например, один из лозунгов, которые предложены…

О.Чиж ― Но некоторые лозунги кажутся совсем фантастическими.

Д.Муратов ― Тогда казались фантастическими. А сейчас-то мы видим, что это ровно они. Например, здесь есть лозунги, которые, конечно, не сбылись - например, предлагались такие лозунги: «Путин - версия 20 - даешь Переяславскую Раду - 20». То есть, это рада, которая объединяет множество исторических областей Украины как раз юго-востока.
Вот тогда-то эта мысль, - вот с помощью этого сценария, этого документа, этих лоббистов, - мы пока не можем их назвать по именам, это дело времени, - она была вброшена. Она была впрыснута в политическое тело, в политическое тело власти.
И как мы видим, - а как мы видим, это история, которая выдавалась за простую, за логичную, - там даже есть, - послушайте: почему не присоединить разные города востока Украины, ведь есть соглашение Евросоюза о пограничных городах, - ассоциации пограничных городов. И с помощью ассоциации пограничных городов можно придать, - пишут в этом документе, - абсолютно легитимный характер присоединения к России части территорий.
Видимо, обольщение такой простотой и изяществом плана, оно и сыграло свою черную страшную роль. И теперь Путин делает все, чтобы остановить войну, но война уже вырвалась, как мне кажется, из-под контроля президентов «Нормандской четверки».

О.Чиж ― А назначение документа какое в общей сфере, потому что из того, что вы рассказываете, складывается впечатление, что он не то чтобы побывал в структурах власти, он скорее исходит от людей, близких к власти.

Д.Муратов ― Видите ли, будем судить по делам, да? Будем судить по тому, что произошло. Мы же видим, что все лозунги, которые выдвигались, все пиар-обеспечение, которое шло, весь переход от Крыма к востоку Украины, - он предсказан. Он предсказан в этой бумаге. Больше того, - часть людей, которые стали первыми, и, кстати, наиболее эффективными менеджерами, - ну это же был такой сначала пиар-захват, тогда еще не было глобальных кровопролитий, которые в последнее время.

О.Чиж ― Были захваты зданий.

Д.Муратов ― Но это же те же самые люди, сотрудники Малофеева. Стрелков работал у него в Службе безопасности, Александр Бородай, возглавивший правительство ДНР, работал у него. И, судя по некоторому, даже лоску и блеску, который присутствует в этих документах, это были такие не самые простые мозги. Они были не замшелые. Они предлагали такую яркую историю, такой «блицкриг», такую Барбароссу, что прям-таки…

О.Чиж ― Чувствовался рекламный опыт.

Д.Муратов ― Прямо было обаяние в таком глобальном пересмотре мира в нашу пользу, да еще и фактически легитимное.
Вот я очень хочу, чтобы… не президенты «Нормандской четверки» сейчас управляют войной, а война управляет ими. Я очень хочу, чтобы все-таки они справились с теми соглашениями, под которыми они хотя бы устно, но подписались. Я очень хочу, чтобы там прекратилось кровопролитие срочно. Я хочу, чтобы журналисты федеральных каналов - я уже говорил про это, - в «Ю-Тьюб» не выкладывали ролики, когда они ржут при том, когда гаубицы стреляют в сторону города, в котором осталось несколько тысяч людей в подвалах, мирного населения. Без еды, без питья, без всего. Что тут ржать?
Потому что я все-таки считаю, что сейчас медиа, телевидение. СМИ все должны сделать для того, чтобы Минские соглашения заработали и бойня прекратилась.

Д.Муратов ― А вот у меня - я, конечно, и «Твиттеры» различных деятелей Госдумы, - мне по должности приходится тратить на это жизнь. Но я как раз в этих ток-шоу, - люди сначала говорят про мир, а потом продолжают то же самое безумное камлание, которое кроме ненависти ничего не производит. Те же самые силы, странные люди, которые когда-то пытались биться с Майданом на Украине, теперь здесь заводят эти шарманки с "антимайданами" и поисками опять врагов и «пятой колонны».
Опять, как только-только Минские соглашения - но ничего не сдвинулось. Ну, представьте себе, что умрет Надежда Савченко. Ну, не дай бог, в ней начнутся необратимые изменения в организме после двухмесячной голодовки. Но это что же мы будем делать с Украиной, как же мы потом будем друг другу смотреть в глаза?

Я думаю, что лишь один пункт нуждается тут в комментариях - это пункт об утрате управления Путиным и над войной, и над СМИ.
если вспомнить, что целого гумконвоя со снарядами хватит одной бригаде на 5 дней,то становится понятно, что стоит прекратиться этому потоку, и война в Донбассе закончится.

Это не будет решением конфликта, налаживать жизнь придется долго, и я не уверен, что целесообразно быстро включать Донбасс в Украину - надо дать ему пожить без стрельбы и без Украины. И потом сам пусть решает, куда он хочет.

Но вот войну остановить Путин может буквально мановением руки. И согласиться на контроль над границей со стороны скажем ООН. Но он категорически против, а снаряды в Украину хлещут потоком.
И СМИ он остановить может. И раз он говорит - я за мир, я даю президентское слово, а в СМИ накаляется истерика, а через границу хлещут снаряды, а ведущие генералы едут командовать Дебальцевской операцией (ну не Захарченко же ею командовал) - значит Путин просто не хочет мира. А на встречах лидеров просто лжет.

А Муратов обо всем этом знает? - уверен, что знает.
Но и жизнь газеты урезать тоже не хочет. А все остальное - все по делу.

план, агрессия, НГ

Previous post Next post
Up