Два экспертных мнения об одном законе

Jan 27, 2020 12:06


Речь пойдет о Проекте Закона 1210 Автор проекта Даниил Гетманцев, глава комитета по финансам и налогам, так прокомментировал содержание проекта

Прекратить отток капитала в оффшоры и облегчить жизнь малых предпринимателей - именно такие цели у законопроекта 1210.

По оценкам экспертов, ежегодный отток капитала в юрисдикции с низким уровнем налоговой нагрузки составляет 9% ВВП Украины. А это примерно 300 млрд грн которые идут в оффшоры и с которых в Украине не уплачивается ни копейки налогов.

Цивилизованный мир движется в направлении искоренения агрессивного налогового планирования. Разные страны имплементируют в национальное законодательство положения плана BEPS (Base erosion and profit shifting, размывание налоговой базы и выведение прибыли из-под налогообложения) и правил КИК (Контролируемые иностранные компании). Таков глобальный тренд в правилах налогообложения.

Такую траекторию движения предусматривает и законопроект 1210, направленный на реальную деофшоризацию страны и одновременно на системное улучшение администрирования налогов.

Логика проста: если налоговый резидент Украины имеет бизнес за рубежом, он должен распределять полученную там прибыль, уплачивая налог в Украине. Если же дивиденды не выплачиваются, а прибыль остается за рубежом, такое лицо должно уплатить в Украине налог на прибыль. Это для олигархов.

И наоборот: для малого и среднего бизнеса закон содержит целый ряд улучшений. Согласен, в последние годы слово «улучшение» стало восприниматься почти как нецензурное, но в нашем случае это действительно позитивные изменения.

- Мы увеличили лимиты годового дохода для ФЛП:

для 1 группы - с 0,3 до 1 млн грн,

для 2 группы - с 1,5 до 5 млн грн,

и для 3 группы - с 5 до 7 млн грн.

- Ввели механизм ускоренной амортизации для активных групп основных средств (Оборудование, транспорт, передающие устройства), что позволит сэкономить на налогах.

- Увеличили до 40 млн грн размер доходов, который позволяет большинству предприятий в Украине не использовать корректировки финансового результата до налогообложения.

Очень важная норма: усовершенствован механизм ответственности за противоправные решения или действия контролирующего органа. Мы честно признаем, что нарушителем может быть не только предприниматель, но и контроллер. В этом случае налогоплательщик может возместить убытки, которые стали результатом противоправных действий.

Мы не скрываем, что хотим вывести ФЛП из тени и перевести их на «белые» методы работы. Это выгодно прежде всего самим предпринимателям. Например, отсутствие легального документооборота закрывает малому бизнесу доступ к банковским кредитам. Такой ФЛП не может принимать оплату банковскими картами, из-за чего теряет часть клиентов. Выход из тени даст возможность развития бизнеса.

Такую замечательную картину цивлизованного налогового рая рисует нам автора проекта Даниил Гетманцев, доктор наук, но юридических специалист в области финансовго и налогового права.
Надо сказать что Анатолий Амелин, не юрист, но экономист и бизнесмен, далеко не разделяет мнения Гетманцева

Как угробить экономику Украины одним законопроектом?

Все просто:

Речь о законопроекте о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранение технических и логических неувязок в налоговом законодательстве. Тезисно краткий перечень последствий:

1. потери ВВП - 1% (BEPS, КИК, рост ренты по газу и ренты по руде) - оценка UIF, подробнее в годовом прогнозе. Как правительство планирует выйти на 5%-7% в год, больше даже не спрашивайте.

2. Сворачивание офисов айтишных компаний с украинскими резидентами:
Включаются нормы двойного налогообложения. Если ваша иностранная (например, эстонская) компания получала прибыль и заплатила налоги в другой юрисдикции, то еще вы как ее украинский владелец еще раз заплатите 18% с полученной прибыли (ст. 170.13). Как вам перспективы цифровой экономики Украины?

3. Ужесточение условий ведения бизнеса в сравнении с другими юрисдикциями:
Неадекватное (в рамках мировой практики и взятых обязательств) усиление контроля размытия налоговой базы. BEPS - это про противодействие размытию налоговой базы. Всего 15 рекомендаций закрытия дырок в налоге на прибыль.
Из 15 рекомендаций Украина взяла на себя обязательства имплементировать 4 позиции: 5,6,13,14 (13-й пункт уже на 25 страниц в НК прописан и не дал никакого эффекта). Но данный законопроект имплементирует более 8 позиций (вопрос, какой эффект мы ожидаем и для кого?)

Вот даже Ernst & Young подготовил отчет о том, что правила BEPS применяются всеми по-разному и их правила нуждаются в пересмотре. Украина же, как слепой слон, продолжает бежать к обрыву.

4. Вырастают риски неправомерной корректировки налоговиками вашего финансового результата.
Цитата: «финансовый результат для налогообложения увеличивается на сумму расходов, понесенных налогоплательщиком в пользу нерезидентов, если такие операции не имеют деловой цели». Вы готовы к такому повороту и субъективной оценке украинских чиновников?

5. Появится дискриминация иностранных инвесторов, курсовые разницы которых станут базой налогообложения.

6. Статья 21.4 исключается, а именно она отвечала за персональную ответственность налоговика, который кошмарит украинский бизнес. Как тебе «турборежим» Илон Маск?

7. Статья 44.9 дает право налоговикам трактовать по-своему нормы закона без последствий. Где можно записаться в налоговики?

8. Статьей 198.8 вводится налогообложение экспортных операций по ставке 20% НДС с суммы превышения себестоимости над ценой продажи, что является экономически неоправданным.

9. Статья 252.20 повышает ставку ренты на руду. Да, понимаю, что это привет Ахметову, но не логичнее ли облагать налогом экспорт или готовую продукцию? И второй вопрос, падение мировых цен и сворачивание украинскими металлургами всех инвестпрограмм, сокращение персонала вместе с ростом ставок ренты как отразится на рынке труда и поступлениях в бюджет? Кто-то в этой стране умеет оценивать последствия?

10. Такая же ситуация по ставкам стимулирующей ренты на добычу газа (ст. 252.20, 252.22). Это в стране, импортирующей газ, мы усиливаем фискальную нагрузку на свои же газодобывающие компании. Вопрос, стимулирует ли приход инвестора ужесточение фискального поля? Ответ вы знаете…

Редакции законопроекта для второго чтения еще нет, данные комментарии относятся к тексту проголосованном в первом чтении. Возможно, что-то изменится, но если будет такой же «турборежим», как думаете, сколько бизнесменов помашут Украине и новой власти ручкой?

Я не берусь судить кто и в какой степени здесь прав.
Тем более что по информации о прошлом, Амелин был достаточно тесно связан с компаниями Ахметова, а Ахметову тут действительно "личный привет".

С другой стороны тут куча пунктов не связанных с интересами Ахметова. И самое важное -статья Амелина появилась 14 января а статья Гетманцева - 24 января. Гетманцев статью Амелина не заметил совсем, хотя скорее всего он ее читал.

Причины мне не слишком ясны и я не судья двум серьезным экспертам.

Я могу лишь обратить внимание читателей на очевидные нестыковки - что я и делаю

закон, Гетманцев, финансы, НВ

Previous post Next post
Up