Третий закон. Против видео - ода цифре (начало)

Oct 23, 2018 08:34


Этот текст продолжение републикации старой серии об условиях выживания в ядовитой информационной среде, о знаниях и приемах, которые позволяют минимизировать вред от пропаганды и сохранить относительную самостоятельность суждений, т.е. сохранить "свою душу живу". Текст более всего полезен на мой взгляд как раз россиянам, по той причине , что их пропагандистская машина просто несравнима с украинской по мощи, широте охвата и уровню профессионализма; мне кажется, что столь совершенными средствами для манипуляции сознанием не располагали ни Гитлер, ни Сталин. Соответственно и противостоять такому механизму задача архисложная, а ни в школе, ни в Интернете этому не учат.

Два предыдущих выпуска можно посмотреть: начало здесь, а продолжение здесь . Подобно предыдущим выпускам, первая редакция текста написана достаточно давно, в ноябре 14-го. Однако общение с моими читателями, а пуще всего с российскими читателями, убедило меня, что изложенные в нем мысли не устарели, более того, настоятельно нуждаются в повторении. Уже хотя бы потому, что доводы про "москалив на ножи" и "кто не скаче, той москаль" я продолжаю читать с завидной регулярностью.
Ну и конечно я его прилично доработал - с учетом наблюдаемых эффектов

Бороться и искать, найти и не сдаваться
/Вениамин Каверин/
Крым аннексирован, на Донбассе война. Война вялотекущая, как изобретенная психиатрами в сапогах вялотекущая шизофрения, но некоторые районы Донбасса попадают под периодические обстрелы, и мы получаем сообщения о жертвах; обстрелы то учащаются, то слабеют. Но вот информационный обстрел не прекращается ни на секунду. Конечно, территория противника тоже подвергается информационным атакам, но главной мишенью информационной войны всегда и везде было и будет собственное население. И как всегда, первой жертвой войны становится правда.

Мы уже проделали часть пути, мы анализировали эту ситуацию и установили некие общие принципы, они универсальны как первые два начала термодинамики и призваны обеспечить устойчивость психики как первые два закона роботехники им. Азимова.
Мы обнаружили

Первый Постулат выживания:
НИКТО НЕ СВОБОДЕН ОТ ВЛИЯНИЯ СРЕДЫ

И Второй Постулат выживания:
ВСЯКАЯ ПРОПАГАНДА СТРЕМИТСЯ МАКСИМАЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭМОЦИИ И МАКСИМАЛЬНО ОТКЛЮЧИТЬ РАЗУМ

В термодинамике помимо двух начал, всем известных с первого курса, есть еще и третье начало, причем оно в отличие от утверждения общих свойств энергии и энтропии первых двух начал, есть утверждение о конкретном частном свойстве энтропии, что особенно хорошо видно в формулировке Планка.
Вот подобно этому мы в третьем Законе попробуем конкретизировать применение второго постулата и обнаружить, какое именно средство пропаганды наиболее эффективно работает на отключение разума и возбуждение эмоций.

Никогда не смотрите телевидение. В особенности российское.
Так ведь никакого другого нет...
Вот никакое и не смотрите
/Почти по Булгакову/
Главное средство манипуляции
Мы все знаем, что сегодня главным средством, откуда население всего мира черпает информацию, является телевидение. Говорят. что скоро его вытеснит интернет, но пока что даже и в развитых странах главная информация поступает через телевидение. Т.е. населению показывают некую картинку и сопровождают ее рассказом. И любой телевизионщик вам скажет, что главное в передаче - не разговор, а движущаяся картинка, т.е. осознаете вы это или нет, но вам показывают кино.
И тут начинается главное знание о телевидении. Потому что большинство публики не понимает главного:
Кино манипулятивно по самой своей природе

В этом фокус видео, в этом его магия.
Вам показывают какой-то маленький кусочек жизни, а вам кажется, что вы при этом присутствовали и видели своими глазами. Вы получаете информацию по самому важному для человека каналу - по видео - к тому же еще и поддержанную звуком. Это создает иллюзию присутствия и сильно блокирует механизм критики, который намного активнее при прочтении текста. Этот эффект прекрасно известен пропагандистам и производителям рекламы.

И при этом вы ощущаете себя непосредственным свидетелем, ощущаете происходящее так, будто вы видели все это собственными глазами

Именно эта иллюзия - первое по важности средство манипуляции, важнее даже блокады критики.
Потому что это обман. Вы НЕ присутствовали, вы действительно видели, но видели лишь то, что вам хотели показать.

Я буду приводить в качестве примера очень часто упоминаемые видео в российской антиукраинской пропаганде. Но это именно и только примеры. В любой пропаганде, как и в любой рекламе, действуют всегда именно так и только так. Так вот, каждое или почти каждое обсуждение украинских проблем с жителем России включает в себя два обязательных блюда. Два неотразимых ДОКАЗАТЕЛЬСТВА украинского нацизма:

- урок в киевской школе, в котором вопят "москалив на ножи"
- видео с Майдана с криками: "Хто не скаче той москаль".

И зрителю кажется, что тут и спорить не с чем - ведь он, зритель, видели своими глазами. Но на самом деле он ведь не видел.

Если бы он действительно видел, он бы увидел, что во-первых это никакие не "школьники Киева во время Майдана", как внушает голос за кадром, а студенты в Дрогобыче.
Кроме того, если бы зритель сам присутствовал, он бы видел еще много разного, чего в записи не показали - например, возможно увидел бы, как режиссер сгоняет студентов под камеры и объясняет что кричать. А может даже потом и увидели бы как помреж массовке платит.

А присутствуй вы на съемке рекламы кока-колы вы возможно увидели бы, что актриса в ролике колу не пьет, потому что у нее на колу аллергия или потому, что бережет фигуру.
Т.е. вы увидели бы совсем-совсем не то, что вам показали. Но вы смотрите на экран - и вы ощущаете как бы присутствие.

В этом обман видео при просмотре видео вы ощущаете убедительный эффект присутствия там, ГДЕ НИКАКОГО ПРИСУТСТВИЯ НЕТ.

Я уже писал - привычка к советской пропаганде приучила следить не за тем, что говорят, а за тем, о чем умалчивают. В ВИДЕО этот эффект усиливается десятикратно - т.к. у нас возникает эффект присутствия там, где нету присутствия.
Вы видите то и только то, что вам показали. Но не видите то, чего не показали, и не видите то, что вырезали. И ваш мозг автоматически достраивает картину до цельного образа по принципу, изложенному в Вид из Окна и Врет как очевидец, мы используем естественные интерпретации - на что все и рассчитано.
Т.е. мы по умолчанию предполагаем, что нам показали все самое существенное, а опущенное не стоило внимания. Мы строим картину мира на основании кадра,забывая. что его ведь сознательно и целенаправленно выстроили специально для достижения нужного эффекта

Янковский вспоминает о своем дебюте в кинофильме "Щит и меч", который снимал режиссер Басов:
Я был только что после училища, когда Басов пригласил меня сниматься. Ну, я был совсем сырой и переполнен всякими теориями, которыми меня напичкали в театральном. Я пришел к Басову и сказал:
- Вот я уже снялся в нескольких эпизодах, но я не совсем понимаю смысл роли, какая у меня сверхзадача?
Басов на меня посмотрел и сказал:
- Сынок, ты сыграй мне эпизод. А сверхзадачу я тебе склею.
Нет, теперь я понимаю: ну, конечно, конечно склеит, потому что кино делает режиссер.

Вот это всегда нужно помнить: в создании видео отбор и монтаж, - это все. И нужно быть очень наивным, чтобы верить, что тебе на экране показали всё, всё как есть.
Тебе показывают специально подобранные и смонтированные кусочки. Показывают, чтобы вызвать определенную реакцию. И если ты не профессионал в этом деле, могущий оценить свет, ракурс и монтаж, лучше тебе вообще не смотреть - тебя обманывают и тобой манипулируют.

Пропагандистское видео искажает восприятие даже реального эпизода - за счет отбора, ракурса и монтажа. А что уж говорить о постановках. При том что мы знаем сегодня 75% фронтовых фото и почти вся фронтовая хроника времен Второй мировой- это постановки и монтаж.

Именно Одесский пожар и реакция на него большинства россиян - наилучшая иллюстрация того, что могут сделать хороший оператор и режиссер - с целым народом.
Абсолютно нормальных людей с легкостью превращая в озверелую толпу, утратившую всякую способность к критическому суждению.

Ибо вам показали, как озверевшая толпа забрасывает бутылками горящий дом. Но вам не показали, что эту горючую смесь для "коктейлей Молотова" изготовили как раз те, кто сейчас в горящем доме, а "озверевшая толпа" нашла заготовки для коктейлей уже на месте. И что по "озверешвшей толпе" и стреляли из дома и бутылки бросали из дома.

Вам не показали, что "озверевшая толпа" шла вполне мирной демонстрацией, когда на нее внезапно напали с палками и арматурой, да еще по ней стреляли из-за спин ментов и убили пару человек - от чего толпа и озверела.

Вам показали, как люди из толпы внизу добивают выпавших из окна. Но забыли показать, что другие люди из этой же толпы спасали людей из горящего здания. И т.д., и т.п....

В итоге - "документальное видео" превратилось в орудие жесткой, злобной и массовой манипуляции и заставило целый ряд людей поехать добровольцами на Донбасс - убивать "этих скотов укронациков".

Потому как желания критически осмыслить то видео, которое показали россиянам об одесском пожаре, я еще ни у одного россиянина не наблюдал. Зато «фашистов», «нелюдей» и «палачей» в их устах по отношению - обратите внимание - КО ВСЕМ УКРАИНЦАМ наблюдал без счета.
Такова сила видеоискусства в руках мерзавцев - помните об этом.

И никогда, ни при каких обстоятельствах не делайте обобщающего вывода по видеоматериалам - ибо ВЕЛИКА ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА.
А в руках негодяев - это орудие убийства и разжигания ненависти.

И это я еще говорю о видео, которое действительно снято по событию, а не видео фосфорных бомб, снятое в Сирии и изображающие зверские бомбардировки Донбасса. И потому ради всего святого - НИКОГДА НЕ РАССМАТРИВАЙТЕ ВИДЕО КАК ПРУФЫ. Но всегда как сомнительное свидетельство, подлежащее тщательному разбору. И помните, что Фактом является только то, что снято регистратором (и то не всегда) - но никогда не человеком. И с обязательным указанием где, когда и как снято.

И есть еще один важный факт,отличающий видео от чтения сообщения. Когда вы читаете сообщение. поток информации, идущий через ваш мозг невелик, скорость передачи низка, примерно 2кб в минуту. Потому у мозга остается сравнительно много времени на осмысление и анализ поступающей информации.
Но при просмотре видео скорость потока выше на порядки, счет идет на мегабайты в минуту. Мозг слишком загружен обработкой, ему попросту некогда анализировать, его оглушают потоком - и блокируют критическую способность суждения.

Параллельно вызывая острую эмоциональную реакцию, поддерживаемую острым, но ложным "эффектом
присутствия". Мы смотрим кино - значит мы в руках у режиссера, мощь которого так велика, что мы в кино пугаемся динозавра или дракона - что уж тут говорить о более правдоподобных сюжетах.

Потому мы можем сформулировать Третий постулат

НАИЛУЧШИМ СРЕДСТВОМ ЗАБЛОКИРОВАТЬ КРИТИЧЕСКИЙ РАЗУМ, ВОЗБУДИТЬ НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ ЭМОЦИИ И ТЕМ ДОСТИЧЬ МАКСИМАЛЬНОЙ СИЛЫ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВИДЕО.

И не немедленным следствием третьего постулата станет

Третье правило выживания

А)Потому именно информации видеосредств следует доверять минимально, а проверять ее максимально
Б) После просмотра эмоционально действующего видео с ощутимым пропагандистским эффектом необходимо старательно чистить собственное сознание, подвергая увиденное рациональной критике.

И мы еще не нашли третий закон - нам нужно найти еще пункт к третьему правилу, и мы непременно его еще опишем - далее

важно, видео, пропаганда, информвойны

Previous post Next post
Up