Вчера
небольшая заметка израильского социального психолога - о конфликтах сознания в обществе, чье сознание слишком инфицировано пропагандой, вызвало весьма оживленную дискуссию. Ряд комментаторов из России тут же взялись объяснять, что этот израильтянин никакой не специалист и вообще ничго не понял.
Это навело меня на мысль воспроизвести материал действительно крупного специалиста, к тому же живущего постоянно в России и чрезвычайно хорошо осведомленного о процессах, которые протекают в общественном сознании России. Особый интерес представляет на мой взгляд то обстоятельство, что статья опубликована более года назад, как раз после активного вмешательства российской армии в войну в Украине, причем уже самого прямогов мешательства на уровне огневой поддержки с территории России и участия в боях частей ВС РФ.
А я, как известно моим читателям, люблю ретроспекции.
Социолог, руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон
дал интервью Елене Рачевой для НОВОЙ газеты. Интервью просто очень интересное. Помимо многих любопытных моментов, Левинсон на основе очень хорошо ему известных данных соцопросов выдвигает совершенно оригинальную теорию о новом типе мышления, точнее довемыслия, но отличного от орвеллского, который сложился в сегодняшней России. Верный своим дурным привычкам я приведу его в значительном сокращении, хотя рекомендую прочесть полностью, всем, или хотя бы тем, кого в этом убедит сокращенная версия.
В августе, в разгар боев в Донбассе, я ездила по русским хуторам около границы с Украиной. Все местные знали, что рядом идут бои, что в полях стоят минометы российской армии, слышали, как те обстреливают Украину. Но при этом половина местных говорила: да, российская армия участвует в войне, но пусть это останется между нами, мы же все патриоты. А половина - что никаких минометов нет, стреляют только в Украине, а слышим мы эхо. Так говорили десятки людей. До сих пор не понимаю: они врали мне? Или себе? И не врут ли так же себе россияне, когда отрицают, что наши военные воевали в Украине, и говорят, будто мы не виноваты в этой войне?
- Наверное, это главный вопрос, который сегодня перед нами стоит. Мы постоянно наблюдаем кричащую очевидность противоречия между тем, что люди видят и что говорят. Феномен этот можно назвать новым двоемыслием. Новым потому, что слово «двоемыслие» - doublethink - Джордж Оруэлл применил к описанию общества, очень похожего на советское, где люди говорили для власти одно, а для себя другое. Те, кто жил в советское время, это застали. Но то, что было выпестовано в путинскую эпоху - двоемыслие совсем другого рода.
В ситуации, о которой писал Оруэлл, было две стороны - власть и общество. Сейчас надо вести речь о трех субъектах. Один - это власть, персонифицированная Путиным. Другой - общество. А третий - мысленная общность, которая не существует как реальное сборище людей, а является образом мыслей, дискурсом. Это образ мыслей, который живет внутри нашего общества, но выражает подходы, которые у нас ассоциируются с Западом, ориентируясь на его мораль и ценности. Сознавая, что это присутствует в нас, и зная, как будут выглядеть наши действия (тогда только замышлявшиеся) с этой точки зрения, Путин заранее объявил тех, кто будет выражать такие взгляды, «пятой колонной». Штука в том, что эти взгляды, повторю, принадлежность всего общества и всех, включая высших руководителей.
Все это власть говорит чужим, а своим подмигивает: мол, мы-то с вами всё понимаем! Таких мессиджей Путин послал множество, и это находило и находит поддержку. Вам же сказали, что мы как патриоты не будем признавать то, что мы знаем как жители. Признавать перед кем?
Перед Западом, который там, за бугром, и перед Западом, который внутри насИ если в первом случае это лукавство примитивное, то во втором это очень сложная для сознания и для души комбинация. Она уродует душу народа.
Что на самом деле происходит в Украине, кто в кого там стреляет, чьи войска воюют - все это известно, но вытеснено, если психологические термины использовать. Назвать лицемерием это нельзя. Правда сейчас совершенно не нужна, она подрывает самоуважение страны. Если ты признаешь, что «наши танки на чужой земле», то себя ты должен признать предателем.
- Потому что ты идешь против большинства?
- Ты идешь против самого себя.
- Можно оправдывать себя тем, что ничего не в силах сделать, ты беспомощен перед властью.
- Нет, ситуация сложнее. С одной стороны, сознание людей утверждает: воевать - это наше право великой державы. С другой: то, что мы делаем, не вполне соответствует этим вашим международным стандартам - то есть «их» стандарты мы принимаем! Общество проглотило правозащитную и демократическую ценностную систему и понимает, что нарушать их плохо.
Изолируясь от всего мира, россияне полагают, что изолируются не на базе каких-то медвежьих ценностей, противоположных мировым. Нет! Они думают, что у нас все так же, как на Западе, может, даже лучше. Просто Запад про нас чего-то не понял. В опросах люди говорят, что хотят поддерживать хорошие отношения с Европейским союзом и Соединенными Штатами. Но при этом на вопрос «Есть ли у России враги?» 84% отвечают, что да, и среди врагов на первых местах США и ЕС.
- Получается, раскол между ценностными системами будет продолжаться? Раз мы так сильно нарушили нормы международного права, мы не можем отступить назад, покаяться и свести эти две системы ценностей в одну.
- Мне легче всего сказать «да». Но это все равно не избавляет нас от вопроса: ну и тогда что? Россия, которая ощетинилась против всего мира, будет существовать сколько? Небольшие страны, от Камбоджи до Северной Кореи, могут тянуть долго. Но России это сделать нелегко. А насчет покаяться - это было бы хорошо для душевного здоровья нации. Но для этого нужен такой исповедник, которого признает вся нация, праведник. А такого пока не видно.
Это первая часть интервью, для меня - самая важная. Жирным выделены вопросы Елены Рачевой, жирным курсивом - то, что счел особо важным я сам.
Для меня тут были важны несколько моментов.
Первый вопрос - вот стреляют из приграничных сел, жители видят войска, слышат стрельбу рядом - и при этом часть их говорит - нет, это стреляют укропы, а мы слышим эхо. И пробить эту стену невозможно.
Я хотел бы отметить - а что, мы вот здесь, прямо в этом журнале не наблюдали такое многократно? Когда выдумываются объяснения самые нелепые - лишь бы зацепиться за что-то. И эти объяснения потом повторяются - ну как под копирку. Хотя их абсурдность вполне очевидна.
И вот тут на сцену появляется двоемыслие. Ибо народ, включая и руководителей, на самом деле разделяет западные ценности и понимает, что это ценности. Но ради оправдания своих поступков начинает заявлять - нет, у нас совсем другие ценности.
Так было в СССР: Высоцкого запрещают по всей стране - но приглашают в ЦК "чтоб я им пел "Охоту на волков""
Еще лучше это изобразил Воннегут в "Колыбели для кошки"
[1] - боконизм запрещенная религия, принадлежность к которой карается смертью, но при этом боконисты все поголовно, включая высшее руководство. И Россия сейчас развернув знамена следует этим путем.
Второе, что я хотел бы отметить - часть россиян убеждена, что и на Западе только притворяются, будто соблюдают эти ценности, а "на самом деле" так у нас демократии даже больше. Тут стоит сказать, что решительное большинство моих собеседников из России были глубоко убеждены, что демократия это власть народа. Очевидная мысль, что весь народ властвовать не может, кому-то ведь надо и землю пахать, как и мысль, что для управления современным обществом необходимы специальные знания - вот все это в голову не приходило.
И отдельно хочется отметить важный момент - признавая истину, пусть даже абсолютно очевидную, но выставляющую свою страну в свете негативном и даже отвратительном, человек психологически идет против самого себя и должен самого себя признать предателем.
Это очень, очень тяжело. И мне уже доводилось писать, что процесс выздоровления начнется нескоро и будет он крайне мучительным. А особенно плохо придется людям порядочным, искренне верующим - говорю потому, что помню такой процесс внутри самого себя и наблюдал его у знакомых.
Подонки как раз прекрасно приспосабливаются сейчас и прекрасно приспособятся к перемене.
--------------------------------
[1] Повесть Воннегута маленькая, но прочитать категорически советую, у меня это бывает редко, но когда я ее первый раз читал - у меня в процессе чтения температура поднялась. Хотя тут были и моменты вполне личные