По сведениям источников в дипломатических кругах, инициатором отказа от санкций, направленных на Россию, стал старший советник Трампа, член постоянного состава Совета национальной безопасности США Стивен Бэннон, один из наиболее доверенных лиц главы Белого дома.
Сергей Рахманин Alt-Right
Пока весь мир громко возмущался запретом на въезд в США мусульманам из некоторых стран мира, Дональд Трамп тихо провел несколько кадровых перестановок в Совете национальной безопасности - органе, который разрабатывает стратегию развития страны в области безопасности и внешней политики. Новые назначения для непосвященных людей мало о чем говорят, но вашингтонский политический класс заметно напрягся. Политики, эксперты и журналисты заговорили о том, что реальная власть в стране принадлежит вовсе не Дональду Трампу, а совсем другому человеку.
Стив Бэннон - человек яркой судьбы, полной неожиданных поворотов. Он родился в 1953 году семье рабочих, закончил колледж, получил бакалавра в области городского планирования и магистра в вопросах национальной безопасности, служил офицером военно-морского флота, уволившись откуда, отучился и получил MBA в Гарварде. После этого он работал инвестиционным банкиром, занимался охраной окружающей среды, продюсировал и снимал документальные фильмы, после чего с головой ушел в медиа-бизнес. После смерти Эндрю Брейтбарта в 2012 году Бэннон возглавил Breitbart News - консервативный новостной ресурс, основанный покойным в 2007 году.
При новом руководителе это СМИ быстро выросло: его посещаемость увеличилась с пяти до 20+ миллионов уникальных посетителей в месяц. Сайт стал известен всей стране в качестве основного места сбора так называемых «альтернативных правых» (alt-right) - людей, ненавидящих либеральные ценности во всех их проявлениях. «Альтернативные» они потому, что и Республиканскую партию (обычных правых) считают продажными, беззубыми, трусливыми и ничтожными предателями консервативного движения. Нескрываемая цель alt-right - «возвращение к корням». Их предполагаемый идеал - это 1950-е годы, когда в стране не было никаких социальных программ, чернокожие и прочие меньшинства «знали свое место», женщины стояли у плиты и воспитывали детей, государство не лезло в быстро растущую экономику, а в мире никто не оспаривал американское доминирование.
Политический и медийный истеблишмент США долгое время не обращал внимания на этот сайт, считая его авторов и аудиторию курьезом, бородавкой на теле института свободы, местом сбора «городских сумасшедших». Однако среди верных почитателей Breitbart News оказался человек, который пошел в президенты страны, начертав озвучиваемые там идеи на своих знаменах - Дональд Трамп. В своей кампании он не только взял на вооружение повестку дня Breitbart News, но и нанял Стива Бэннона ее руководителем и главным стратегом. Хотя над Трампом и сформулированной Бэнноном программой посмеивались, называя их «оторванными от реальности праворадикалами», к ужасу американской элиты, победителями оказались именно они.
Надо отметить, что ни Трамп, ни Бэннон никогда особенно не скрывали, с какими задачами и с какой программой собрались во власть. Повестка тогда еще кандидата в президенты в общих чертах была известна всем: он обещал «вернуть Америке величие», используя спорные идеи альтернативных правых. Задача Бэннона была сформулирована намного конкретнее: он хотел уничтожить социальный, политический и экономический порядок, пока еще действующий в США. Фактически, ликвидировать страну в ее нынешнем виде. Хотя эта идея сейчас звучит фантастически, остановить Бэннона будет невероятно трудно.
Rasputin
Абсолютно все, кто знает нового старшего советника президента США, утверждают, что это невероятно умный человек - как бы кто ни относился к его политическим воззрениям. По исполненным тревоги сообщениям многочисленных источников американской прессы в Белом доме и правительственных кругах, именно он теперь стал человеком номер два в вашингтонской иерархии, получив неограниченный доступ к Трампу и полный контроль над ним.
Бэннон настоял на своем включении в Совет национальной безопасности, хотя политические советники туда не допускались вообще никогда. Более того, он убедил Трампа изгнать из этого совета потенциальных оппонентов - главу национальной разведки и главу Объединенного комитета начальников штабов (начальника Генштаба ВС США). Именно он потребовал, чтобы в список запрещенных к въезду мусульман попали обладатели грин-карт. Это создало яркий информационный фон и громкий шум в прессе, благодаря которому тихий переворот в Белом доме остался почти незамеченным.
Когда скандал с въездным запретом немного утих, американская пресса все-таки обратила внимание на то, что произошло в Вашингтоне. А разобравшись в вопросе, оторопела от ужаса. Обычно сдержанная и даже сухая The New York Times опубликовала редакционную статью с почти желтым, кричащим заголовком: «
Президент Бэннон?». Ее примеру последовали и другие издания, рангом помельче, в которых старшего советника в один голос называют «американским Распутиным», намекая на его неограниченное влияние на первое лицо страны.
В этих публикациях Бэннона часто называют «некомпетентным» и даже не слишком умным человеком, приводя в качестве доказательства первые указы Трампа, будто бы списанные со статей на Breitbart News. Такая оценка была бы справедливой, если у автора первых указов Трампа была бы задача успокоить ситуацию в стране и в мире, улучшить отношения внутри общества, примирить разные группы граждан между собой и с властью. Однако цели Бэннона прямо противоположны перечисленным.
Вирус и носитель
Старший советник президента США, карабкаясь к вершинам власти, никогда не действовал напрямую. В политической борьбе за дело alt-right он всегда создавал ситуацию хаоса, неопределенности, вынуждая дезориентированных оппонентов крутиться на месте, совершая ошибки. Причем сам он эти ошибки не использовал, поручая это дело третьим силам, заботливо снабженным необходимой для этого информацией.
Например, его люди скрупулезно собрали гигантский массив данных, компрометирующих Билла и Хиллари Клинтон, а также их «благотворительный фонд». Но Бэннон не стал публиковать эту информацию на Breitbart News - «чтобы не оказаться в праворадикальном пузыре». Значительную часть данных отдали авторитетной The New York Times, которая и вышла с разгромной статьей об «урановых» сделках Клинтонов с Россией. О злоупотреблениях в Фонде узнал весь мир, а после всей этой истории Хиллари Клинтон даже пришлось перезапускать свою предвыборную кампанию. Люди Бэннона называют такую тактику «поиском подходящего организма-носителя для нашего вируса». Чем более авторитетно издание и чем ближе оно к цели атаки, тем лучше.
По его собственным словам, еще во время работы в банке его научили одному правилу: «Никогда не ломись в дверь первым - первому всегда достаются все стрелы. Всегда ищи партнера». В 2015 году такими партнерами стали лучшие американские газеты и телестанции, сейчас - Дональд Трамп, за спиной которого маячит зловещая фигура старшего советника. Причем сам Бэннон этого даже не отрицает. Летом 2016 года, в разгар предвыборной кампании, он сказал: «Трамп является всего лишь инструментом [для достижения наших целей]. Я даже не знаю, понимает он это или нет».
Он значительно быстрее соображает, чем большинство его оппонентов, он умеет выстраивать долгосрочные стратегии, он точно знает, чего хочет и не будет стесняться в средствах. Судя по всему, единственное, что его сейчас может погубить, это излишняя самоуверенность. В недавнем
интервью все той же The New York Times, он сказал: «Американские СМИ сейчас являются оппозиционной партией. Они не понимают нашу страну. Они до сих пор не понимают, почему Дональд Трамп стал ее президентом. Им надо пережить унижение и позор, заткнуться и послушать, что им говорят».
При том, что старший советник президента очень умен и обладает серьезными полномочиями, нет никакой гарантии, что он сумеет выиграть войну против всего медиа-сообщества. Впрочем, это тоже может оказаться лишь частью стратегии «самого опасного политического деятеля в США».
Цели и задачи
На сегодняшний день американский политический класс уже смирился с наличием в Белом доме «серого кардинала», который управляет страной вместо президента. Всезнающие источники американской прессы выяснили, что Бэннон написал Трампу инаугурационную речь, пишет и редактирует президентские указы, является главным человеком в Совете национальной безопасности. Кроме того, он установил менторство над Иванкой Трамп - любимой дочерью президента и ее мужем - Джаредом Кушнером, которому Трамп безгранично доверяет.
На достигнутом новоиспеченный «серый кардинал» не останавливается. Он продолжает плести в Белом доме и окрестностях систему принятия ключевых решений, которая будет замкнута персонально на него. Используя свое влияние на Трампа, он рассаживает своих людей на вторые и третьи должности в различных министерствах и департаментах. Его цели ясны: во-первых, получать информацию оттуда из первых рук, во-вторых, активно влиять на принимаемые там решения.
В Вашингтоне сейчас многие задаются вопросом о конечных целях Бэннона (What is his endgame?).
Тут можно
дать слово самому Бэннону: «Я - ленинист. Ленин хотел уничтожить государство, это и моя задача тоже. Я хочу сокрушить все к чертям, ликвидировать существующий порядок».
Альтернативное политическое устройство, о котором мечтает Бэннон, не менее экзотично, чем его самоопределение. В одном из своих интервью он
так описал свой идеал: «Дик Чейни. Дарт Вейдер. Сатана. Вот где настоящая власть». После таких заявлений любой здравомыслящий человек пожмет плечами, покрутит пальцем у виска и отправится своей дорогой. Но в данном случае мир так просто не отделается, ибо Бэннон стал слишком силен. До Дарта Вейдера и сатаны ему, конечно, далеко, но вот в Дика Чейни, ловко манипулировавшего Джорджем Бушем, он превращается прямо на глазах.
Если Чейни был главным адвокатом введения войск в Афганистан и Ирак, то у Бэннона цели куда более амбициозные. «В ближайшие пять-десять лет мы вступим в войну с Китаем из-за островов, которые они насыпают в Южно-Китайском море. В этом нет никаких сомнений», - сказал нынешний советник Трампа всего год назад. Поскольку обе страны обладают ядерным оружием, то и война может стать соответствующей.
Но это через пять лет. На ближайшую перспективу Бэннон предрекал, что США вступят в «широкомасштабную войну на Ближнем Востоке». Следует обратить внимание на то, что не прошло и месяца пребывания Трампа в Белом доме, а его администрация уже угрожает и Китаю, и Ирану - странам, которые в понимании Бэннона являются единственными серьезными оппонентами США.
Судя по первым же указам и действиям Трампа, Белый дом взял на вооружение стратегию своего советника, направленную на нарастание взаимной ненависти, конфликтов и хаоса как внутри США, так и за их пределами. Дело в том, что именно в такой ситуации станет возможной реализация давно заявленной цели Бэннона - разрушение существующего миропорядка. Он будет делать все возможное, чтобы разрушить Республиканскую и Демократическую партии, Евросоюз, НАТО, ВТО, ООН, другие институты и символы глобализма.
Ленин в свое время радовался началу Первой мировой войны, видя в ней шанс на гибель существовавшего тогда мира и последующую революцию - как в России, так и во всем мире. Бэннон, называющий себя учеником Ильича, находится в даже более выгодном положении - у него есть реальная возможность начать такую войну.
Вполне вероятно, что в реализации своих планов новая администрация Белого дома будет опираться на режимы с аналогичной деструктивной повесткой дня, окруживших себя кольцом военных конфликтов и нестабильности - вроде России и Турции.
Текст выше - некий коллаж из двух статей Ивана Яковины для
(см.
здесь и
здесь.
Как и большинство сравнительно молодых журналистов, выросших в эпоху постправды, он больше озабочен яркостью материала, чем его глубиной. А кто не знает, что плохие новости, страшилки и пугалки, всегда соберут больше просмотров, чем аналитические рассуждения? - вот он и пугает.
Я не собираюсь опровергать его информацию, просто призываю читателя смотреть на материал, сохраняя трезвость рассудка. Однако родство Бэннона с Лениным отмечено, кажется, верно. И главная общность тут в следующем.
Ленин был убежден в таких вещах:
- кризисная ситуация и в России, и в мире созрела и оформилась, причем кризис этот глубокий и системный
- сложившиеся элиты и политические системы неспособный найти выход из этого кризиса
- они также не способны и осознать самый факт наличия кризиса, и потому обречены; задача тех, кто понимает, их подтолкнуть к углублению кризиса,а лучше всего - к мировой войне, чем больше жертв и хаоса тем лучше
- обо всем об этом можно и даже должно говорить открыто - они все равно понять не способны, а сторонники прочувствуют нашу правоту не так умом как шкурой.
Именно потому Ленин и большевики говорили казалось немыслимые вещи: чем хуже, тем лучше, война есть бессмысленная бойня, но необходима, ибо похоронит капитализм и лживую буржуазную демократию, мы за поражение России в войне.
Сегодня мы можем отметить. что относительно России он оказался прав. А вот касательно капитализма и демократии - не очень. Капитализм и демократия оказались действительно в системном кризисе, как выход они породили чудовищный тоталитаризм во всех странах, где демократия не имела прочных корней.
Ужасы Второй мировой и чудовищных репрессий в СССР, Германии, Венгрии, на Балканах, и хотя и менее кровавые, но достаточно репрессивные режимы Муссолини, Франко, Салазара, Антонеску - были следствием системного кризиса. Однако капитализм преобразовался и демократия преобразовалась - и вышли из кризиса намного более сильными, чем они были.
Тут принципиально вот что: прорыв цепи случился в самых слабых ее звеньях, в России, Германии в католических странах, страны протестантские и Франция (скажите спасибо гугенотским войнам!) соблазну тоталитаризма не поддались.
Бэннон, называющий себя ленинцем, хочет прорыва в самой успешной стране демократии (хотя и имеющей не самое демократическое устройство в мире). И в силу своей истории, и в силу ее результата - страны, весьма неоднородной как в национальном, так и в имущественном плане - это не Скандинавия и не Швейцария.
Т.е. в этом плане Бэннон следует за Марксом и хочет антидемократической революции в наиболее развитой стране. Я, как всякий физик, по сравнению с историками преувеличенно верю в силу общих законов и склонен недооценивать конкретные обстоятельства, это есть. Но именно в силу общих законов я не верю в успешность реализации подобной программы в США.
Разрушить систему, которая сделала страну самой мощной страной в мире, разрушить американскую демократию, в которой пресса реальная и абсолютно необходимая четвертая власть, а суды независимы от президента - убедить в этом массу будет крайне трудно. И полностью переиграть традиционные СМИ, опираясь лишь на социальные сети, на сегодня пока что невозможно - так кажется мне, глядя из кресла перед компьютером в Киеве.
Кроме того, мне представляется очевидным, что если Бэнннон рассматривает Трампа и его семью как орудие для достижения своих целей, то Трамп и его семья смотрят на Бэннона ровно так же.
Ничтожный манипулятор, вышедший из безвестности и не имеющий ни партийной, ни серьезной экономической опоры, не имеющий связей в крупном бизнесе и объявивший войну политическому истеблишменту, - он держится исключительно личным желанием Трампа и канет назад в небытие по первому его капризу.
Ибо как не требовалось ничьего согласия, ни явного, ни тайного, на его назначение, точно так же никто не будет озабочен его исчезновением, зато многие вздохнут с облегчением.
Может Бэнннон и умен как Ленин, хотя лично я пока в этом сомневаюсь, вряд ли новый Бэннон через сто лет будет изучать труды Бэннона, как сам Бэннон изучал Ленина, - но у него нет опоры, даже такой, какая была у Рэма, нет механизма партии, разветвленной сети экстремистов, притом идейных, готовых к самопожертвованию, какая была у Ленина.
Потому хотя амбиции у него и ленинские, но вот возможности намного меньше. Потому мне кажется, что его ждет судьба Троцкого-Рема, от таких избавляются, когда заканчивается в них нужда (с учетом более цивилизованных времен можно и без ледоруба). И Трамп просто проделает саму негативную часть своей программы, а потом сбросит на Бэнннона весь негатив и от него избавится. Но пока ему нужно протолкнуть весьма непопулярные шаги, Бэненнон ему необходим - он ведь должен стать громоотводом. И личные свойства Бэнннона таковы, что все это может закончиться устранением обоих - не сомневаюсь, что компромат на Трампа Бэннон собирает уже, прямо с начала избирательной кампании.
И мы еще увидим схватку под ковром.
С полным личным ИМХО - и благодарностью читателю, который дочитал до конца.