Книги, гены, школа, родители - что делает человека умнее? Джеймс Флинн, новозеландский психолог, известный исследователь интеллекта - один из немногих, кто способен дать на этот вопрос обоснованный ответ. Обозреватель BBC Дэвид Робсон
поговорил с Флинном о том, что влияет на интеллект, как быстро меняется уровень IQ и чего не следует делать, чтобы не поглупеть. Вот несколько интересных выводов из этой беседы.
Психологи давно знают, что гены влияют на интеллект. В детстве это влияние относительно невелико, оно усиливается с возрастом. Согласно исследованиям, в дошкольном возрасте лишь 20% разницы в уме определяет наследственность, а остальное зависит от среды - прежде всего от родителей, которые читают, считают и занимаются с ребенком. По мере взросления влияние родителей ослабевает - человек проводит больше времени в школе, а не дома. Здесь уже, пишет ВВС, гены толкают нас к самостоятельному развитию, мы тянемся к новым книгам, забегаем вперед школьной программы, изучая учебники, записываемся на дополнительные занятия и так далее. После школы, во взрослой жизни наследственность определяет уже до 80% разницы в интеллекте между ровесниками.
Но исследуя массивы данных по уровню интеллекта, Флинн обнаружил интересную закономерность: люди всех национальностей в среднем «умнеют» каждое десятилетие приблизительно на три пункта по шкале IQ. Случаются и периоды более быстрого роста интеллекта: например, жители Нидерландов с 1932 по 1964 год прибавили сразу 20 пунктов. Отмеченная тенденция к повышению интеллекта получила название
«эффект Флинна» и несколько озадачила ученых: уровень IQ человечества менялся слишком быстро, чтобы можно было объяснить это изменением генов.
Флинн предложил свое объяснение. В 2001 году он и экономист Северо-Восточного университета (Бостон, США) Уильям Диккенс высказали предположение, что подобно тому, как рост человека менялся благодаря улучшению питания и развитию медицины, ум человека меняется благодаря новым запросам общества.
Тесты на уровень IQ предполагают проверку словарного запаса, пространственного, абстрактного мышления - всего того, что вынуждено ускоренно развиваться, чтобы поспеть за современным миром. Технологии, обусловившие бурное развитие всего вокруг, заставляют нас «умнеть». Каждое поколение имеет дело со все более сложной техникой: у наших дедушек и бабушек были печатные машинки, у родителей видеомагнитофоны, а нынешние дети с младых ногтей вертят в руках смартфоны и планшеты. Даже разобраться в карте метро потребовало бы от человека, жившего сто лет назад, гораздо больше умственных усилий, чем сейчас.
Благодаря стремительно меняющемуся миру вокруг, улучшается наше абстрактное мышление, умение выстраивать аналогии, способность видеть связи между явлениями. Все это приводит к тому, что уровень IQ увеличивается на 30 пунктов каждое столетие, утверждает Флинн. При этом это увеличение необязательно приводит к росту «сырой» мощности мозга, считает ученый - мы настраиваем этот инструмент на новую среду, но не «обновляем систему». Это предположение объясняет и «эффект Флинна»: общий интеллект нации растет, приспосабливаясь к прогрессу, прогресс свойствен богатеющей экономике, а значит, рост интеллекта народа отражает экономическое развитие. Ум нации исследователь иллюстрирует примером тела спортсмена, форма которого зависит от вида спорта: мозг - это мускул, и при смене умственных упражнений он меняется, так же, как тело, когда вместо плавания вы начинаете заниматься пауэрлифтингом.
Интересно, что, по словам ученого, в старшем возрасте сегодня уровень интеллекта растет даже быстрее среднего - на 11 пунктов за десятилетие. «Сегодняшний 70-летний просто размазал бы своего ровесника 15 лет назад», - заявляет 82-летний Флинн. Объясняется это просто: сейчас пожилые люди дольше остаются активными как интеллектуально, так и физически, а общее здоровье связано с умственным.
Вот еще несколько фактов об интеллекте, которые психолог обнаружил за годы исследований:
Вот еще несколько фактов об интеллекте, которые психолог обнаружил за годы исследований:
- Семья может стимулировать умственное развитие или тянуть человека вниз: неординарный ум блекнет в отупляющем окружении и наоборот, даже посредственный (если говорить о врожденных способностях) ученик волей-неволей развивается интеллектуальной среде.
- Случайные факторы также оказывают влияние: во время затянувшегося отсутствия работы или личной трагедии уровень интеллекта имеет тенденцию снижаться.
- Действительность влияет на IQ больше, чем недавнее прошлое. Как следует из преподавательского опыта Флинна, даже люди, воспитанные в не слишком интеллектуальных семьях, могут неожиданно расцвести, когда, например, начнут учиться в университете - в более стимулирующей обстановке.
- Если вы хотите развивать интеллект, выбирайте партнера, который будет бросать вам интеллектуальный вызов. Обмен идеями с таким человеком и его окружением сделает жизнь гораздо интереснее.
- Наш уровень IQ растет, но одно это не делает нас умнее, говорит Флинн. Чтобы эффективно использовать увеличение IQ и сделать его чем-то значимым, необходимо развиваться, читать непростые книги, решать сложные задачи. Расслабляясь и выбирая простой путь, мы будем глупеть.
Источник:
Вот материал, чрезвычайно любопытный для меня. Я начал преподавать в 66-м году.
Примерно концу 80-х началу 90-х я пришел к твердому убеждению, что средний выпускник школы стал сообразительнее, чем был в те времена, когда я заканчивал школу.
Это при том, что качество преподавания математики существенно упало. Т.е. обращал на себя внимание рост уровня сообразительности, при снижении уровня подготовленности.
Мне трудно судить о том, что произошло за последние 20 лет, хотя на уровне ощущения - стало может несколько хуже и точно стало не лучше. Меня потому так заинтересовала статья, что она подтверждает статистическими исследованиями мои смутные догадки.
Обращает на себя внимание и "фактор среды" -люди показывают лучшие результаты в тестах потому. что стали жить в информационно более сложной среде.
А "откат назад" видимо означает, что позитивные эффекты такого рода уже исчерпали свои возможности.
Однако я воздержался бы от использования термина "умный" - нужно другое слово. "Умным" мы называем человека, прежде всего адекватного житейски. А житейская адекватность определяется вовсе не интеллектом, но многими иными факторами, причем один из важнейших - это адекватная самооценка, правильное понимание уровня своих возможностей и своей компетентности.
Поэтому столяр с незаконченным средним и вполне скромными умственными возможностями вполне может производить впечатления весьма разумного человека.
А народный депутат с двумя высшими и степенью выглядит зачастую идиотом - просто потому. что берется рассуждать о вещах, лежащих явно за пределами его понимания, да еще и с каким апломбом.
Господа, старайтесь не слишком походить на нардепов