ТО, что творилось вчера под куполом Рады, безусловно войдет в историю украинской политики и украинского парламентаризма. Это будут изучать студенты, об этом будут защищать диссертации.
История вопроса
Такого замечательного примера манипуляции и властью и обществом я лично не могу припомнить со времен Медведчука. На мой персональный взгляд - это шедевр политика-Порошенко. И хотя это шедевр мерзости и негодяйства, но как всякий шедевр он заслуживает изучения, и притом изучения внимательного. И я очень и очень советую читателям-украинцам просмотреть ролик, которым я завершаю этот пост, а я, согласитесь, редко советую посмотреть длинное видео.
Но обо всем по порядку.
Политик Янукович твердо усвоил одну немудрящую истину: закон, что дышло. А потому не так уж и важно, что НАПИСАНО в законе, важно как это будет ПРОЧИТАНО и как это будет ПРИМЕНЕНО.
И поскольку правом трактовки и применения закона внаделен только оди н институт - только суд, то хотя и важно контролировать парламент, который издает законы, намного важнее контролировать суды, которые законы применяют и трактуют. И он выстроил идеальную систему, находящуюся под полным контролем президента.
Конечно, такие судьи выносили множество неправосудных решений - просто очень много, начиная с пресловутого решения КСУ, позволившего Януковичу узурпировать власть. Но судьи как инструмент были чрезвычайно удобны власти, Семья и обогащалась благодаря судам.
Народ все это терпел. Но вот приговоры, вынесенные во время Майдана, возмутили даже привычныхко многому украинцев. Потому что в суд доставляли людей избитых искалеченных Беркутом, некоторых привозили без сознания, некоторые теряли сознание в зале суда.
И всем им судьи штамповали обвинительные приговоры.
А суды апелляционные утверждали эти приговоры, вопреки вполне очевидным фальсификациям (например все рапорты от милиционеров о нападениях на милицию были просто скопированы с одного оригинала СЛОВО В СЛОВО - и адвокаты обращали внимание суда - перед вами вранье и фальшивка. Суды штамповали приговоры.
Конечно, ненависть к таким судьям была велика. Но Порошенко тоже понимал. какое великолепное орудие ему досталось. И судебная реформа никак стартануть не могла.
Зато судьи, включая самых одиозных, оставались на своих местах и исправно штамповали приговоры.
В том числе нужные президенту - в том можно не сомневаться.
Как итог - на сегодня нет ни одного приговора против тех, кто совершал преступления на Майдане. А все виновные отпущены из зала суда и бежали.
И главные обвиняемые в убийствах в Одессе отпущены из зала суда - и бежали.
И все виновные в экономических преступлениях при Януковиче и после него - в бегах. Нет НИ ОДНОГО ДЕЛА О МИНИМАЛЬНО КРУПНЫХ ФИГУРАХ ВРЕМЕН ЯНУКОВИЧА, КОТОРОЕ ЗАВЕРШИЛОСЬ БЫ ПРИГОВОРОМ.
Включая его самого и членов Семьи.
Однако против самых одиозных судей был вынесено решение ВСЮ (Высший совет юстиции) об отстранении судей - общим числом более тридцати - совершивших преступления в эпоху Януковича. Такое решение должно быть утверждено Радой. Причем дедлайн 30 сентября. Решение вынесено ВСЮ - 8 месяцев назад(!). И благополучно пролежало все это время под сукном.
Игра Президента
Итак в понедельник 26 сентября начинается последняя неделя, которую может использовать Рада для отстранения судей-преступников с позором, после 30 вступает в силу судебная реформа и это становится невозможным. Но! - эта последняя неделя не сессионная, депутаты разъезжаются для работы в округах, кто-то уезжает в заграничную командировку, кто-то еще по каким-то надобнастям - но половины Рады в Киеве нет.
Президент внезапно вспоминает - ба! срок то заканчивается... И вносит в Раду предложение о созыве внеочередной сессии на четверг. С цель - покккарать судей-негодяев! Президент требует!
И вносит он его во вторник во второй половине дня. Отметим - тут уже нарушение Закона. По Закону - судья должен присутствовать в Раде при разборе его дела. Каждое дело должно слушаться персонально, его должен представлять член ВСЮ с разъяснением позиции - за что именно наказывается данный судья. И с этой целью судьи-обвиняемые и члены ВСЮ должны быть предупреждены... должны быть предупреждены.... за три дня до слушания дела в Раде! А Президент то вспомнил - лишь за полтора.
Нужно ли говорить, что ни обвиняемых, ни членов ВСЮ в Раде не оказалось?
В процедуре заложены нарушения с самой первой минуты, уже с обращения Президента. И уже одного этого достаточно. чтобы устраненные судьи прошли все процедуры национального судопроизводства дошли до ЕСПЧ - и получили полную сатисфакцию.
Их с помпой восстановят на работе, им не придется проходить переаттестацию, Рапда буде опозорена, Украина будет опозорена, судьи останутся неприкасаемыми а президент будет - весь в белом.
Оцените красоту игры.
Чтобы оценить красоту до конца, следует вникнуть в еще одну тонкость. По отношению к судьям Апелляционного суда города Киева в решении ВСЮ записано что их отстраняют с формулировкой "за нарушение присяги". однако есть
"пилотное решение" суда ЕСПЧ по делу "Волков против Украины". в котором указано на недопустимость нарушения процедуры и неприменимость формулировки "за нарушение присяги" в подобных делах. "Пилотное решение" означает, что оно должно быть использовано как прецедент при рассмотрении аналогичных вопросов.
Господа, кто-нибудь сомневается, что члены ВСЮ знакомы с этим решением? Если есть сомневающиеся - подымите руки и напишите свое мнение. Теми не менее - для судей "особо отличившихся" перед Президентом именно такая формула была использована.
И нарушение процедуры уже было заложено в самом предложении Президента о внеочередной сессии! Ведь не было трех дней, значительная часть Рады точно не соберется (см. прецедентное дело - отмечалось ЕСПЧ) и мотивация, отмеченная ЕСПЧ как недостаточная - была применена ВСЮ.
Т.е. вся история с самого начала задумана как дискредитация Рады и установление неприкосновенности судей! Ну разве не красота?
А с какого бодуна Рада должна была вестись? - а об этом в следующей части