Война на Донбассе длится уже почти два с половиной года.
Но в России - и это для меня один из самых странных фактов этой не вполне обычной войны - в России и по сей день уверены: Россия не участвует в этой войне.
При этом у всех на виду все факты, чтобы сделать необходимый и абсолютно очевидный вывод. Более того, все ведь помнят, как до хрипа и до визга доказывали, что российские войска не участвовали в аннексии Крыма , это все сделало народное ополчение.
И только после прямого заявления Путина, россияне внезапно прозрели - да, ну там были наши войска. Но они лишь помогли народному волеизъявлению! - и как-то выпало из головы, что войска пришли сначала, а волеизъявление случилось - потом. Да и не было никакого волеизъявления, вся история от начала - принятия в Кремле решения о необходимости вторжения, команде на вторжение, смены правительства, троекратной замены вопросов т.н. "референдума" и до подсчета голосов - все было спланировано в Кремле и воплощалось под руководством и при участии российских войск -подробное изложение
здесь. Но в Крыму хоть факт присутствия войск признали. А то весь мир их видел - и только Россия не замечала.
Но с Донбассом - тут история опять и полностью повторилась.
Опять весь мир видит, что войну ведет Россия. Но сама Россия не способна этого увидеть. Нацлидер продолжает отрицать, а без него россияне кажется и свое отражение в зеркале разглядеть не способны. И - с некоей меланхолией в голосе - отмечу: и многие мои читатели тоже.
Однако среди многих странных на русский взгляд черт национального характера отмечают и хохляцкое упрямство. И я далеко не первый и, верю, далеко не последний украинец, добровольно взявший на себя труд Сизифа: объяснить младшему брату, который почему-то решил, что он старший, некую правду о его делах.
Так что мы будем терпеливы и настойчивы. И попробуем им помочь.
Как все начиналось
На сегодня не подлежит сомнению решающая роль России в организации войны на Донбассе не может быть подвергнута сомнению.
И главными признаками являются здесь не только
активное участие
российских граждан , но также четкая синхронизация и идентичный характер действий в Харькове, Донецке, Луганске. Что явно указывает на наличие единого руководящего центра. Который на территории Украины не был обнаружен, зато все указывало на его наличие в России.
И сегодня мы можем предъявить не только косвенные, но и некие прямые свидетельства, в частности, записи переговоров между Глазьевым и Затулиным с прямым обсуждением планов (кто, как, где и когда должен в Крыму, в Харькове, в Одессе выразить и волеизъявить) и ключевого вопроса - вопроса финансирования
Click to view
Однако захваты администраций и подъем российского флага над ОГА в Донецке и Луганске вовсе не означал начала войны. Митинги заканчивались по сути ничем, убитых и серьезно покалеченных не было, (за одним исключением - в Донецке заточкой в спину был убит активист "Свободы"). И обе стороны, как "старые хозяева" (в лице Ахметова и Ефремова), так и "новая власть" (в лице Турчинова, Авакова и Яценюка) устраивали демонстрации силы, но при этом явно желали договориться.
Проблема была лишь в распределении долевого участия - участия во власти, как местной так и центральной, и главное - в доступе к денежным потокам.
И демонстрации устраивались именно с целью получения преференций при торге. О войне, а тем паче об отторжении ЮВ или Донбасса от остальной Украины никто решительно не помышлял. Каждая из сторон, а в особенности "старые хозяева", были убеждены в том, что они абсолютно контролируют ситуацию; это подтверждалось как данными
опроса в Донецке , на который ссылается Остров /см. последние два пункта/, так и мартовскими
данными КМИС - ни воевать Донецк не собирался, ни отделяться.
За присоединение к России в Донецкой области высказалось в марте 14-го 33.2% опрошенных, в Луганской - 24.1% . А по данным Острова в самом городе Донецк в апреле 66% желали остаться в составе Украины. Т.е. протестанты в здании ОГА и крикуны "Россия! Россия!"реально представляли очевидное меньшинство населения, а значит ни о какой гражданской войне или отделении не могло быть и речи.
И на сегодня жаждущих соединиться с Россией в Донбассе явное меньшинство.
Но обе стороны, которые устраивали демонстрации ради торга за деньги и власть сильно просчитались в одном.
Они сильно недооценили мощь и решимость России. Как в плане подготовки местных сепаратистов в организациях типа "ОПЛОТ" - сравнительно немногочисленных, но зато готовых к силовым акциям, так и в плане подготовки спецгрупп "зеленых человечков", а также еще одном весьма важном факторе: влиянии бежавшего в Россию Януковича. Как оказалось он по-прежнему выплачивал крупные суммы сотрудникам местной милиции и местных управлений СБУ, соответственно и сохранял управление этими структурами, которые вместо противодействия российским диверсантам активно включились и начали помогать устроению бойни на собственной родине.
Вторжение. Война началась
Кардинальный перелом случился в момент появления двух групп "зеленых человечков" под командованием российских старших офицеров Стрелкова(Гиркина) и Безлера, а также известного московского политтехнолога Бородая; все эти люди от руководителей и до рядовых уже приобрели опыт захвата власти в Крыму. Но на Донбассе дела пошли с самого начала не так как в Крыму, потому что зеленые "человечки" тут начали не с демонстрации вежливости, а с убийств.
Посмотрите эту запись, это первые убийства на Донбассе. До этого вопреки воплям российской пропаганды, украинцы не убили ни одного человека, да и вообще не посылали на Донбасс никаких вооруженных сил, не говоря уж о "карателях", воплями о которых захлебывалось российское телевидение. Убивать начал Стрелков (Гиркин), который расстрелял колонну из двух Мерседесов и джипа.
Click to view
И стреляли не только в военных -
в Славянске в упор расстреляли машину с людьми - вполне случайными
Но важно не только это.
Прислушайтесь к требованиям, которые должны выдвигать боевики, это между 3-й и 4-й минутой записи.
Гиркина интересует повторяемый им в горячке вопрос: «Кого мы покрошили?». В ответ Бородай дает установку: «Пусть твой заместитель (тот, что с украинским акцентом) озвучит журналистам Lifenews ваши требования: федерализация, изменение в Конституцию Украины, так чтобы РЕШЕНИЯ О ВНЕШНИХ ЗАИМСТВОВАНИЯХ принимались не менее чем двумя третями представителей регионов».
Вдумайтесь: в разговоре ДРГ, вышедшая из боя в донбасской степи, на другой стороне - Москва, которая ставит задачу о… ВНЕШНИХ ЗАИМСТВОВАНИЯХ УКРАИНЫ! «Это важно, это крайне важно», - повторяет голос из Москвы.
Автономия в составе Украины, изменения в Конституцию, особый статус и особые права ОРДЛО - это уже программа, которую Россия будет позже озвучивать в Нормандском формате и фиксировать в Минских соглашениях.
Итак с первого дня войны на Донбассе, с дня первой крови на Донбассе - и до Минских соглашений цель России не изменилась. Это "федерализация по кремлевски" - т.е. право регионов блокировать жизненно важные решения украинского правительства, и в то же время невозможность центрального правительства влиять на решение регионов. Т.е. полный контроль Путина за решениями украинской центральной власти. При этом путинских "троянских коней" Украина еще и должна содержать - полностью утратив реальный суверенитет.
Т.е. ни о какой "гражданской войне", "защите русскоязычного населения" и прочих глупостях речи нет. С самого начала ставится задача - получения Кремлем контроля за решениями центральной украинской власти, и прежде всего - за внешнеполитическими и внешнеэкономическими решениями.
Господа, о какой "защите населения" и каком еще "русском языке" речь? Цели заявлены чотко, и эти цели - полный контроль за внешней политикой Украины со стороны Кремля через его марионеток.
НО за первым убийством последовали новые.
Вот разговор, в котором офицер ГРУ Безлер (позывной Бес) дает указание захватить горловского депутата Рыбака, а другой российский офицер Стрелков дает указания "народному мэру" Пономареву (кстати, кто теперь о нем помнит? или о Губареве?) "решить вопрос со жмуром", на что Пономарев отвечает: "С трупом?.. Я щас поеду решу вопрос с захоронением этого петуха".
Click to view
А 19 апреля тела Рыбака и еще одного мужчины со следами пыток, с вспоротым животом и многочисленными порезами были найдены в Славянском районе.
Т.е. появление российских ДРГ сразу повлекло убийства, похищения, пытки, захват склада оружия в Луганске - и механизм войны был запущен. В этом охотно и неоднократно
признается сам Гиркин:
«Донецк вообще не воевал и не собирался, а украинская сторона до нашего выхода из Славянска и не собиралась Донецк штурмовать, она рассчитывала, что он вернется к ним без боя.
Спусковой крючок войны все-таки нажал я. Если бы наш отряд не перешел границу, в итоге все бы кончилось, как в Харькове, как в Одессе. Было бы несколько десятков убитых, обожженных, арестованных. И на этом бы кончилось. А практически маховик войны, которая до сих пор идет, запустил наш отряд. Мы смешали все карты на столе. Все! И с самого начала мы начали воевать всерьез."
Замечу - это до любого применения силы со стороны Украины и до самого появления на свет "ополченцев".
Факт необходимости прямого участия российских сил для успешного ведения антиукраинских операций подтверждают и
признания функционера ДНР ,который по поводу причин ликвидации проекта "Новороссия", замечает: "не было «крымской» поддержки населения и аналогов Черноморского военно-морского флота. Без них все шло не так».
Таким образом и прямое свидетельство Гиркина, и косвенные данные о синхронизации, наличии общего плана, привлечение штурмовых групп, имеющих опыт Крыма, и опытных политтехнологов также с крымским опытом, равно как и провал операции там, куда группы российского спецназа не пришли, - все это позволяет уверенно заключить: Войну, спланировала, организовала и начала Россия.
Никакой гражданской войны не было да и быть не могло - на Донбассе просто не было для этого социальной базы, ни основная масса населения, ни правящие политические и экономические элиты не ставили целью отделение от Украины и тем более - войну в своем родном регионе.
Отметим еще одно важное свидетельство: главным военным руководителем с первых дней стал москвич Гиркин, главный политическим руководителем, а позднее - первым премьером ДНР стал также москвич Бородай - политтехнолог, тесно связанный с Сурковым и спецслужбами. Показательно, что и Гиркин и Бородай перед появлением на Донбассе прошли испытание в Крыму, и приехали применять полученный опыт на Донбасс.
ИТОГ: Войну начала Россия.
Донбасс не собирался отделяться и воевать, без вмешательства российских ДРГ, политтехнологов, организованных и подготовленных Россией боевиков никакой войны на Донбассе просто не было бы
Приложение. Российский национальный миф и причины войны
На сайте
ПОЛИТ.РУ уже давно работает такой проект «Публичные лекции».
Замечательный проект, там выступают крупные ученые, их очень интересно читать, и я неоднократно в своем журнале на такие лекции ссылался, прежде всего на
лекцию Зализняка о генезисе русского языка и на
лекцию Грациози о Голодоморе.
Но всегда это были лекции высоких профессионалов.
А вот сейчас по инициативе главреда «ЭХА» Венедиктова ПОЛИТ.РУ запускает новый проект под названием «Дилетантские чтения», где по мысли инициатора будут выступать не профессионалы высшей пробы, а дилетанты (дилетанты, разумеется, относительные, ну, скажем, хорошие школьные учителя, т.е. дилетанты понимаются не как невежды, а как «не небожители»).
И вот первая такая лекция состоялась, ее провел сам Венедиктов и учитель истории московской гимназии №1543 Алексей Кузнецов выступили с темой «Россия-Украина: одна страна или две?»
Лекция весьма интересная, но довольно таки длинная, с большими отступлениями от основной темы, потмоу я размещу только несколько фрагментов, которые проливают свет на идейные основы российского вторжения в Украину и коренятся в мифах, которыми пропитано как массовое сознание россиян, так и сознание высших российских руководителей.
Однако я должен сделать одно предуведомление. Венедиктов не удержался бы так долго на своем посту и не сохранил бы в относительной целостности свою радиостанцию, не будь он большим дипломатом и хитрецом и не умей он ладить с начальством и подстраиваться под начальство. Он имеет репутацию либерала, но я не знаю каковы его взгляды на самом деле. Я прослушал его выступление у нас на «Громадском ТВ» и вынес твердое убеждение - это профессионал и это вполне сознательный слуга путинского режима, причем служащий и из личного интереса, и по внутреннему убеждению. А это означает, что он никогда и ни при каких обстоятельствах не скажет ничего такого, что могло бы повредить режиму. И уж тем более ничего такого, что шло бы вразрез с интересом России. Значит, читатель должен все время иметь в виду - ничего объективного в словах Венедиктова нет да и быть не может, перед нами российский интерес в чистом виде. Просто это не идиотский российский интерес, а разумный, т.е. осознающий, что у других народов тоже есть свои интересы.
Из приведенных фрагментов вполне очевидна одна вещь. И руководство, и простой обыватель российский с трудом осознают, что не все жители Российской империи - русские, и касается это даже и татар - что уж говорить об украинцах.
Именно это корень и первопричина разыгравшейся войны, и понятно, что она не возникла в результате Майдана, она существовала всегда (что я и пытался доказать своим российским читателям, вполне, впрочем, безуспешно). НО слово Венедиктову.
Я, пользуясь своим служебным положением как главный редактор «Эха», разговариваю с людьми, которые принимают решения относительно нашей политики. И могу сказать, что мое впечатление - это не знание, а впечатление от знания и мнения людей, причем, вполне в обычной жизни адекватных и любящих хороший виски и неплохие шахматы: никакого украинского народа не существует.
Существует один большой народ. Причем, они не империалисты, не мракобесы, не генералитет с образованием… понятно, каким. Нет, это вполне себе штатские люди, иногда заканчивающие хорошие западные университеты, с таким вторым высшим.
Базовая история заключается в том, что нынешнее поколение людей, управляющих Россией, считает, что это - единый народ и единое государств. Нет отдельного государства Украина. Государство есть, они это признают, поскольку они юристы, да, так случилось, но это - историческая несправедливость.
Крым - это небольшой кусочек. Поэтому в принципе надо быть вместе. Отсюда таможенные союзы, славянское братство, три государства и т.д. Так считал Борис Николаевич, много раз он говорил это непублично, а несколько раз - публично. Так считало его окружение. И так считал Владимир Владимирович с самого начала.
История с Крымом возникла только после 2008 года, когда Абхазия и Осетия были поддержаны Россией и стало понятно, что таки способ существует, на пределах СНГ есть Карабах, замороженные конфликты, но это все-таки немного другое. А вот Украина - это тот же самый народ. Это - искреннее видение. Это первая базовая история, поэтому в известной степени, это борьба за справедливость.
Второй слой т.н. «новоросской кампании» - это абсолютное убеждение, поддержанное некими действиями радикальных украинских политиков, в том, что там притесняется меньшинство.
В разных регионах по-разному, но это воспринималось тоже как несправедливость, и это второй пласт, базово-идеологический, который формировал мнение наших нынешних руководителей о том, что там притесняется русскоязычное меньшинство путем языка и образования.
Третье. Во время Майдана, который был нелегитимным переворотом - опять-таки с точки зрения нашего руководства - к власти пришли политики еще более крайние в смысле украинизации, чем Ющенко. Но. Украинское государство в это время резко ослабело, т.н. «киевская хунта» не контролировала власть и поэтому надо было воспользоваться историей и восстановить справедливость. Без пролития крови, что, собственно говоря, привело к т.н. «крымской истории». Конечно, там были и погибшие и раненые, но их было мало для отъятия такой территории. Можно сказать цинично, что почти ноль.
И тогда возникла следующая история. Ну, хорошо, в Крыму мы избавили русскоязычное население от возможной украинизации… Это пока т.н. «идеалистические истории», а Донецк, Луганск, Запорожье, Одесса, Харьков - история такая. Потом случилась трагедия в Одессе, которая, я знаю, привела Владимира Владимировича просто в неистовство. Ему принесли огромные фотографии (формат А3) сожженных - на это смотреть было невозможно, я видел две. Был бы я президентом, я бы тут же ввел войска. Чудовищные кадры. Кто это сделал, зачем это сделал - другой вопрос, я вам говорю, что было. Была сформирована мысль, что одесская угроза трансплантируется на угрозу русскоязычному населению.
И, наконец, четвертая и самая прагматичная - это то, что Крым не может снабжаться только по этому фиктивному мосту или парому. Нужно «пробить» коридор. Плюс к этому существует Приднестровье, где наши войска, наше оружие, наши люди. С одной стороны - враждебная Румыния, враждебная Молдова, с другой стороны - теперь враждебная Украина. Анклав, надо пробить коридор. Это способ защиты. Если мы соединим идеалистические взгляды с практическими интересами… Ну, и есть, конечно, интерес - давление на Украину, чтобы она не уходила в НАТО, чтобы не было баз и т.д. И если это все собрать… Видите, не так просто все, не взял и пошел. Те, кто это все «собирал», и я в том числе, понимали неизбежность конфликта, но не знали, насколько он будет кровавый и долгий.
А вот это интересно.
Т.е. Венедиктов четко артикулирует наличие «объективных интересов» России в захвате всего Юго-Востока, интересов четко осознанных и проработанных. К тому же опирающихся на уверенность в том, что самый факт существования Украины уже есть несправедливость.
Но меня заинтересовал эпизод с фотографиями одесской трагедии
Т.е. Путина спровоцировали. Причем Венедиктов оставляет за скобками вопрос - кто и зачем организовал эту бойню в Одессе. Хотя первая мысль - организовали именно те, кто и принесли в кабинет фотографии, cui prodest? - это вечный принцип. Но … это же Венедиктов, и тут четко просматривается мысль вывести Путина из-под удара, это не он виноват в бойне, его спровоцировали, он поверил. И тут же вставка « да я бы сам ввел войска» - ах, какой мастер! - учитесь, молодежь. Ловко, весьма ловко.
Так что не знаю, не знаю… хотя и не исключаю, что рейхсфюрер, скажем так - не знал. Ну, как в «17 мгновениях» не знал Гиммлер.
И обратите внимание - он даже и себя отчасти обвиняет в том, что вот все, кто "собирал", и я в том числе, понимали неизбежность...
Осознайте - и военные, и политики и "либерал" Венедиктов - ВСЕ ПОНИМАЛИ НЕИЗБЕЖНОСТЬ ВТОРЖЕНИЯ В УКРАИНУ. Речь шла лишь о средствах и методах. Из тональности и контекста понятно: сегодня Венедитктов считает решение ошибкой - и население оказалось против и не поддержало, потому и завязли, и война слишком затяжная, и репутационные и политические потери огромны.
Но - В РОССИЙСКИХ ЭЛИТАХ СУЩЕСТВОВАЛ ПОЛНЫЙ КОНСЕНСУС - вторжение в Украину и отъем Крыма, и создание "Новороссии" как коридора по снабжению Крыма и Приднестровья - с точки зрения всех в российской верхушке и необходимо, и неизбежно. При этом у малообразованного исторически большинства есть еще и "историческая убежденность" в том, что никаких украинцев нет.
А у просвещенного Венедиктова есть понимание, что это миф, - однако чисто практическая выгода требует вторжения и оправдывает войну с откровенно слабой Украиной - можно и должно грабить и убивать украинцев, потому что это выгодно и безопасно
Тут мы изложили историю начала войны России против Украины на Донбассе.
Впереди дальнейшая история с доказательствами прямого и непосредственного участия российских войск.