В то время как в Киеве празднуют день города и гадают о политическом будущем летчицы Надежды Савченко, на Донбассе разворачивается очередное обострение конфликта
Почему обострение наметилось именно сейчас, что мешает украинским военным дать отпор боевикам и хватит ли на это ресурсов?
Российская тактика
Ситуация в зоне АТО начала накаляться около месяца назад и усугублялась по нарастающей, рассказывают НВ в штабе АТО. Под прицелом врага оказались такие пункты как Зайцево, Авдеевка, Широкино, Коминтерново. Украинская сторона снова начала терять военных. Так, 27 мая в засаду боевиков попали бойцы 72-й отдельной механизированной бригады, в результате чего погиб ее командир Андрей Жук с позывным Маугли. С ним прощались вчера в Киеве.
За минувшие сутки, по данным штаба АТО, украинские позиции обстреляли 25 раз, из них 14 в Донецком направлении. Там наиболее опасная точка - Авдеевка, шахта Бутовка.
«На Донбассе увеличивается количество обстрелов из оружия, которое запрещено Минскими соглашениями. За минувшие сутки вблизи Авдеевки производились обстрелы из разного вида оружия, в том числе, из минометов запрещенного 120 калибра», - говорит в комментарии НВ спикер штаба АТО Сергей Жмурко.
Он рассказывает, что по состоянию на 11 часов сегодняшнего дня зафиксировали уже четыре обстрела, два из них - в районе 1:30 ночи, когда российские боевики использовали 120-миллиметровые минометы. Три мины были выпущены в районе опорных пунктов в районе Верхнеторецкого, около 2:00 - почти 20 мин в районе Новобахмутовки.
Свои данные опубликовал на странице в facebook и лейтенант ВСУ Роман Кулик.
Трохи статистики за останні дні, щоб не думали, ніби українська армія похнюплено й покірно терпить обстріли та втрати:
1/ 23 травня, як ви пам'ятаєте, ЗСУ понесли найтяжчі втрати за цей рік:
- 7 загиблих, 9 поранених.
Натомість за 24-25 травня у терористів:
- 7 загиблих, 19 поранених
2/ 28 травня наші втрати склали:
- 5 загиблих, 4 поранених.
Натомість за 29 травня бойовики втратили:
- 8 загиблими, санітарними - поки невідомо, інформація уточнюється.
О том, что ситуация в Донбассе резко обострилась, говорит и Виталий Дейнега, основатель волонтерской организации Вернись живым, который прямо сейчас находится в зоне АТО.
«Андрюха (Маугли) - это Волноваха. Там последние потери были очень давно, а тут - несколько двухсотых сразу. Вчера под Авдеевкой вылезли нам в тыл и расстреляли в упор одну позицию: четверо погибших и трое раненых. Такого тоже давно не было. Причем, это даже не ночью, а днем, внаглую», - рассказывает Дейнега.
Боевики придерживаются определенной тактики. Обстрелы обычно усиливаются после обеда и продолжаются до самой ночи. Маси Найем, брат нардепа Мустафы Найема, который сейчас несет службу в районе Горловки в качестве командира взвода 122-го отдельного аэромобильного батальйона, рассказывает о хитростях, к которым противник прибегает при помощи беспилотников.
«В последнее время участились случаи, когда враг запускает БПЛА (беспилотники) в то же время, когда ОБСЕ анонсирует запуск своих - в это время стрелять по БПЛА нельзя. У них постоянные передвижения на линии фронта. Стреляют часто. А за пару минут до объявления режима тишины делают это с особенным усердием», - объясняет Найем.
Право на ответный огонь
Россия, поддерживающая боевиков, ведет себя в Донбассе по той же кальке, что в Сирии, говорит НВ Роман Бурко из волонтерского движения Informnapalm.
«Они выводят силы, а в это время наоборот усиливают обстрелы. Цинично усыпляют бдительность через политические заявления и контролируемые вбросы в СМИ, а на практике поступают совершенно противоположно», - говорит Бурко и задает вопрос: почему украинская сторона, видя, что действия идут по тому же сценарию, не принимает никаких мер для упреждения?
По словам собеседников НВ, главная сложность для украинской армии состоит как раз в том, что военные формально не могут отвечать на обстрелы со стороны боевиков. Это противоречит Минским соглашениям, в которых прописано прекращение огня обеими сторонами. Дейнега убежден: именно из-за того, что руководство АТО не дает разрешения на открытие огня из артиллерии, украинская сторона и несет такие большие потери и в людях, и в технике в последнее время.
«Почему руководство АТО так себя ведет? Я предполагаю, что они надеются, если мы прекратим огонь, то и сепары его прекратят. Но мы прекратили его уже недели три назад, месяц, а все равно продолжается эта история», - говорит он.
Вторая причина, мешающая украинским военным отвечать на обстрелы огнем заключается в том, что боевики размещают свои силы среди жилых массивов. Если украинские военные «дадут сдачи» - попадут в жилой дом.
В целом волонтеры говорят, что обострение в Донбассе прогнозировали еще в марте. Но командующий АТО, генерал-лейтенант Сергей Бессараб, наложил запрет на выходы в разведку, рассказывает волонтер Ольга Решетилова. Поэтому выведать планы противника у украинской стороны возможности нет. Тогда как противник этим активно пользуется.
Почему сейчас
Конкретного ответа на вопрос, почему ситуация накалилась именно сейчас - нет. Мнения собеседников НВ здесь расходятся. Одной из причин называют заход в Донбасс очередного «гумконвоя» из РФ с оружием и боеприпасами. Другой - своеобразную реакцию пророссийских военных на события в Украине.
«Приехал гумконвой, - говорит Найем. - И потом - народу в «ДНР/ЛНР» нужно как-то обосновать освобождение Нади Савченко. У них было почти такое же обострение после победы Джамалы на Евровидении».
В штабе АТО говорят: такой накал обычно наблюдается в то время, когда проводится смена и ротация подразделений на стороне противника - тех, которые стоят на позициях непосредственно у линии разграничения.
По словам добровольца с позывным Зубр, бригада которого сейчас стоит в Мариупольском направлении, активизацию можно связывать и с приходом теплого времени года. Когда наступает лето, боевики не боятся ночевать на позициях, говорит он.
«Они обстреливают тогда, когда есть чем. И тогда, когда есть приказ. Путин же сказал, что будет обстреливаться до тех пор, пока не внесутся изменения в Конституцию», - говорит Зубр.
Еще одной причиной называют давление на Украину с целью провести выборы на Донбассе.
«Скорее всего, это обострение связано с переговорами по выборам на Донбассе. Если не договорятся - опять будет война, что вероятно», - предполагает Решетилова
Чего ждать
Дейнега прогнозирует ужесточение обстановки по ряду направлений.
«Еще недели две-три, и у нас могут быть какие-то попытки штурма на отдельно взятых направлениях. Или диверсионная война ужесточится. Есть много разной информации, и она не очень хорошая», - передает волонтер из зоны АТО.
Готовится к ухудшению призывает и Решетилова. Вопрос с выборами на оккупированной территории может стать серьезным камнем преткновения в переговорах и спровоцировать куда большее обострение.
«Киеву выборы не нужны, потому что это дестабилизирует ситуацию в стране в целом. Москве - потому что ей некого представить на этих выборах. Регионалам - потому что они и так по-тихому «захватывают» освобожденные территории. Сепаратистам - потому что они потеряют власть. Разве что Западу. Вот для Запада и начинается опять война, чтобы показать, что выборы сейчас невозможны», - считает Решетилова.
По ее словам, под этот шумок сепаратисты могут попытаться захватить новые территории, подконтрольные Украине сегодня. Человеческих ресурсов у боевиков для этого вполне хватает, говорят собеседники НВ.
Зубр, к примеру, предполагает, что, если боевикам потребуется подкрепление, стоит ожидать его со стороны Крыма - там сосредоточены войска. В «ДНР» же не настолько большое количество войск.
На сегодняшний день, говорит Решетилова, у ВСУ есть проблемы с личным составом, точнее - с его количеством.
«Демобилизирована четвертая волна, в ближайшее время начнется демобилизации пятой. Ожидания, что все массово пойдут на контракт после повышения зарплаты, не оправдались, в первую очередь, из-за отсутствия реальных реформ и консервации «совка» в армии. Но даже не смотря на все это, украинская армии есть, более того, она одна из самых боеспособных в мире», - говорит волонтер. И успокаивает: у Украины есть огромный опыт ведения боевых действий, опытные командиры, понимание и координация действий, и в случае начала широкомасштабных боевых действий бойцы первой - четвертой волн вернутся на фронт, несмотря на все свои обиды на армию и государство.
Цена Минска
То, что у Украины достаточно сил, подтверждает и Жмурко из штаба АТО. Он оценивает украинскую армию как сильную и опытную, с достаточным потенциалом и резервами. Но снова подчеркивает: армия непоколебимо исполняет Минские соглашения, чтобы показать, что мы - правовое государство и договоренности выполняются. В штабе АТО разъясняют: если есть угроза жизни, бойцы могут пользоваться оружием для защиты, но только тем, которое разрешает Минск.
«Украина отвела от линии разграничения тяжелое вооружение: танки, системы залпового огня, артиллерию. Это ежедневно контролируется миссией ОБСЕ. Мы хотим показать, что нам нужен мир», - говорит Жмурко.
Несмотря на то, что официально позиция штаба АТО и ВСУ категорична, и военное руководство страны призывает выполнять Минск на 100%, реальность на войне совершенно иная. Минские договоренности уже давно не выполняются двумя сторонами, говорят собеседники НВ. Украинские военные время от времени открывают огонь для того, чтобы защитить себя и отреагировать на провокации боевиков. Фесенко говорит: достаточно обратить внимание на сообщения в новостях, чтобы понять, что война идет полным ходом и Минск давно нарушается с двух сторон.
«Убитые российские военнослужащие, о которых регулярно сообщают - что сами себя убивают? А подбитый бронетранспортер под Новотроицком - сами себе подбили? А обстрелы Донецка и других населенных пунктов под контролем «ДНР»?», - говорит политолог.
Он признает: иногда свои позиции могут обстреливать и сами сепаратисты для создания пропагандистской картинки, но в действительности огонь ведется с обеих сторон, просто с украинской - гораздо меньше.
Некоторые украинские подразделения «забивают» на все договоренности, рассказывает Дейнега. В основном, это те, у кого есть своя артиллерия. Отвечают, когда уже невозможно терпеть. Однако количество обстрелов со стороны боевиков и с украинской - совершенно несопоставимо, уточняет он.
«Сейчас по личному составу мы сильнее, чем сепары. По количеству техники, конечно, не так, но для обороны достаточно. Если Россия не пойдет с авиацией и с ракетами - нам нечего их бояться. Сил выстоять - хватит. Другой вопрос - какой ценой. Сколько двухсотых мы будем получать в день, чтобы нам наконец дали возможность отвечать на обстрелы», - говорит Дейнега.
Александра Горчинская для
Комментировать мне этот текст сложно - я не нафронте, более того, у меня нет знакомых на фронте, мне неоткуда взять данные, отличные от тех.
И единственное что я знаю, что каждый день на различных каналах выступают солдюдаты и офицеры, уже прошедшие излечение или недавно уволившиеся - они говорят, что прессинг сверху сильный, что артиллерию, чтобы ответить обстрелом не дают, своих походы своими ДРГ на ту сторону запрещают.
И матерят начальство.
Но это картинка в ящике.
И еще могу добавить одно - по мнению Семена Семенченко и обстрелы, и заявления Турчинова о возможном широкомасштабном прорыве к Крыму имеют общую цель - заставить Раду голосовать за законы о выборах.
Как по мне - конспирология.