Сделав над собой аццкое усилие -- я все-таки досмотрел до конца фильм "Малыш-44"!
Теперь горжусь собой, и своей целеустремленностью. И, раз уж досмотрел -- решил написать про него хоть немного, чтобы предостеречь проинформировать прочих мазохистов киноманов, желающих ближе познакомиться с этим шедевром Голливуда.
Про что этот фильм, все, думаю, слышали. Про то, что в сталинском СССР завелся маньяк, зверски убивающий маленьких детишек! Пока он убивает одного ребенка за другим, тоталитарные советские власти нагло отказываются признавать его существование -- и вместо этого безжалостно репрессируют мнимых шпионов, диссидентов, гомосексуалистов и прочих свободных людей. И лишь один отважный следователь МГБ, по имени Лео Демидов -- в одиночку продолжает охоту на маньяка! Разумеется, начальство не верит Лео, оно разжалует Лео в простые милиционеры, а затем даже отправляет его в GULAG -- но наш Лео совершает героический pobeg из GULAGа, исключительно для того, чтобы поймать массового убийцу. И злодей оказывается... кем бы вы думали? Вы думаете -- отцом Лео? Зря, это вы "Звездных войн" пересмотрели! На самом деле, он оказывается его родным братом, потерявшимся в страшные времена Holodomor-а! Почувствуйте разницу! Впрочем, это не спасает братца-маньяка от заслуженного возмездия -- а Лео Демидов в конце реабилитируется, и становится большим милицейским начальником. Finita.
(Кстати, в нашем переводе главного героя зовут "Лев Демидов". Вот сильно не люблю я переводчиков, нагло искажающих незамутненную и первозданную авторскую мысль! Нет уж: раз доктор сказал в морг аффтар сказал, что Демидова зовут простым русским именем "Лео" -- значит, пусть он и будет Лео! Аффтару видней!!)
Почему начальство не верит нашему Лео -- потому, что по его мнению "в СССР убийств и убийц нет"! Это многократно подчеркнуто: не "маньяков", не "серийных убийц" -- а именно что "убийц вообще"! Т.е., убийцы как класс в СССР отсутствуют -- а несогласных с этим отправляют непосредственно в GULAG! Как все-таки хорошо, что товарищ Сталин не знал про существование Глеба Жеглова, Володи Шарапова и МУРа в целом! А то бы их всех тоже отправили прямо в GULAG -- за то, что охотятся за убийцами, которых в реальности в СССР вообще не существует!
Необходимо отметить, что в фильме намного меньше бреда, чем в оригинальной книжке. Наиболее шизоидные эпизоды, порожденные кислотной геббельсовской фантазией аффтара -- из фильма исключены, или сильно урезаны.
Например, возьмем один из начальных эпизодов -- где Лео Демидов героически ныряет в ледяную воду, чтоб выудить из нее пытающегося утопиться диссидента, и доставить его живым и здоровым прямехонько в пыточный застенок! Но это было в книге -- а фильме? А в фильме никакой ледяной воды -- вместо этого, диссидента арестовывают на уютной солнечной полянке. Нет, конечно диссидент, который орет благим матом, срывает себя одежду и требует от Лео Демидова пристрелить его на месте -- а Лео манкирует своим служебным долгом, и нагло отказывается исполнить это законное требование диссидента... Это, в общем, тоже доставляет -- но с ледяной водой было б круче. Не тот градус маразма получился, совсем не тот!
Или те самые пыточные застенки -- эпизод, где доктор вводит бедной жертве какое-то адское пыточное зелье! Но это, опять-таки, в книге. А в фильме, вместо этого -- диссиденту вводят банальный пентотал натрия. Это -- "наркотик правды", но жертва почему-то все равно начинает визжать, как недорезанный кабанчик. Видимо, исключительно от нервов. В общем, тема пыток в тоталитарных застенках раскрыта удручающе плохо и неубедительно.
Но самое отстойное -- это тот самый смелый pobeg из поезда, едущего в сибирский GULAG. Вот в книге он описан эпично! Чего стоит одно процарапывание ногтями дощатого пола вагона! А потом (как нам объяснит знающий все тайны GULAGа Лео) упав между рельсами, надо еще успеть быстренько прикрыться сверху трупом свежеубитого уголовника -- потому что под самым последним вагоном поезда, специально для таких вот любителей побегов, подвешены гроздья рыболовных крючков! В общем, в книге побег был действительно эпичен -- а в фильме? А в фильме они просто открывают дверь стандартного грузового вагона (!) -- и выпрыгивают из него под откос! И никакого вам драматизма, и никаких рыболовных крючков -- и даже трупам убитых уголовников не нашлось никакого применения в домашнем хозяйстве! В общем, слив полный. Думаю, что зрителю смотреть на все это тоже было крайне тоскливо. Зритель имеет полное право задать вопрос: где же ужасы сталинского GULAGа, из которого запросто можно сбежать, просто выпрыгнув из поезда??
Ну и, финальная разборка с братом маньяком (и одновременно -- со злобным бывшим коллегой по МГБ)... В общем, это кошмар. Схватка с маньяком -- в наполненном грязью овраге? А может, фильм -- это комедия? Нет -- в комедии должно быть хоть что-то смешное. Потому она так и называется.
В общем, я мог бы вспомнить еще немало эпизодов -- но хватит! В фильме маразма, в общем, меньше чем в книге -- но фильм это не спасает, а наоборот. Будь в нем побольше маразмов -- над ним, по крайней мере, можно было бы поржать! А так -- получилось невероятное УГ, поразительное по своей унылости, которое даже ради клюквы и лулзов смотреть совершенно невозможно.
Да, так вот, напоследок -- о самом важном. Ну, вы понимаете: о деньгах.
Если верить Википедии -- бюджет фильма оценивается примерно в 50 миллионов мертвых американских президентов. У меня, собственно, один вопрос: на что они все ушли?!!
Потому что -- зрелище не только отстойное, но и поразительно дешевое. Ради дешевизны, большую часть фильма вообще сняли в Чехии и Румынии! Из реквизита, похоже -- большую часть денег потратили на шитье "аутентичной формы" с погонами МГБ. Все, кто не носит эту форму -- в фильме одеты либо как стандартные "рашен рабочие", либо как столь же серийные "рашен интеллигенты". Все дети вообще одеты как оборванцы -- очевидно, по мнению фильмейкеров, в Стране Советов дети ничего, кроме какого-то отрепья, не носили. Из другого реквизита -- стоит упомянуть несколько старых автобусов и один-единственный (!) советский паровоз с красивой пятиконечной звездой. Лень пересматривать -- но, по-моему, этот бедный паровоз участвует во всех железнодорожных сценах. Другого железнодорожного транспорта в СССР, конечно, не было. Компьютерная графика в фильме отсутствует в принципе. Приведу только один эпизод: герой входит в московское метро. Хотя по сюжету это, кажется, "Проспект Маркса" -- но спустившись под землю, он оказывается на современной станции с беломраморными пилонами. Больше всего похожа на "Китай-город" (которая открыта в 1971 году, то есть примерно через четверть века после событий фильма). И, что еще хуже -- станция освещена современными же люминесцентными лампами (что оператор даже не особенно сильно пытается скрыть)! Про какое-либо "историческое правдоподобие" фильма, думаю, после этого не стоит и говорить. Хотя, с современной компьютерной графикой, можно было б целиком нарисовать станцию на компьютере (тем более, что эпизод в ней занимает от силы минуту-другую). Но зачем заморачиваться -- для зрителей сойдет и так...
Может, деньги ушли на гонорары актерам? Тогда им явно переплатили, потому что актерская игра -- полный отстой, как и все прочее. Впрочем, играть в этом фильме вообще совершенно нечего: и герои, и злодеи -- совершенно картонные. Причем, и те, и другие -- говорят совершенно шаблонными фразами, и заезженными до полного идиотизма сентенциями:
- Скажи... ты считаешь, что я -- чудовище?
- Нет, Лео! Нет, я знаю: ты -- не чудовище!
И вот в таком вот стиле -- диалоги все два с лишнем часа фильма! Представляете? Ну, какого это -- играть ТАКОЕ хоть сколь-нибудь талантливому актеру? Для таких фильмов, собственно, и надо подбирать актеришек побездарнее -- только они могут это "сыграть", и даже не покраснеть.
Короче говоря, главный вопрос фильма -- куда делись 50 миллионов съемочного бюджета? На "Мосфильме" ведь все это сняли бы в десять раз дешевле -- и при этом, получилось бы минимум в десять раз лучшее кино! Вот в чем главная детективная интрига-то! А вовсе не в том, что был убийцей детишек (это как раз было известно с самого начала).