Вчера, наконец, отсмотрел британский мини-сериальчик (3 серии) "Архангел" от BBC. Т.к. в свое время я прочитал одноименный роман Роберта Харриса -- собственно, потому и захотелось увидеть все это на экране. :) В общем, рассказывать буду одновременно и про фильм, и про книжку (ибо их сюжеты расходятся лишь в отдельных местах).
Сам по себе фильм -- весьма замечательный образец жанра "развесистая клюква". Действие происходит в России, в наши дни, и вращается вокруг внезапно обнаруженного секретного дневника Сталина, раскрывающего ужасную тайну прошлого! Впрочем, все по порядку.
Серия первая. В Москву на конференцию приезжает британский профессор-историк Келсо, всемирный специалист по Сталину. (Кстати, профессора играет будущий Джеймс Бонд Дэниел Крейг -- это, конечно, не планировалось, но все равно смотрится забавно.) На конференции историк впечатляет аудиторию сообщением, что Сталин -- кровавый тиран, 20 миллионов -- убил, а еще 18 -- отправил в лагеря. (Сколько миллионов из них Сталин съел на завтрак, а сколько -- на обед, исторег, к сожалению, не прояснил.) В ответ на это начинается шумная демонстрация протеста под лозунгами "Верните наше прошлое!" Надо сказать, демонстрантов можно понять. Ответить им историку нечего, поэтому он быстренько смывается подальше от благодарных слушателей, пока его не начали бить.
Однако, после конференции он знакомится с жуликоватого вида старикашкой. Выясняется, что старика зовут Папу Рапава, что он -- бывший охранник Лаврентия Берии, и что в ночь смерти Сталина он по приказу своего шефа зарыл в саду контейнер с некими сверхсекретными документами. Поначалу Келсо ему не верит. Но потом встречается с коммунистическим ретроградом Мамантовым (да, в фильме его зовут именно так -- от слова "мама", надо полагать...). Тот подтверждает ему, что секретный дневник Сталина -- существовал, и коммунисты тоже хотят знать, где он. На следующий день исторег приходит к Рапаве, но бедняга уже зверски убит (изуродованный труп в окровавленной ванне, следы зверских пыток и прочие прелести). Так у него пытались узнать, где он прячет дневник Сталина -- догадывается проницательный разведчик историк! После этого он еще доказывает зрителям свой героизм: вместо того, чтоб сесть в самолет и улететь из России куда подальше, он решает остаться и раскрутить дело до конца!
Серия вторая. У Рапавы осталась дочь Зинаида. В отличие от ретрограда-отца она убежденная антикоммунистка, валютная проститутка, и, в общем, прогрессивно мыслящая девушка. С ее помощью Келсо разыскивает в гараже покойного проржавевший мини-сейф с тем самым дневником. Правда, дневник писал не Сталин, а молодая девушка-комсомолка из Архангельска в начале 50-х. Келсо читает дневник, и ему становится ясно, что девушка находилась со Сталином, в, хммм, особо близких отношениях. И вообще, похоже, что потом у нее родился ребенок -- тайный сын Сталина, про которого никто не знает! Вот, оказывается, какую страшную тайну скрывала земля столько лет! Еще мы узнаем, что дневник разыскивает Маматов и его друзья-коммунисты. Кроме них, дневник еще разыскивает ФСБ. Последние, впрочем, делают это настолько бездарно, что их можно и не считать. Где уж им угнаться за коммунистами.
Келсо и Зинаида отправляются в Архангельск, горя желанием все выяснить. Для этого исторег зачем-то угоняет машину у своего приятеля, журналюги-телевизионщика О'Брайена. Кстати, в книге хоть этого бреда нет. (Там Келсо просто отправляется вместе с О'Брайеном на его машине.) Если верить фильму, то Архангельск состоит в основном из полуразвалившихся деревянных домов. :) Через бывший партийный архив они находят мать той самой девушки. Полуживая старуха, прекрасно все помнит -- оказывается, ее дочь действительно вернулась в город на последнем сроке беременности, родила сына, и умерла через пару дней после этого. А сын таки выжил.
Серия третья. (Предупреждаю, что градус идиотизма в ней становится каким-то уже совершенно запредельным. Но, если не боитесь за мозг, читайте.) В общем, единственный живой сын товарища Сталина -- обнаружен! Он живет в гордом одиночестве где-то в полностью вымершей деревеньке. Как он не обнаружен никем за несколько десятков лет -- непонятно, но не будем цепляться к мелочам. Сын великого человека живет (судя по всему) собирательством и охотой на кроликов. Одичать окончательно ему мешает периодическое прослушивание грампластинок с лучшими речами отца, и осознание предстоящей ему Великой Миссии. Всех посторонних, осмеливающихся приблизиться к его жилищу, он считает врагами народа и регулярно отстреливает из ружья. Келсо и его приятеля-журналиста он, правда, оставляет в живых (видимо, почуяв родственные души). Правда за ними к уединенному домику увязался отряд spetsnaz-а в полном составе. Но где уж какому-то спецназу совладать с сыном самого Сталина! После того, как десяток-другой спецназовцев находят свою смерть от пуль и капканов, они все куда-то сматываются. Зато приезжают коммунисты, одевают нового вождя в парадный мундир, и везут в Москву показывать народу.
Впрочем, сенсацию у коммунистов украли. К этому времени про сталинского сына уже знает не только вся Россия, но и весь мир: О'Брайен втайне от Келсо выдал в эфир репортаж-сенсацию. Келсо, Мамантов и Сталин-мл. едут в Москву на поезде. На каждой станции их встречает народный энтузиазм и толпы народа с красными знаменами и лозунгами. Келсо становится ясно, что дело плохо. Но тут на одном из митингов Зинаида (про которую зрители уже успели немного забыть) метким выстрелом из пистолета убивает Сталина-мл. наповал. Перед выстрелом она шепчет "За тебя, папа"! Хотя, что плохого ей сделал сын Сталина, неясно. (Да и отец, вообще-то, ей ничего плохого не сделал.) Занавес.
Ну, наверное, вам интересно, зачем я скачивал и смотрел этот бред. Во-первых, любопытно было, как удастся перенести на экран сюжет книги.
В книге автор старательно описывает всеобщую деградацию и упадок -- в фильме, все-таки, вынуждены показывать реальную Москву. Диссонанс между авторским замыслом и видеорядом порой доставляет. Не просто развесистая клюква, а еще и с легким наркотическим действием. :)
Во-вторых, фильм верно показывает некоторые типажи. Особенно, журналюга О'Брайен хорошо показан -- ему лишь бы сенсацию, а там хоть трава не расти. Вообще, это -- чуть ли не единственный правдоподобный образ в фильме.
В-третьих, фильм интересен с чисто психоаналитической точки зрения, как прикладное исследование западной сталинофобии. Ведь поразительно: человек мертв уже полвека -- а все равно по инерции продолжают бояться! Крепко их товарищ Сталин напугал в свое время, ничего не скажешь. И еще, мне кажется, что фильм неплохо приоткрывает подлинное отношение Запада к России. Россия со Сталиным вызывает у них конвульсивный ужас, а Россия без Сталина -- снисходительное презрение. Третьего не дано.