Domus Aurea.

Jan 08, 2016 00:40

Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец.
(Пушкин)



Золотой Дом Нерона или Domus Aurea - одно из тех сооружений римского мира, об утрате которого историкам архитектуры и вообще любителям античности приходится горько сожалеть. Проводя исторические параллели, можно было бы (очень приблизительно) сравнить Золотой Дом с Версалем, с той лишь разницей, что дворцово-парковый ансамбль Людовика ХIV возник в просторной загородной долине, а Золотой Дом - в самом центре столицы великой империи.
    Внимательный любитель архитектуры возразит - но ведь Версаль занимает огромную площадь, 900 гектаров, а     Золотой дом со всеми его садами, по прогнозам историков, занимал всего лишь от 40 до 120 гектаров, дело в другом: оба дворца были максимально интегрированы в садово-парковый ансамбль, немыслимы без четко выверенных перспектив, открывающихся из окон и портиков, с бесчисленных балконов и террас.

   Сейчас по низине между холмом Оппий и стеной Колизея проходит довольно оживленная улица. У станции метро Colosseo базируются продавцы всякой сувенирной ерунды, вкусно пахнет сдобой и кофе из буфета в вестибюле станции, туристы толпятся у стойки бесплатной зарядки смартфонов, кто-то набирает воду в фонтанчике, сделанном из старого саркофага. Но буквально через пару десятков метров вся эта суета пропадает - парк, разбитый между руинами огромных абсид Терм Тита, довольно безлюдное место, особенно в пасмурные зимние дни.
   Зеленые лужайки, где выгуливают окрестных собак, хранят под собой, в толще земли, остатки одного из величайных инженерных шедевров Рима - Золотого Дома Нерона. Приятно думать о том, что большая часть дворца еще ждет своего открытия - время милостиво предало Золотой Дом забвению, тем самым сохранив его дляя будущих поколений - так же, как Помпеи и Геркуланум. Алчный Ренессанс не добрался до мраморных полов, драгоценной инкрустации стен, в кромешной тьме спят нечутким равнодушным сном мраморные лики...
   После Большого пожара Рима 64 года освободились гигантские пространства в самом центре города. История о том, как полубезумный император приказал поджечь город, смотрел на него с гор Лацио, играл на лире и вообще вел себя непотребно - одна из самых известных легенд, уже века существующая как единственно верная версия событий того жаркого июля, не станем останавливаться на этом моменте. От копеечной свечи Москва сгорела, - уже не имеет значения, кто поджег город и поджег ли его вообще (развел какой-нибудь пьяный дурак в лавке у Большого Цирка огонь и уснул - дело житейское), важно то, что Большой пожар определил новое лицо города. То, которое мы видим и сейчас, нужно только немного сосредоточиться.

1. Одна из реконструкций комплекса Золотого Дома. Озеро с башенками по углам - на месте Колизея, а интересующий нас объект - выше и правее.


источник: ancient-buildings.ru

Нерон распланировал новую виллу следующим образом: основное здание дворца на Эсквилине (на том его конце, что носил имя холма Оппий), с садами и прудами; множество разнообразных вилл, павильонов, портиков и прочих известных к тому моменту архитектурных форм - на всем пространстве между Целием, Палатином и Квириналом, включая соответствующие склоны этих холмов; снова бесконечные сады, парки, луга (!) и водоемы, оживляющие ландшафт; циклопическая статуя императора (Колосс Нерона); термы с горячими и серными водами; искусственное озеро в низине, на месте Колизея; и везде золото, золото, золото - любимый металл Нерона. И мозаики, и росписи. И яркие, развевающиеся занавеси, плеск бесчисленных фонтанов. Земной парадиз, утраченная и обретенная Аркадия.
      В рекордные сроки завершили (или почти завершили, освятив) основное здание - собственно, Domus Aurea, куда император и переехал торжественно незадолго до своей смерти, заметив, что наконец-то заживет как человек.
      Именно это здание и известно сейчас как Domus Aurea, от остальных построек не осталось и следа.
      Золотой дом оказался Риму не нужен. Тит из династии Флавиев, воспользовавшись очередным пожаром, перестроил дворец в термы, фактически возведя их поверх дворцовых стен, используя последние как готовые субструкции (варварские врезки фундамента в потолки можно видеть кое-где и сейчас). Колизей стал смысловым центром этой части полиса и уже мало кто помнил, что свое название амфитеатр Флавиев получил от того самого позолоченного Колосса Нерона.

2. Термы Тита, как их увидел Пиранези.


Со временем и само существование в центре города огромного дворца было забыто. Термы Тита сами превратились в руины, а что руины эти стоят на рукотворном холме - какая, право, разница.
     В 15 веке какое-то событие (возможно, очередная коза, провалившаяся в дыру в земле) привело к открытию Золотого Дома под виноградниками Оппия и с этого момента началось его планомерное уничтожение - как умышленное (любителями антиков), так и неумышленное (под действием атмосферных явлений, перепадов температур и сырости). Двадцатый век озаботился реконструкцией руин, но злосчастная судьба как будто преследует старый дворец - постоянная угроза обрушения сводов не позволяет ему функционировать в полную силу.
    Об особенностях счастливого проникновения в Золотой дом я писала тут.
    Нацепив желтые каски, входим в просторный коридор. Не спешите радоваться - это позднейшая пристройка.

3. Коридор ведет к стене дворца Нерона - когда-то это была аркада, остатки которой хорошо различимы (заложенная арка над квадратным проемом).


Основная проблема посещения Золотого Дома для неподготовленного туриста состоит в том, что пространство неронова дворца существенно искажено позднейшими перестройками, - и нелюбопытный или равнодушный зритель не увидит ничего, кроме лабиринта сумрачных коридоров, в которых царит могильный холод. На картинке ниже (найдено в сети) видно, что к фасадам правого и левого крыльев были пристроены множественные коридоры неясного назначения. Большой атриум слева полностью перекрыт сводом - по словам экскурсовода, там была устроена базилика, в результате чего арки колоннад, окружающих двор, оказались заложены кирпичом, а балконы второго этажа - демонтированы.

4. Экскурсия начинается в пятом коридоре справа, идет вдоль центральной части до Октагонального зала и возвращается назад тем же путем.


Нужно сказать, что "потеряться" и осмотреть дворец самостоятельно (мое любимое занятие) не удастся - экскурсовод внимательно следит за тем, чтобы группа двигалась дружно, сплоченно и ни в коем случае не разбредалась. Таинственные ответвления в боковые коридоры и комнаты не освещены и перекрыты. При попытке к бегству я была отловлена и с позором водворена обратно в туристический табунок. Что ж, будем изучать то, что есть.

5-6. Высота впечатляет. Стена слева (кирпичная, без штукатурки) возведена на месте колоннады, выходящей в большой атриум левого крыла. На фото №6 видны остатки баз колонн.



7. Это фото интересно только одним - красная краска - времен Нерона. Заметно, что проемы расширены позднее.


Император Нерон, человек, активно интересовавшийся изящными искусствами, собрал роскошную коллекцию античной скульптуры - как греческих оригиналов, так и римских мраморных копий. Пиршественный (Октагональный) зал украшала статуя, впоследствии всем известная как Лаокоон, но об этом чуть позже.

8. Небольшой нимфей, примыкавший к атриуму, хорошо различимы остатки фонтана. Остались швы затирки между давно украденными плитами пола.


Никто не знает, как в точности был украшен Золотой Дом, это огромное сооружение из бетона и кирпича. Чудом сохранившиеся фрагменты декора поражают несоответствием между пустыми пространствами оштукатуренных стен и мелкими элементами росписей. Если вам приходилось бывать в Помпеях или Геркулануме, вы заметите, что миниатюры на стенах дворца достаточно примитивны и никак не могли вызвать восторгов у современников (тех из них, конечно, кто сохранил объективность перед лицом императора). Возможно, основной изюминкой Золотого Дома были мраморная облицовка стен, золотые мозаики и скульптура, а декоративная роль росписей играла второстепенную роль.

9. Красно-охряная роспись одной из комнат. Обратите внимание на два человеческих силуэта, как бы заглядывающих внутрь.


10. Анфилада покоев левого крыла и туристические мосточки.


Золотой Дом обогатил культуру таким понятием, как гротеск. Так были названы мелкие, как правило, сюжетные, росписи, обнаруженные на стенах дворца в 15 веке (гротеск дословно - находящийся в гроте). Не сомневаюсь, что самые примечательные гротески были вырезаны и утрачены навсегда. Но и сейчас кое-что осталось.

11-12. Примеры гротесков.




13. А вот нагдядный пример архитектурного проникновения эпох - фундамент Терм Тита (справа) вторгся в свод одного из помещений Золотого Дома.


14. Стукковые рельефы и росписи потолков выглядят, с декоративной точки зрения, весьма достойно. Зияющие дыры оставили охотники за сокровищами.


15-16. На левом фото - пример того, как выглядели многие помещения до открытия. Огромные завалы земли.



17-18. Как видите, без предварительной подготовки и изрядной доли фантазии прогулка по императорскому дворцу может превратиться в прогулку по магазину стройматериалов - бетон и кирпич, ничего больше.



В большинстве помещений напольное покрытие отсутствует - думаю, мраморные полы Золотого Дома пошли на украшение интерьеров бесчисленных палаццо.

19-20. Очень интересное место - Длинный Коридор правого крыла, здесь хорошо видно, до какого уровня стены были облицованы мрамором. Наклонная арка в глубине - водовод для фонтана в Октагональном зале.



По примеру всех значительных римских построек, Золотой Дом имел отдельную ветку акведука для снабжения водой внутренних терм, фонтанов и водоемов. Кроме того, на холме Оппий находились серные источники, включенные в инфраструктуру сначала терм дворца, а затем - Терм Тита.

21-22. Одно из помещений правого крыла с чудом сохранившимся мраморным полом и анфилада, ведущая в Октагональный зал.



Принято считать, что в золотом Доме впервые мозаика была использована не только для оформления полов, но и для украшения стен и сводов. Некоторые помещения имели "золотые потолки" - то ли из желтой смальты, то ли из мозаики, украшенной золотой фольгой.

23. Кусочек мозаичного слоя. Рядом, конечно же, дыры. пробитые ренессансными "черными копателями".


24-25. А вот это очень замечательное помещение - левый портик правого крыла. Стены слева не было, она позднейшей пристройки, а на уровне второго этажа шла роскошная лоджия (виден широкий вход на нее), выходившая как раз на вход во дворец. Остались базы колонн, поддерживавших лоджию.



Кульминация экскурсии - самое известное помещение Золотого Дома, триклиний или Октагональный зал. Это смысловой центр правого крыла дворца (как атриум является смысловым центром крыла левого).
      Только представьте: просторное восьмиугольное помещение, освещаемое естественным светом через круглый проем в куполе. В четырех квадратных нишах (двух проходных и двух глухих) установлены пиршественные ложа и столики, везде блистает мрамор. Потолок, изображающий звездное небо, поворачивается, то орошая гостей императора благовониями, то осыпая розовыми лепестками. В центре, по одной из версий, располагался "Лаокоон", по другой - не было ничего, кроме узорчатого мраморного пола, дабы не мешать танцовщикам и музыкантам, развлекавшим пирующих. Широкий входной портал выходит на озеро, сады и цветники, вдали видны дворцы Палатина.

26. Sic transit gloria mundi.


Инженеры Нерона устроили в триклинии естественное кондиционирование - в центральной нише был устроен фонтан по типу "водной стены", когда вода широким потоком изливается как бы прямо в пол, исчезая в искусно оборудованных стоках. Именно сюда подходил небольшой акведук, пересекающий Длинный коридор.

27-28. Пиршественные ниши и остатки фонтана. Камень в центре, видимо, должен был создавать интересную игру водяных струй.



29. Фонтан в общем интерьере триклиния.


30. Удивительное решение - специальное окно, спроектированное так, чтобы свет падал на водяные струи и гости императора могли любоваться солнечными бликами.



31. На перекрытиях ниш сохранились остатки стукковых рельефов.


Спустя почти две тысячи лет сложно представить, какими были великие сооружения древности - безжалостное время не оставило нам почти ничего, кроме грубых и дешевых материалов - камня, кирпича и бетона. Золотой Дом подобен Лимбу - некая вневременная пространственная аномалия, в которой душа висит на невидимых нитях, не в силах двинуться ни вверх, ни вниз. Для того, чтобы разбить это окоченение, нужно представить Domus Aurea блистательной обителью императора, где огромная ваза из цельного куска порфира - всего лишь сосуд для омовения (сейчас скучает в музеях Ватикана).



источник: www.traian.ru

Где Венера Каллипига и Лаокоон - всего лишь примеры дворцового декора.



музеи, Рим, history, Италия

Previous post Next post
Up