Поиск этого чуда был одной из главных целей ноябрьского визита в Рим. Много лет назад я посмотрела какую-то историческую передачу ВВС о подземном Риме и пропала. Скрытое под поверхностью земли само по себе загадочно, а если это еще и относится к любимой эпохе, любимому городу...
Холм Целий - один из семи холмов Вечного города, - своим северо-западным склоном обращен к Колизею и Форумам. Когда-то здесь располагался зверинец для диких животных, участвовавших в кровавых представлениях на арене Колизея. Сейчас о Целии почти забыли - лишь в парке виллы Челимонтана (закрытой, кстати, на реконструкцию) нарезают круги любители бега трусцой. Туристов здесь почти и не встретишь.
Если верить путеводителю и скудной информации из сети, ориентиром для поиска должна быть старая базилика Santi Giovanni e Paolo - Святых Иоанна и Павла.
По дороге встречаем группу квазилегионеров. Припарковавшись под кипарисами Целия, они несут фотовахту у Колизея - любой желающий может с ними сфотографироваться.
Огибаем Целий с запада, вот напротив - остатки акведука, отвечавшего за снабжение водой многочисленных дворцов и терм соседнего Палатина. На пересечении с трамвайными путями будет небольшая улочка Clivo di Scauro, ведущая на восток, прямо на вершину холма - нам туда.
Прямо в центре города кто-то разбил огород. Все как полагается, грядки с морковкой, свеклой, капуста. За огородом, по правую руку видна церковь San Gregorio Magno - мы на верном пути.
А вот на вершине холма полукруглая апсида базилики Святых Иоанна и Павла.
Анфилада полукруглых арок контрфорсов. Здесь ездят машины и иногда на приличной скорости. Где же музей? Мне почему-то казалось, что придется спускаться в церковную крипту и оттуда таинственными коридорами - дальше вниз....
Все оказалось гораздо проще - вот вход, как раз в начале стены базилики.
Организационные вопросы: музей Case Romano del Celio открыт ежедневно кроме вторника и среды c 10.00 до 18.00. Перерыв на обед с 13.00 до 15.00.
Цена входного билета 6 евро, для студентов до 18 лет и пенсионеров после 65 - 4 евро. Дети до 12 лет бесплатно.
Фотографировать нельзя. Буклетов с фотографиями в продаже нет. Единственное правонарушение, которое я себе иногда позволяю - это снимать то, что не разрешают. Конечно же, без вспышки - вдруг она и в самом деле вредит фрескам. Так что следующие фотографии сделаны контрабандой, трясущимися руками.
То, что мы сейчас посетим - остатки огромной инсулы, многоквартирного и многоэтажного дома, прообраза наших современных жилищ. Время тщательно укрыло стены слоем земли, до 1887 года, когда на инсулу наткнулся некий падре Германо, которому приспичило покопаться в подвалах базилики.
Удивленному падре открылся дом 2 века до н.э., шесть (!) этажей которого уходили вниз, в непроглядную тьму, а на стенах ярко цвели росписи.
Вот что раскопано сейчас - крохотная часть римской застройки. Полукруглый выступ слева - апсида базилики, стоящей прямо на том месте, где у инсулы полагалось быть крыше. Да, привычные нам римские соборы и палаццо вырастают из античных строений как тюльпаны из луковиц!
Росписи на стенах имитируют мрамор. К сожалению, для сохранности фресок окна, выходящие на улицу, сейчас заложены, так что невозможно увидеть комнаты в естественном освещении. Вот большая проходная зала со сводчатым потолком.
Из нее можно пройти в квадратную комнату с мраморным раннехристианским алтарем (конечно же, это реконструкция). Здесь было тайное христианское святилище.
Огромная фреска изображает Прозерпину в компании поклонников, а также амуров, катающихся на лодочках по безмятежной глади моря. Совершенно языческий сюжет через стенку от христианского святилища.
Вниз уходят этажи, загадочно подсвеченные. Спуститься туда нельзя.
Прозерпина поближе. Над ней - окно на улицу.
Круглый зал отведен под небольшой музей местных находок. Вот тарелки.
Обычные бытовые экспонаты, забытые хозяевами - кувшины, посуда, мелкие вещи и инструменты.
Керамические плитки и кирпичи с клеймами мастеров-производителей.
Возможно, ими были выложены полы в комнатах.
Ну это понятно - темная женская память веков безошибочно определяет веретена, пряслица и другие принадлежности для ткачества.
В запутанной планировке совершенно теряешься.
Галерея Гениев. Их фигурки, держащие гирлянды, украшают широкий фриз.
Зала Молящихся - названа по фигуркам с характерно раскинутыми руками. Полы выложены кирпичом.
Остатки окна или решетки воздуховода.
Крошечный закуток - Исповедальня. Действительно, в этой инсуле, в комнатах, не имевших окон, совершались христианские таинства.
Фрагмены росписи - удивительно богатой для такой крошечной каморочки.
Тут, видимо, изображены девы-мученицы. Кстати, находящаяся над головой базилика построена на месте, где в 362 году при Юлиане Отступнике были казнены солдаты-христиане Иоанн и Павел - как раз за этой инсулой.
Добрый Пастырь.
А вот в этом зале мраморный стол-алтарь уже настоящий.
Коридоры, которые никуда не ведут
Этажи связаны добротными каменными лестницами.
Неожиданная и приятная находка - раковина с врезкой в городскую канализацию
Тесновато, зато в центре.
Все расписано - для красоты и чтобы внутренние помещения казались светлее. Тут тоже имитация мрамора.
Круг замыкается - проходим уже знакомыми залами.
Лестница украшена изображением непонятно чего. И наверх, конечно же, нельзя.
Работы по реставрации идут и сейчас.
Выходим, поднимаемся к базилике. Теперь мы знаем, что скрывается в ее подземельях! Сколько еще неоткрытых жемчужин мирно спят под площадями и садами Рима...