У Клайва Льюиса во второй части его "Космической трилогии" данная точка зрения оценена как дьявольское искушение. Лично я склоняюсь ко мнению о том, что метафизическая причинность не обязательно соответствует хронологической последовательности. У католиков аргументация о несовпадении подлинной причинности с временным разворачиваем событий была задействована уже при подготовке догмата о непорочном зачатии Девы Марии. Согласно официальной формуле, она была избавлена от всякого пятна греха благодаря заслуге Христа, несмотря на то, что причиняющее событие было хронологически позже.
А между тем, даже с эйнштейновской теорией единства пространства-времени это вполне можно согласовать. В любом случае, если мы не исходим из того, что все причины должны быть только физическими, то можем допустить то, что могут быть события истории, которые оказывают влияние не только на хронилогически последующие события, но и на предшествующие.
Если мнение прп. Максима и свт. Феофана остается в пределах православной догматики (особенно сотериологии), то предлагаемое со ссылкой на прп. Исаака мнение (воспроизводящие, как указано Бумажновым, мысли Феодора Мопсуестинского) очевидно разрушает всю систему православной сотериологии.
Comments 7
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment