Все бывает на свете. И даже нашелся
анархистский журнал про роды.
Там, естественно, написано про сольные роды, про ущемление прав, про то, как уехать из больницы рожать дома, и все в таком духе. И даже используют слово fuck (и даже не один раз). И вообще там сплошной протест (и несколько красивых картинок).
Я, честно говоря, всегда немного напрягаюсь, когда темы беременности, родов и жизни с маленьким ребенком связывают с борьбой, протестом и бунтом. Не могу сложить эти два полюса в одну картинку.
Наверно по этой причине в моменты, когда на занятиях встает вопрос о том, как сделать так, чтобы во время родов персонал роддома учитывал пожелания рожающей женщины, я почти всегда сначала говорю про позитивный настрой,
про то, чтобы попросить так, чтобы тебя услышали,
про то, чтобы, если что, сказать "Пусть это странное требование, но мне очень хочется, чтобы было так. Пожалуйста, постарайтесь сделать так, а мы вас обязательно отблагодарим".
И дальше про сто рублей, про триста рублей, про пятьсот рублей, которые обязательно нужно брать с собой.
Про то, что пусть лучше обо всем договаривается папа ребенка, если он присутствует на родах.
Для абсолютного большинства женщин так лучше. Потому что излишнее возбуждение, особенно такое, которое возникает в спорах, стимулирует выделение гормонов надпочечниками, а они подавляют нормальную выработку окситоцина. А без нормальной выработки окситоцина сложно нормально родить.
Но с другой стороны, бывают и женщины, для которых добиваться выполнения своих желаний настолько естественно, и которые так привыкли к тому, что для этого часто приходится вести себя достаточно жестко, что их очень часто "слушаются". Я лично знаю двух таких женщин. И рожали они так, как хотели, и я уверена в том, что за ребенка они могли бы и руку отгрызть, если бы было нужно. Почему-то им это все удается, и взрывное общение с медиками если и мешает им рожать, то не слишком сильно. Я не очень хорошо понимаю, как работают эти женщины-воины, но их упорство и уверенность в решении многих вопросов меня искренне восхищает.
В качестве примера могу привести
рассказ про (удавшиеся) вагинальные роды посе кесарева сечения. Этой женщине удалось родить самой, не смотря на то, что она очень боялась боли и два раза прибегала к помощи эпидуральной анестезии (один раз - прямо перед потугами), а также не смотря на то, что большую часть своих довольно долгих родов ей приходилось спорить со своим врачом. Для меня это рассказ о том, что даже если кажется, что в общем, учитывая все вводные, понятно, чем дело закончится, никогда нельзя недооценивать женщин и тех, кто им помогает.
На данный момент мне кажется, что в решении вопроса "бороться или договариваться" ключевым элементом является то, какой женщина себя видит, что она считает для себя приемлемым, а что - нет, как она привыкла себя вести. Мишель Оден любит говорить о том, что ни одному здоровому человеку не придет в голову забрать ребенка у только что родившей гориллы, в то время как поведение женщин до такой степени обусловлено культурой и воспитанием, что большинство из них сами отдают своих детей после родов - специалистам. Когда я такое слышу, на мгновение мне хочется чтобы все могли иногда становиться такими гориллами. Но ясно, что далеко не все женщины видят себя в такой роли, и не всем она по силам. А в ситуации, когда роды прошли не так, как хотелось, очень многие теряют большую часть уверенности в себе и в своих силах. Поэтому каждый раз, когда на вызове я слышу истории о том, как маме пришлось отдать ребенка в детскую на первую ночь, на первый день, согласиться на докорм, и так далее, я все понимаю. Я чувствую, что поступить по-другому в тот момент было для мамы невозможно.
И как раз в таких случаях, мне кажется, становится очень важным умение договариваться, иногда хитрить, иногда упрашивать. С какой-то группой мы придумали способ не подписывать согласие на все-все-все, не навлекая на себя гнев: "Мой муж (мама, папа) - юрист, и если я это подпишу, он меня убьет (будет считать меня дурой и разведется со мной, не простит, и вообще не разрешает). Извините, я бы подписала, но не могу. Давайте если будет точно нужно делать что-то из этого, я вам подпишу отдельную бумагу". Буквально вот сегодня моя подруга говорила, что она никогда больше не пойдет сама, и не посоветует никому идти в роддом без пачки сторублевых купюр, потому что, если бы она могла вернуть все назад, с их помощью она решила бы несколько проблем, которые не смогла решить тогда.
В любом случае, мне кажется, что перед родами хорошо было бы определиться с тем, что для женщины имеет принципиальную важность, и продумать, какими способами этого можно достичь. Важно, чтобы женщину эти способы устраивали, чтобы они подходили ее характеру, и хорошо, если этих способов будет несколько. Вот так.